Конспект занятия по развитию речи В школе Веселых человечков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи В школе Веселых человечков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_shkole_veselyh_chelovechkov.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА : «В школе весёлых человечков».
ЦЕЛИ : Образовательные:
- Закрепить знание детей о школьных принадлежностях.
- Закрепить умение давать характеристику звукам русского языка.
- Совершенствовать умение выделять гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.
- Повторить буквы русского алфавита, правильность их написания.
- Продолжать учить детей подбирать родственные слова.
- Продолжать учить детей отгадывать загадки.
- Закрепить умение спрягать глаголы в настоящем времени.
Коррекционные:
- Продолжать работу над развитием фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
- Закрепить навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов.
- Закрепить навык анализа и синтеза предложений.
- Развивать зрительное восприятие и узнавания (гнозис), анализ и синтез, зрительное внимание и память детей, а также буквенный гнозис.
- Развивать слуховое внимание, кратковременную слухо-речевую память, мышление, моторику детей, ориентировку в пространстве.
- Следить за правильным звукопроизношением.
Образовательные:
- воспитывать усидчивость, активность.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Буратино, предметные картинки (барабан, утюг, радуга, апельсин, телевизор, иголка, носки, орден), рисунок «волшебного дерева»; слово «ШКОЛА» из недописанных букв, озографы по числу детей, кассы; пооски со словами, из которых можно составить пословицу; мяч, кроссворд, фломастер, кружки для составления схемы слова; изображения Весёлых человечков: Карандаша, Дюймовочки, Чиполлино; цифры 1-8.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в группу, здороваются, останавливаются около стульчиков.
Логопед : - Давайте соберём «семью слов» – подберём слова-родственники к слову «УЧИТЬСЯ». Сядет на стульчик тот, кто назовёт одно такое слово.
Дети : - Ученик, ученица, учитель, учительница, учебник, учебный, ученье, учёба, выучить, учёный, научить…
( логопед помогает детям дополнить ряд слов: учительская, ученический, наука, научный…)
Логопед: - Какой может быть ученик?
Дети: - Хороший, прилежный, плохой, нерадивый, аккуратный…
Логопед : - А учитель? Какой учитель вам больше нравится?
Дети: - Добрый, умный, весёлый…
Логопед: - Чему можно научится в школе?
Дети: - Читать, писать, считать…
Логопед: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой, которого вы хорошо знаете. Посмотрите картинки, сложите первые звуки этих слов и прочитайте его имя.
( На наборном полотне – предметные картинки: барабан, утюг, радуга, апельсин, телевизор, иголка, носки, орден).
Дети: - (читают) Буратино.
Логопед: - А вот и он сам! (достаёт из-за ширмы игрушку Буратино).
Буратино: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуй, Буратино!
Буратино: - Ребята, я очень тороплюсь! Знаете куда? В школу Весёлых Человечков. Хотите вместе со мной? Ладно. А скажите, пожалуйста, с чем ученики ходят в школу?
Дети: –С портфелем, с ранцем, с рюкзаком.
Буратино: - Давайте и мы соберём портфели. Как можно назвать двумя словами то, что берут с собой в школу?
Дети: - Школьные принадлежности, (учебные вещи).
Буратино: - Ребята, однажды я посадил одну золотую монетку и у меня выросло волшебное дерево, на котором растут всякие вещи.
(Логопед показывает рисунок).
Логопед: - Посмотрите на него внимательно и запомните всё, что растёт на ветках.
(Дети разглядывают дерево в течение 1 минуты).
Буратино: - А теперь назовите только школьные принадлежности.
Дети: - Ручка, линейка, тетрадь, букварь, пенал…
Буратино: - Молодцы! Теперь можете отправится в школу.
(Дети встают со стульчиков).
Буратино: - а чтобы нам было не скучно идти, давайте немного поиграем. Встаньте в ряд. Будем играть в «Испорченный телефон».
Я скажу предложение на ушко Ксюше – и так по цепочке, а Андрей скажет то, что услышал, вслух.
(Предложения: Вера жарила картофель. Журавль взмахнул крыльями. Корабль сел на мель. Коля кормил кроликов. Марина сварила варенье из малины.
После каждого предложения дети перестраиваются по указанию логопеда: тот, кто произносил фразу вслух, встаёт в начало ряда.)
Буратино: - А теперь закройте5 глаза. Повернитесь налево. Повторяйте за мной: «Рисовал художник ламу и картину вставил в раму». Сделайте шаг вперёд. Повторяйте:«Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я пил». Повернитесь направо. Повторяйте: «В блеске солнечных лучей по земле бежит ручей». Сделайте шаг назад. Повторяйте: «Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов». А теперь, не открывая глаз, повернитесь ко мне и повторите: «Ученик учел уроки, у него в чернилах щёки». Откройте глаза. Подойдите сюда. Вот мы и пришли.
(Дети подходят к наборному полотну).
Логопед: - Прочитайте, что здесь написано – видите, буквы «сломались»?
(Дети исправляют буквы и читают.)
Дети: - «ШКОЛА»
Логопед: - А вот и учителя – Весёлые человечки. Вы их знаете?
(На фланелеграфе – изображение Весёлых Человечков).
Дети: - Это Карандаш, Дюймовочка, Чиполино.
Логопед: - Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются).
(Логопед звонит в маленький колокольчик).
Логопед: - Начинается урок в школе Весёлых Человечков.
Логопед: (От лица Карандаша). – Ребята, я приготовил для вас задание: нарисовал картинки – изографы (картинки из букв). Садитесь за столы (дети садятся). Берите кассы и составляйте эти слова. У кого что нарисовано? (Дети отвечают).
(Логопед проверяет правильность составленных детьми слов).
КАРАНДАШ : - Поднимите руки те дети, у кого в слове есть звук Л, а звука Р нет. ( слова: «яблоко», «пенал»).
- У кого в слове только звук Р (один), а звука Л нет.
( слова: «страус», «курица», «сорока»).
- У кого 2 звука Р ( слова: «трактор»).
- У кого в слове есть и Ль и Р.( слова: «вертолёт», «телевизор»).
А теперь придумайте с этими словами предложения.
( Например, « Коля поделился яблоком с другом», « Страус живёт в Африке», « Трактор работает в поле», « По телевизору идёт интересная передача », « Вертолёт пролетел над лесом »). В каждом предложении дети находят «маленькое слово»(предлог) и называют его.
По выбору логопеда дети разбирают одно предложение: считают количество слов, называют первое, второе и другие слова, один ребёнок рисует схему на доске.
ДЮЙМОВОЧКА : - А теперь выполните моё задание. ( Дети выходят из-за столов, каждый берёт полоску с написанным на неё словом, читает его вслух. Затем составляют из слов пословицу). - Что у вас получилось?
Дети : « Дерево дорого плодами, а человек делами ».
Логопед : - Как вы это понимаете? За что мы ценим дерево ( например, яблоню)?
Дети : - За то, что у неё вкусные яблоки.
Логопед : - Правильно, за её плоды. А человека?
Дети: - За его дела.
Логопед: - За какие дела – добрые, полезные или злые, нехорошие?
Дети: -За добрые, хорошие, полезные дела. (можно привести примеры).
( Логопед звонит в колокольчик)
Логопед: - Урок кончился, теперь переменка. Нам поможет её провести Буратино.
(Дети проговаривают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения):
Буратино потянулся, (показывают «нос», потягиваются)
Раз – нагнулся, (наклоны влево)
Два - нагнулся, (наклон вперёд)
Три – нагнулся. (наклон вправо)
Руки в стороны развёл, (разводят руки в стороны)
Ключик видно не нашёл. («грозят» пальцем, поворачивают
голову влево-вправо).
Чтобы ключик нам достать, (маршируют на месте)
Нужно на носочки встать. (встают на носки, тянут правую
руку вверх, делая хватательное движение).
(Логопед берёт мяч).
- А теперь поиграем с мячом. Игра «Я, ты, он, она». Будем изменять слово-действие «учится». (Логопед бросает мяч ребёнку : Я…» – ребёнок бросает мяч обратно: «учусь» и т.д.)
- Теперь слово-действие «читать» (считать, писать, играть)
(аналогично).
- А сейчас – игра « Кто кем будет?» (с мячом):
Кем будет котёнок? – кошкой (котом).
Птенец? – птицей.
Жёлудь? – дубом.
Головастик – лягушкой.
Яйцо – цыплёнком (птицей, черепахой).
Мука – тестом.
Тесто – пирогом. и т.д.
(Логопед звонит в колокольчик).
- Переменка кончилась, начинается следующий урок. Его проведёт Чиполлино.
(дети садятся на стульчики).
Чиполлино: - Я приготовил для вас, ребята, кроссворд. В него вы будете вписывать названия школьных принадлежностей. Послушайте задание: вы будете по очереди рассказывать загадки (я знаю, что это было ваше домашние задание.)
(Логопед раздают детям цифры). У кого цифра «1», тот рассказывает свою загадку первым ( и т.д.) (Несколько цифр у логопеда).
(Далее дети отгадывают загадки и печатают слова):
- Не похож на человечка, 2. До чего же скучно, братцы,
Но имеет он сердечко, На чужой спине кататься!
И работает круглый год Дал бы мне кто пару ног,
Он сердечко отдаёт. Чтобы сам я бегать мог
Пишет он, когда диктуют, Я б такой исполнил танец!
Он и чертит и рисует. Да нельзя я школьный …
А сегодня вечерком (РАНЕЦ)
Он раскрасит мне альбом.
(КАРАНДАШ)
- Раз работу ей задашь,-
Зря трудился карандаш.
(РЕЗИНКА).
- Я люблю прямоту, 5. По чёрному белым
Я сама прямая. Пишут то и дело.
Сделать новую черту Протрут тряпицей -
Вам я помогаю. Чиста страница.
Что-нибудь без меня (ДОСКА).
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?
(ЛИНЕЙКА).
- На столе передо мной 8. Белый камешек растаял,
Закрутился шар земной: На доске следы оставил.
Арктика, Экватор, Полюс, - (МЕЛ).
Уместил всю Землю…
(ГЛОБУС).
- Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(БУКВЫ).
Чиполлино: - А теперь прочитайте слово, которое получилось по вертикали, - и узнайте, что школьники любят больше всего.
Дети (читают): - «КАНИКУЛЫ».
Чиполлино: -Давайте разберём это слово. Сколько в нём звуков? (8)
(Каждый из названных детей ставит кружок и даёт характеристику этого звука). Сколько в слове гласных звуков? (4), назовите их по порядку (А, И, У, Ы). Сколько в слове слогов? (4) (КА, НИ, КУ, ЛЫ). Назовите ударный слог (НИ – второй слог). Сколько согласных? (4). Назовите мягкий согласный (Нь). Твёрдые согласные (К,К,Л).
- Молодцы, умеете разбирать слова!
(Логопед звонит в колокольчик).
Логопед: - Урок закончился! Нам пора домой, в детский сад. Ребята попрощайтесь с Весёлыми Человечками.
(Дети прощаются).
Подводится итог занятия. Дети прощаются, выходят из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"
Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического матер...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Веселое путешествие на паровозике»
"Веселые путешествие на паровозике"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Б.С.Житков "Как я ловил человечков"
Знакомство детей с писателем Б.С.Житковым и его рассказом "Как я ловил человечков". Обогащение словарного запаса детей, обучение развернутому ответу на поставленные вопросы, восприятие расск...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: "КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ".
Познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Развивать устную речь, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к литературе....
Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ
Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...