Конспект занятия по развитию речи В школе Веселых человечков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи В школе Веселых человечков

Скачать:


Предварительный просмотр:



ТЕМА :  «В школе весёлых человечков».

        ЦЕЛИ : Образовательные:

  • Закрепить знание детей о школьных принадлежностях.
  • Закрепить умение давать характеристику звукам русского языка.
  • Совершенствовать умение выделять гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.
  • Повторить буквы русского алфавита, правильность их написания.
  • Продолжать учить детей подбирать родственные слова.
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Закрепить умение спрягать глаголы в настоящем времени.

Коррекционные:

  • Продолжать работу над развитием фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
  • Закрепить навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов.
  • Закрепить навык анализа и синтеза предложений.
  • Развивать зрительное восприятие и узнавания (гнозис), анализ и синтез, зрительное внимание и память детей, а также буквенный гнозис.
  • Развивать слуховое внимание,  кратковременную слухо-речевую память, мышление, моторику детей, ориентировку в пространстве.
  • Следить за правильным звукопроизношением.

Образовательные:

- воспитывать усидчивость, активность.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Буратино, предметные картинки (барабан, утюг, радуга, апельсин, телевизор, иголка, носки, орден), рисунок «волшебного дерева»; слово «ШКОЛА» из недописанных букв, озографы по числу детей, кассы; пооски со словами, из которых можно составить пословицу; мяч, кроссворд, фломастер, кружки для составления схемы слова; изображения Весёлых человечков: Карандаша, Дюймовочки, Чиполлино; цифры 1-8.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в группу, здороваются, останавливаются около стульчиков.

Логопед : - Давайте соберём «семью слов» – подберём слова-родственники к слову «УЧИТЬСЯ». Сядет на стульчик тот, кто назовёт одно такое слово.

Дети : - Ученик, ученица, учитель, учительница, учебник, учебный, ученье, учёба, выучить, учёный, научить…

( логопед помогает детям дополнить ряд слов: учительская, ученический, наука, научный…)

Логопед: - Какой может быть ученик?

Дети: - Хороший, прилежный, плохой, нерадивый, аккуратный…

Логопед : - А учитель? Какой учитель вам больше нравится?

Дети: - Добрый, умный, весёлый…

Логопед: - Чему можно научится в школе?

Дети: - Читать, писать, считать…

 

Логопед: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой, которого вы хорошо знаете. Посмотрите картинки, сложите первые звуки этих слов и прочитайте его имя.

( На наборном полотне – предметные картинки: барабан, утюг, радуга, апельсин, телевизор, иголка, носки, орден).

Дети: - (читают) Буратино.

Логопед: - А вот и он сам! (достаёт из-за ширмы игрушку Буратино).

Буратино: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуй, Буратино!

Буратино: - Ребята, я очень тороплюсь! Знаете куда? В школу Весёлых Человечков. Хотите вместе со мной? Ладно. А скажите, пожалуйста, с чем ученики ходят в школу?

Дети: –С портфелем, с ранцем, с рюкзаком.

Буратино: - Давайте и мы соберём портфели. Как можно назвать двумя словами то, что берут с собой в школу?

Дети: - Школьные принадлежности, (учебные вещи).

Буратино: - Ребята, однажды я посадил одну золотую монетку и у меня выросло волшебное дерево, на котором растут всякие вещи.

(Логопед показывает рисунок).

Логопед: - Посмотрите на него внимательно и запомните всё, что растёт на ветках.

(Дети разглядывают дерево в течение 1 минуты).

Буратино: - А теперь назовите только школьные принадлежности.

Дети: - Ручка, линейка, тетрадь, букварь, пенал…

Буратино: - Молодцы! Теперь можете отправится в школу.

(Дети встают со стульчиков). 

Буратино: - а чтобы нам было не скучно идти, давайте немного поиграем. Встаньте в ряд. Будем играть в «Испорченный телефон».

Я скажу предложение на ушко Ксюше – и так по цепочке, а Андрей скажет то, что услышал, вслух.

(Предложения: Вера жарила картофель. Журавль взмахнул крыльями. Корабль сел на мель. Коля кормил кроликов. Марина сварила варенье из малины.

После каждого предложения дети перестраиваются по указанию логопеда: тот, кто произносил фразу вслух, встаёт в начало ряда.)

Буратино: - А теперь закройте5 глаза. Повернитесь налево. Повторяйте за мной: «Рисовал художник ламу и картину вставил в раму». Сделайте шаг вперёд. Повторяйте:«Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я пил». Повернитесь направо. Повторяйте: «В блеске солнечных лучей по земле бежит ручей». Сделайте шаг назад. Повторяйте: «Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов». А теперь, не открывая глаз, повернитесь ко мне и повторите: «Ученик учел уроки, у него в чернилах щёки». Откройте глаза. Подойдите сюда. Вот мы и пришли.

(Дети подходят к наборному полотну).

Логопед: - Прочитайте, что здесь написано – видите, буквы «сломались»?

(Дети исправляют буквы и читают.)

Дети: - «ШКОЛА»

Логопед: - А вот и учителя – Весёлые человечки. Вы их знаете?

(На фланелеграфе – изображение Весёлых Человечков).

Дети: - Это Карандаш, Дюймовочка, Чиполино.

Логопед: - Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).

(Логопед звонит в маленький колокольчик).

Логопед: - Начинается урок в школе Весёлых Человечков.

Логопед:  (От лица Карандаша). – Ребята, я приготовил для вас задание: нарисовал картинки – изографы (картинки из букв). Садитесь за столы (дети садятся). Берите кассы и составляйте эти слова. У кого что нарисовано? (Дети отвечают).

(Логопед проверяет правильность составленных детьми слов).

КАРАНДАШ : - Поднимите руки те дети, у кого в слове есть звук Л, а звука Р нет.                                                                        ( слова: «яблоко», «пенал»).

     - У кого в слове только звук Р (один), а звука Л нет. 

( слова: «страус», «курица», «сорока»).

  • У кого 2 звука Р ( слова: «трактор»).

     -  У кого в слове есть и Ль и Р.( слова: «вертолёт», «телевизор»).

А теперь придумайте с этими словами предложения.

( Например, « Коля поделился яблоком с другом», « Страус живёт в Африке», « Трактор работает в поле», « По телевизору идёт интересная передача », « Вертолёт пролетел над лесом »).  В каждом предложении дети находят «маленькое слово»(предлог) и называют его.

По выбору логопеда дети разбирают одно предложение: считают количество слов, называют первое, второе и другие слова, один ребёнок рисует схему на доске.

ДЮЙМОВОЧКА :   - А теперь выполните моё задание. ( Дети выходят из-за столов, каждый берёт полоску с написанным на неё словом, читает его вслух. Затем составляют из слов пословицу).                -   Что у вас получилось?

Дети :  « Дерево дорого плодами, а человек делами ».

Логопед : -  Как вы это понимаете? За что мы ценим дерево ( например, яблоню)?

Дети :  - За то, что у неё вкусные яблоки.

Логопед :  - Правильно, за её плоды. А человека?

Дети:  - За его дела.

Логопед: - За какие дела – добрые, полезные или злые, нехорошие?

Дети: -За добрые, хорошие, полезные дела. (можно привести примеры).

( Логопед звонит в колокольчик)

Логопед: - Урок кончился, теперь переменка. Нам поможет её провести Буратино.

(Дети проговаривают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения):

Буратино потянулся,                              (показывают «нос», потягиваются)

Раз – нагнулся,                                        (наклоны влево)

Два -  нагнулся,                                       (наклон вперёд)

Три – нагнулся.                                       (наклон вправо)

Руки в стороны развёл,                          (разводят руки в стороны)

Ключик видно не нашёл.                       («грозят» пальцем, поворачивают

                                                                   голову влево-вправо).

Чтобы ключик нам достать,                  (маршируют на месте)

Нужно на носочки встать.                     (встают на носки, тянут правую

                                                                   руку вверх, делая хватательное движение).

(Логопед берёт мяч).

  • А теперь поиграем с мячом. Игра «Я, ты, он, она». Будем изменять слово-действие «учится». (Логопед бросает мяч ребёнку : Я…» – ребёнок бросает мяч обратно: «учусь»       и т.д.)
  • Теперь слово-действие «читать» (считать, писать, играть)

(аналогично).

  • А сейчас – игра « Кто кем будет?» (с мячом):

Кем будет котёнок? – кошкой (котом).

                   Птенец? – птицей.

                   Жёлудь? – дубом.

                   Головастик – лягушкой.

                   Яйцо – цыплёнком (птицей, черепахой).

                   Мука – тестом.

                   Тесто – пирогом. и т.д.

 (Логопед звонит в колокольчик).

  • Переменка кончилась, начинается следующий урок. Его проведёт Чиполлино.

(дети садятся на стульчики).

Чиполлино: - Я приготовил для вас, ребята, кроссворд. В него вы будете вписывать названия школьных принадлежностей. Послушайте задание: вы будете по очереди рассказывать загадки (я знаю, что это было ваше домашние задание.)

(Логопед раздают детям цифры). У кого цифра «1», тот рассказывает свою загадку первым           ( и т.д.)          (Несколько цифр у логопеда).

           (Далее дети отгадывают загадки и печатают слова):

  1. Не похож на человечка,                                 2. До чего же скучно, братцы,

Но имеет он сердечко,                                       На чужой спине кататься!

И работает круглый год                                     Дал бы мне кто пару ног,

Он сердечко отдаёт.                                           Чтобы сам я бегать мог

Пишет он, когда диктуют,                                 Я б такой исполнил танец!

Он и чертит и рисует.                                        Да нельзя я школьный …

А сегодня вечерком                                                 (РАНЕЦ)

Он раскрасит мне альбом.

               (КАРАНДАШ)

  1. Раз работу ей задашь,-

Зря трудился карандаш.

       (РЕЗИНКА).

  1. Я люблю прямоту,                                               5. По чёрному белым

Я сама прямая.                                                         Пишут то и дело.

Сделать новую черту                                              Протрут тряпицей -  

Вам я помогаю.                                                        Чиста страница.

Что-нибудь без меня                                                  (ДОСКА).

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?

        (ЛИНЕЙКА).

  1. На столе передо мной                                       8. Белый камешек растаял,                                          

Закрутился шар земной:                                       На доске следы оставил.  

Арктика, Экватор, Полюс, -                                             (МЕЛ).

Уместил всю Землю…

        (ГЛОБУС).

  1. Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

        (БУКВЫ).

Чиполлино: - А теперь прочитайте слово, которое получилось по вертикали, - и узнайте, что школьники любят больше всего.

Дети (читают): - «КАНИКУЛЫ».

Чиполлино: -Давайте разберём это слово. Сколько в нём звуков? (8)

(Каждый из названных детей ставит кружок и даёт характеристику этого звука). Сколько в слове гласных звуков? (4), назовите их по порядку (А, И, У, Ы). Сколько в слове слогов? (4) (КА, НИ, КУ, ЛЫ). Назовите ударный слог (НИ – второй слог). Сколько согласных? (4). Назовите мягкий согласный (Нь). Твёрдые согласные (К,К,Л).

  • Молодцы, умеете разбирать слова!

(Логопед звонит в колокольчик).

Логопед: - Урок закончился!  Нам пора домой, в детский сад. Ребята попрощайтесь с Весёлыми  Человечками.

(Дети прощаются).

Подводится итог занятия. Дети прощаются, выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Б.С.Житков "Как я ловил человечков"

Знакомство детей с писателем Б.С.Житковым и его рассказом "Как я ловил человечков". Обогащение словарного запаса детей, обучение развернутому ответу на поставленные вопросы, восприятие расск...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: "КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ".

Познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к литературе....

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ ...