«Секреты маленьких человечков» с элементами ТРИЗ
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Александровна Ручина

Мастер – класс по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_malenkih_chelovechkov_s_elementami_triz.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

Мастер – класс по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

«Секреты маленьких человечков» с элементами ТРИЗ

                                                                  Провела: воспитатель Ручина Т.А.

г. Москва г.о. Троицк

                      Цель:

  • посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах различных веществ и их способности перехода из одного состояния в другое под влиянием температурных воздействий;
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;

  1. активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  2. обобщить и закрепить знания детей о воде, воздухе, твердых телах, дать элементарные представления о составе веществ (маленьких человечков);

Развивающие:

  1. развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;
  2. развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  3. развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;
  4. продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

  1. воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  2. воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

 

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой и предметами
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
  • Дидактическая игра «Плавает – тонет»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Словарная работа: закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование: сосуды с жидкостями, лёд, свеча, твёрдые предметы (камень, дерево, железо), полиэтиленовый мешочек с воздухом, салфетки, карандаши. Использование ИКТ.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами, послушав сказку.

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны. С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель: А хотите познакомиться с этими человечками поближе?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте убедимся, что в столе живут эти человечки.

Опыт №1 (с карандашом)

Дети, взяв по карандашу пытаются пройти сквозь стол карандашом.

Воспитатель: А как вы думаете где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети: В нетвердых предметах.

Воспитатель: Вы правы и сегодня мы познакомимся с человечками, которые живут в жидкостях и образуют жидкие вещества. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной.

Дети: Ручей.

Воспитатель: Молодцы отгадали. Ручеёк — это вода и она жидкая.

А что вы ещё знаете жидкое?

Дети: Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель: Правильно, молодцы!  Давайте убедимся, что в жидкостях живут эти человечки.

Опыт №2 (с карандашом)

Дети, взяв карандаш пытаются пропустить его сквозь жидкость. Переливают из одной ёмкости в другую.

Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: Дым, пар. Не всегда, но, можно, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель: Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком, воздушным шаром, духами, баночкой с чесноком).

Воспитатель: Ну как понравились вам человечки? Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые?

Дети:(Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.

Воспитатель: Но, чтобы мы смогли заняться интересны, дело нам нужно отдохнуть и немного поиграть.

Игра - на координацию речи с движением.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. И посмотрим какие человечки живут в воде. Вот для вас новая подсказка:

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьёшь, конечно шишки.

Знать тверда была вода,

Ты ответишь без труда.

Воспитатель: (показывает лёд, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?

Дети: Зимой мороз и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.

Воспитатель: 

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду,

Будешь мокрый ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода.

Опыт №4 (Лёд тает)

Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается пока не растает.

Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?

Дети: Когда лёд нагрелся он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.

Воспитатель:

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдём.

Опыт №4 (Нагревание воды, испарение)

Берётся ложка и наливается вода и нагревается, пока вода не испарится. Или электрический чайник показать, как идёт пар.

Воспитатель: Что произошло с водой? Что произошло с человечками?

Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.

Воспитатель: 

И вода, и лёд и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это всё – таки вода, ты запомни навсегда!

Ну что, вам понравилось быть учёными? Так из каких человечков может состоять вода?

Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Работа с модулями «Состав веществ»

Воспитатель: Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного.

Литература:

  1. О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы» Москва, 2005г
  2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. http://vospitatel.com.ua/
  5. http://dohcolonoc.ru/cons/5279-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov.html
  6. Гин.С.И.    Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты маленьких человечков (элемент ТРИЗ)

НОД для детей старшего возраста...

Секреты маленьких человечков

Конспект занятия с элементами ТРИЗ по опытно - экспериментальной деятельности....

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...

«Познавательная гостиная с одарёнными детьми», По теме: «Секреты маленьких человечков с элементами ТРИЗ» Для детей от 5 до 6 лет

Посредством элементов ТРИЗ формировать представления  о свойствах материалов неживой природы. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы; Используя метод моделирования...

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ ...

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

Метод маленьких человечков (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутренние строения объектов и взаимодействия между ними....