Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Амурский тигр – как ему живется в тайге?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ОД в старшей группе "Амурский тигр - как ему живется в тайге?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_amurskiy_tigr.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
в старшей группе «Амурский тигр – как ему живется в тайге?»
Автор: Лунева Александра Борисовна
Цель: расширение знаний об уссурийском тигре, как о животном, занесенном в Красную книгу, формирование любви и гордости к родному краю.
Задачи:
Образовательные: - Систематизировать знания о символике края — гербе и флаге Приморского края.
- Пополнить и закрепить знания детей об уссурийском тигре: повадках, питании, способах охоты.
- Дать детям знания об опасностях, с которыми сталкивается тигр в тайге: глубокий снег, проливные дожди, нехватка корма, ранения.
Развивающие: - Формировать познавательный интерес. - Развивать логическое мышление, память, речь.
Воспитательные: - Сформировать убеждение о бесценности природы и обитателей края, и подвести к выводу о необходимости ее сохранять.
Речевое развитие: - Учить отвечать на вопросы полным ответом. - Закрепить навык правильного произношения звука «р». - Поощрять речевую активность, желание вступать в диалог, делиться своими знаниями и впечатлениями, использовать в речи описания.
Оборудование: телевизор, ноутбук, видео и звуковые файлы, иллюстрации с изображением герба и флага Приморского края, карта Дальнего востока с отметками Приморского и Хабаровского края, шапочки тигра и козлят для подвижной игры, рулетка.
Предварительная работа: беседы с детьми о Приморском крае; чтение художественной литературы о тиграх и жителях тайги; прослушивание звуковых файлов «Голоса леса»; загадывание загадок; рассматривание: дидактического материала, книжных иллюстраций; подбор стихов, создание презентации.
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, физическая.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение на фоне красивой заставки природы Дальнего востока:
Есть в России край такой
С необычной красотой.
Здесь и море и тайга,
Лотос смотрит в облака,
В сопках тигр и олень,
Есть лимонник и женьшень.
Постарайся, угадай,
Что это за край? (Приморский край)
(Дети подходят к карте)
- Почему называется Приморский край? (расположен у моря)
- У нашего края есть свои символы. (Показ изображений герба и флага.)
- Кто знает — что это такое? (герб, флаг)
- Внимательно посмотрите, и запомните, что на них изображено. На гербе и на флаге – золотое изображение идущего уссурийского тигра. Это означает, что Приморский край гордится, что на его территории обитает такое редкое и красивое животное.
- Но вы, наверное, уже слышали, что тигра называют по- разному: уссурийский и амурский. Как вы думаете, почему?
- Посмотрите на карту: здесь протекает река Амур, рядом с которой растет густая тайга; а здесь протекает река Уссурка, поэтому тайгу здесь называют уссурийской, рядом расположен город Уссурийск. По всей этой тайге обитает наш тигр, поэтому его называют и амурским, и уссурийским.
(На экране слайд с видами тайги)
- Ребята, вот мы оказались в лесу - этот лес необычный, его люди называют тайгой, (Уссурийской тайгой). Тайга - удивительное создание природы.
- Чем отличается тайга от обычного леса? Каких деревьев в тайге больше? Почему деревья называются хвойными? Кто живёт в тайге? (Дети перечисляют животных, на экране появляются их изображения)
Это что за зверь лесной,
Встал недвижно под сосной?
Ему выжить помоги,
Он король нашей тайги.
(Рассматривание слайдов с изображением тигра)
- Здесь, в знаменитой уссурийской тайге, живёт тигр. Его любимые места обитания - горные кедрово-широколиственные леса. Особенно любит тигр леса со скалами, пещерами. Здесь он охотится, с высоких точек обозревая свои владения. Тигра называют хозяином уссурийской тайги.
- Расскажите, какой он? (тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши, хвост, лапы.)
С помощью рулетки мы сейчас представим размер тигра. Длина его вместе с хвостом примерно 3 метра, высота чуть больше метра, а прыгает он на 5 метров в длину. (Дети с помощью рулетки обозначают размеры тигра)
- Да, верно. Тигр - очень большая дикая кошка, свирепая, сильная, быстрая, неустрашимая. Это крупное животное ударом лапы может свалить с ног лошадь. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. Его движения плавные, ловкие, быстрые, он умеет двигаться бесшумно и аккуратно. Как у истинного хищника у него тонкий слух, отличное зрение, высокая прыгучесть, он хороший скалолаз и пловец.
- Тигр может прыгать.
- Кошки умеют мурлыкать, мурлычет и тигр, когда он сыт и спокоен. Но если что-то не по нему – глухо рычит, и издаёт угрожающие звуки.
- Давайте порычим, как тигры, сначала тихо. Потом громче.
(Дети произносят звук «р»)
- Днем тигр прячется, а ночью выходит на охоту. На охоте тигр полагается на замечательное острое зрение и слух. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. Ему помогает умение ходить очень, очень осторожно, так, чтобы другие звери не услышали
- А давайте, и мы попробуем пройти по «тигриной тропе».
(Небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе.)
- И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.
- Предлагаю поиграть в подвижную игру «Козлята и тигрята»
(Выбираются 3 тигрёнка, остальные - козлята. Дети надевают шапочки.)
Козлята:
Мы весёлые козлята
Любим прыгать и скакать.
Тигрята:
А, мы ловкие тигрята
Очень любим догонять.
- А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат - то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку.
- Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, у него тоже случаются неприятности. Поразмышляйте, какие проблемы могут быть у тигра в дикой природе?
(Если выпало много снега, трудно бежать за добычей;
у тигра нет норы и в сильный дождь он может промокнуть и замерзнуть;
в дождь сложно охотиться;
когда у тигрицы малыши, ей нужно следить, чтобы с малышами ничего не случилось и регулярно приносить им еду;
лесные пожары могут погубить и тигров, и животных, на которых он охотится;
если люди срубят много дубов и хвойных – кабанам будет мало пищи, а на кабанов охотится тигр)
- Молодцы, вы очень внимательны!
- Кроме опасностей в дикой природе существует опасность от охотников и браконьеров. Поэтому тигров в природе остается все меньше.
- Что же делать?
(Предложения детей)
- Посмотрите, я хочу показать вам Красную книгу.
- Это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас.
- Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных.
Физкультминутка «Шел тигриный детский сад»
– Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.
Шёл тигриный детский сад,
Много маленьких тигрят,
Тигрята не кусаются,
Тигрята все стараются.
Раз, два, три –
За тигрёнком Машей повтори!
(Ребёнок показывает движение, дети повторяют. Затем движения показывает другой ребёнок)
- И, конечно же, мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы).
- Правильно. Природу надо любить, беречь её и по возможности помогать птицам и животным. Послушайте, как надо себя вести в лесу.
Дети слушают стихотворение на фоне слайдов о животных, тайге, природе.
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать
Из рогатки не стрелять
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Рефлексия
- Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали?
Что запомнилось и больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
Конспект занятия по программе "детский сад 2100" "Идет волшебница - зима"...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Раскрась планету» нетрадиционные техники рисования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Представляю подробный конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Раскрась планету". Дети окунуться в увлекательное незабываемое к...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Карлсон и его занимательные игры". Приоритетная образовательная область познавательное развитие.
Закрепление полученных знаний по теме недели "Дикие животные"...
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Автобус» Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Развивать конструктивные способности детей в аппликации.Обучающие задачи:Учить детей, передавать характерные особенности формы автобуса и его частей.Закреплять приемы вырезывания и аккуратного н...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей «Социал...