Методическая разработка занятия по окружающему миру " Деревья и кустарники"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Вот деревья и кусты.
Различить их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток.
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.
Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию «Деревья и кустарники»
Содержание
1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.
Вот деревья и кусты.
Различить их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток.
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.
Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках,
Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)
-Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)
-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)
-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)
И вот сейчас нам с вами нужно попасть в осенний лес. Повторяйте за мной.
Мы три раза хлопнули
И три раза топнули,
Глаза закрыли,
Глаза открыли
И очутились в осеннем лесу.
(Открываем занавес, а на доске рисунки деревьев с плодами и листьями.)
Мы попали в лес. Здесь сейчас тихо, только деревья шелестят.
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.
Воспитатель:- из каких частей состоит дерево?
Дети: корень; ствол, ветки и листья - крона.
Воспитатель:- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.
Воспитатель:- Какую пользу приносят корни дереву?
Ответы детей. Дополнение, обобщение.
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?
Ответы детей. Дополнение, обобщение.
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего?
Дети: от высыхания, от насекомых.
Воспитатель:- Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья? Ответы детей
Воспитатель: Какого цвета бывают листья?
ЛИСТ – источник жизни на планете.
Воспитатель:- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев. Вы помните о том, что у дерева один ствол, а куста много стволов.
Дерево высокое, а кустик низкий.
- Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
А теперь я вам задам вопросы( ответы детей )
- Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
- Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
- Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
- Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
.-Что такое лес? (Место, где растет много деревьев?)
-Чем полезны леса и деревья? (В лесу живут звери и птицы - это их дом. В лесу мы собираем грибы, ягоды и лекарственные травы. Из деревьев строят дома, делают мебель. Печи томим дровами. В нашем крае много лесов. Деревья своими листьями очищают воздух и обогащают его кислородом.)
3. Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья. (Клен, дуб, сосна, ель, береза.)
4. Чем отличаются кусты от деревьев? (У деревьев один ствол, а у кустов много тонких стволов.)
5. Назовите кусты которые здесь показаны. (Рябина, орешник.)
6. Чем похожи деревья и кусты? Из каких частей состоят деревья и кусты? (Корень, ствол, ветви, ветки, листья, цветы, семена, почки.)
7. Чем отличается ель и сосна от других деревьев? (У них вместо листьев хвоя.)
Весной из почек распускаются зеленые листочки цветы, Осенью на месте цветов созревают семена. Семена падают на землю. А весной из семян вырастают молодые деревья и кусты. А еще семенами осенью и зимой питаются лесные звери и птицы.
3. Игра «Угадай по описанию». Работа по картинам.
Сосна
У нее длинный, прямой, крепкий, светло-коричневый ствол. Вместо листьев на веточках зеленая, мягкая длинная хвоя. Осенью хвоя не опадает. Семена созревают в шишках.
- Назовите это дерево!
Ель
Это дерево высокое, стройное. Ствол темно-коричневый, прямой, смолистый. На ветках короткие и колючие хвоинки. Семена созревают в шишках.
- Какое это дерево?
Сосна и ель - хвойные деревья. Повторите!
Дуб
Он могучий, большой. У него толстый, крепкий, темно-коричневый ствол. Листья резные, округленные, осенью становятся коричневыми. Семена – желуди.
- Назовите это дерево!
Береза
У нее ствол белый с черными пятнами. Осенью листья желтеют и опадают. Семена у созревают в сережках.
- Какое это дерево?
Клен
Это большое дерево. У него коричневый ствол. Листья крупные, с пятью концами, которые осенью краснеют. Семена находятся в крылатках.
- Что за дерево?
Рябина
Это небольшой куст с мелкими листьями, на котором осенью созревают кислые, мелкие, круглые, красные плоды. Плоды эти полезные. Их очень любят птицы.
- Этот куст… рябина.
Орешник
Этот куст с крупными листьями. На нем созревают твердые, круглые плоды, которые собирают люди и белки.
- Назовите его.
Работа с текстом
День рождения елочки
Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.
Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?
И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом — все одним цветом».
Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»
Я - клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет — маленькие «вертолетики», это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.
Я - осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение — сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.
Я - дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди — мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.
Я - тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения — сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.
Я - липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Из цветочков вырастут плоды — орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Я - рябина. Про меня говорят:
Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.
Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.
Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.
Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной — мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.
А теперь давайте вспомним
Правильно, а зачем дереву корень? Ответы детей ( чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться).А что еще есть у дерева? Ответы детей (ствол, ветки, листья).
А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать?–( крона). Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поиграем, в игру «Это я, это я, это все мои друзья!», вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать словами( Это я! или Это не я!). Понятно всем? Начинаем:
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? ( Это не я!).
- Кто желает помогать, деревца весной сажать? ( Это я!).
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? ( Это не я!).
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? ( Это я!).
- Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? ( Это не я!)
Дидактическая игра «Один- много»
Один лист- много листьев
Один ствол- много стволов
Один плод- много плодов
Одна ягода- много ягод
Одна шишка- много шишек
Одна ветка- много веток
Беседа о пользе деревьев.
Воспитатель: Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья?
Ответы детей, Воспитатель помогает и дополняет.
Деревья приносят большую пользу:
• их свежая зелень украшает города и селения;
• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
• деревья дают древесину;
они служат топливом;
• из дерева делают мебель, бумагу;
• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Деревья -это наши друзья и помощники.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
Воспитатель: -А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев?
Ответы детей, Воспитатель помогает и дополняет.
• не вырубать, не ломать деревья;
• не разжигать в лесу костры;
• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
• поливать плодовые деревья, обкапывать их;
- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, плавные волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Какие листочки считал ветер? Укладывают ладони на коленки
Игра «Какой листок? Какая ветка?»
Лист дуба – дубовый, лист клена - кленовый, лист рябины - рябиновый, лист осины - осиновый, лист березы – березовый
Ветка сосны - сосновая, ветка ели - еловая, ветка клена – кленовая, ветка дуба –дубовая.
Игра «Какой бывает лес?»
- Какие деревья растут в дубраве? (дубы)
- Какие деревья растут в березовой роще? (березы)
- Какие деревья растут в осиннике? (осины)
- Какие деревья растут в сосновом бору? (сосны)
- Какие деревья растут в ельнике? ( Ели)
А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Можно-нельзя». Я вам буду говорить предложение, а вы отвечайте можно так делать или нельзя:
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
В лесу шуметь. (нельзя)
- Ребята, если мы будем соблюдать эти правила, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по окружающему миру "В гости в Арктику" старшая группа
Методическая разработка занятия "В гости в Арктику"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эс...
Методическая разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе "Чей хвост?"
Авторская разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе. Будет интересна воспитателям для закрепления материала о диких животных, для проведения открытых занятий в младших группах ДОУ...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Деревья и кустарники на нашем участке"
Предоставлен материал по ознакомлению с окружающим миром "Деревья и кустарники на участке"...
Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"
Опытно-экпериментальная деятельностьПодготовительная к школе группа...
Методическая разработка занятия по окружающему миру «Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга»
Расширение знаний и представления детей о родном городе. Закрепление в памяти у ребят названий достопримечательностей города Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."
Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."...
Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»
Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»...