Методическая разработка занятия по окружающему миру «Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Манкевич Наталья Александровна

 Расширение знаний и представления детей о родном городе. Закрепление в памяти у ребят названий достопримечательностей города Санкт-Петербурга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotaka.odt29.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство дошкольников с достопримечательностями, Санкт-Петербурга»

Ознакомление с окружающим

Старшая группа (5-6 лет)

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Цель: Расширение знаний и представления детей о родном городе. Закрепление в памяти у ребят названий достопримечательностей города Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Эрмитаж);
  • Формировать начальные знания в области архитектуры – различать части здания, материалы постройки;
  • Расширять словарь за счёт имён существительных (гранит, колонна, колоннада,  купол, колокольня, собор, шпиль, архитектор, верфь);
  • Развивать логическое мышление и зрительное восприятие;
  • Развивать связную речь;
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Материалы и оборудование:

- Фото презентация (портрет Петра I, памятник «Медный всадник», Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Эрмитаж, Дворцовая площадь, гравюры с изображением первого здания Адмиралтейства и рисунок современного здания.)

- Вырезанный из картона (или сувенирный) адмиралтейский кораблик;

- Силуэт Исаакиевского собора и цветные изображения фрагментов здания купол(1 маленький), колоннада под куполом, 1 колокольня.

- кусочки гранита.

Предварительная работа: экскурсии с родителями к основным достопримечательностям Санкт-Петербурга (рекомендованы – Дворцовая площадь и Эрмитаж, Исаакиевский собор и смотровая площадка собора, прогулка по рекам и каналом Петербурга), рассматривание иллюстраций с изображением основных достопримечательностей, рассматривание карт родного города, конструирование из деревянного конструктора соборов, арок.

Содержание:

В. Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с достопримечательностями нашего города. Как называется наш город?

Д. Санкт-Петербург.

В. Правильно. Подскажите ребята, а когда день рождения нашего города?

Д. 27 мая 1703 года

В. Ребята, у каждого города есть свой основатель, он есть и у нашего города, послушайте загадку:

Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?

Кто это ребята?

Д. Петр Первый

В. Давайте проверим, так или нет это (на интерактивной доске появляется фото Петра)

У нас в городе есть знаменитый памятник Петру Первому, Вы все его хорошо знаете, как он называется? (показывает фото)

Д. «Медный Всадник».

В. Правильно ребята, он стал одним из символов нашего города. Но у нашего города еще много есть символов, я вам сейчас покажу изображения еще одного символа Петербурга.

(Демонстрирует изображение кораблика Адмиралтейства).

Этот кораблик поможет нам поиграть в игру «Петербургские слова».

Игра «Скажи слово»

В.«К кому кораблик приплывет, тот петербургское слово назовет.»

Д. Нева, Петр I, Невский проспект, Летний сад….

В. Молодцы, вы много знаете слов, которые «живут» в нашем городе.  Сейчас я прочитаю Вам стихотворение о нашем кораблике.

 Над грохотом и пылью,

Над шумной суетой

Плывет на тонком шпиле

Кораблик золотой.

Летают рядом чайки

Звезда горит вдали.

Он бы и рад причалить –

Да в небе нет земли

На каком здании разместился этот кораблик?

Д. Адмиралтейство (фото Адмиралтейства)

В. Правильно. Этот кораблик – один из символов нашего города и нашел свою пристань на шпиле Адмиралтейства

А вы почему это здание называют Адмиралтейством вы знаете?

Слово «адмирал» в переводе означает «властелин моря». Петр I  хотел сделать Россию великой морской державой, которая могла защищать свои границы не только на земле, но и на море.  А для этого нужно было построить много кораблей. Русский царь Петр даже учился заграницей корабельному делу. Корабли строились и ремонтировались в специальных местах - «верфях». И сразу после постройки Петропавловской крепости Петр I приказал строить верфи для кораблей. Эти верфи назвали «Адмиралтейством». Только в те далекие времена выглядели они по-другому. И даже трудно поверить, что это одно и то же место. Посмотрите на эти картинки. Давайте сравним их.

Игра «Сравнение»

(В. Показывает две иллюстрации – первоначальный и современный вид здания)

В. Давайте найдем различия:

Д. Старое здание низкое, простое без украшений, а новое здание высокое, украшенное скульптурой и барельефами.

В. Давайте найдем сходство:

Д. Посередине – башня, высокий шпиль, кораблик.

В. На верфях работало много народа, было шумно, территория вокруг была некрасивой, поэтому когда рядом стали возводить царский дворец для царицы Екатерины Великой, верфи решили перестроить, а вокруг разбить красивый парк. Корабли теперь  строили в другом месте, а в здании разместилось училище и военное морское ведомство. А название сохранилось.  Давайте хором повторим – «Адмиралтейство».

В. Как мы можем назвать остров, на котором стоит Адмиралтейство?

Д. Адмиралтейский остров

В. Как мы можем назвать проспект, который возник рядом с Адмиралтейством?

Д. Адмиралтейский проспект

В. Как мы можем назвать сад, который разбили рядом с Адмиралтейством?

Д. Адмиралтейский сад.

В. Верно ребята, Раньше сад так и назывался, Адмиралтейским, но его переименовали и сейчас он называется Александровским садом.

(фото до и после закладки парка)

Физминутка « Корабли»

Волны плещут в океане

( машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?

( вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей

( вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!

( приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем

( ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке

( наклоны)

И сжимаем в кулаке

( дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать-

( приседания)

Надо чаще приседать

В. Продолжим ребята.  Рядом с Адмиралтейством для рабочих была возведена церковь во имя Исаакия Далматского. (показывает гравюру с первоначальным видом церкви).

Церковь была небольшая, деревянная. Она несколько раз перестраивалась. И сегодня на ее месте мы видим прекрасный собор. Его построил архитектор Огюст Монферан. (фото современного собора)

В. Давайте рассмотрим собор, что украшает собор?

Д.  Купол,  большие столбы.

В. Эти столбы называют колонны. Как вы думает из чего они сделаны – из камня, дерева или железа?

Д. Из камня.

В. Правильно. Этот камень называется гранит.

В. Посмотрите верхняя часть собора, располагаются маленькие колокольни и на самом верху-колоннада - это где ряды колонн. Давайте повторим это новое слово -колоннада.

Давайте посмотрим на эту картинку и скажем, каких частей не хватает на изображении? (колоннада, колокольня, купол) попробуем поставить недостающие детали установить на изображение картинки, где должна быть колоннада? Колокольня?

Игра «Строим собор»

На доске – изображение контура собора и цветные архитектурные детали – купол(1 маленький), колоннада под куполом, 1 колокольня.

Воспитатель по очереди приглашает некоторых детей, которые называют архитектурную деталь и прикрепляют ее на контурное изображение собора.

В.А теперь мы узнаем с вами, какой же дворец построили рядом с Адмиралтейством - «властелином морей»?  (Фото Зимнего дворца)

Его назвали Зимним. Почему? В какое время года жила в нем царица Екатерина?

Д.  Царица Екатерина II жила в нем только зимой, а летом жила в летнем дворце.

Зимний дворец стоял тоже на берегу реки Невы и был виден издалека. Что же могли видеть моряки с кораблей, входящих в Неву? Сейчас мы превратимся в иноземных гостей. Для иностранцев слова «Зимний дворец» непонятны. Мы будем называть дворец его вторым именем «Эрмитаж». Возьмем в руки подзорные трубы и рассмотрим все великолепие новой русской столицы.

Зрительная гимнастика

(Дети складываю руки наподобие подзорной трубы)

Раз – налево, два – направо,

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Три – наверх, четыре — вниз.

Посмотреть наверх. Посмотреть вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз

Дети перекладывают «подзорные трубы» к другому глазу и повторяют упражнение.

В. Ну а теперь ребята давайте повнимательнее рассмотрим здание Эрмитажа.

В. Денис, какого цвета стены дворца?

Д. Зеленые.

В. Элдар, чем они украшены?

Д. Колоннами.

В. Костя, Какого они цвета?

Д. Белого,

В. На что похожа верхушка колонны?

Д. На листья растений.

В. Какого они цвета?

Д. Желтого, золотого.

В. Варя,  что еще украшает стены дворца?

Д. Окна

В. Сколько этажей у этого здания?

Д. 3

В. Сравните окна на разных этажах по размеру и форме.

Д. Окна разные. Прямоугольные и полукруглые. Самые маленькие – на третьем этаже.

В. Чем украшены окна?

Д. Красивыми наличниками (узорами), масками.

В.  Что мы видим на крыше Эрмитажа?

Д. Статуи, вазы.

В. Полюбуемся еще раз на прекрасное здание Эрмитажа. И повторим хором его название.

Д. Эрмитаж

В. А еще как называется это дворец?

Д. Зимний дворец.

В. А как мы назовем площадь перед  дворцом?

Д. Дворцовая  площадь

В. А как мы назовем набережную перед  дворцом?

Д. Дворцовая набережная

В. А как мы назовем мост перед  дворцом?

Д. Дворцовый мост.

Физминутка «Сто чудес»

Есть, есть, есть, есть

Наклоны головы вперед и назад в медленном темпе

В Петербурге сто чудес.

Мы пойдем с тобой гулять

Ходьба на месте

Будем чудеса считать:

Медный всадник, Эрмитаж,

Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Повороты туловища вправо, влево

Золотой кораблик наш,

Мост Дворцовый разводной

Плавно поднимаем руки вверх, и разводим в стороны

Над красавицей Невой.

В. Ребята, подскажите мне, как называется здание, на шпиле которого есть кораблик?

Какой собор в Петербурге украшен гранитными колоннами? (Иссакиевский собор)

У какого здания стены зеленого цвета? (У зимнего дворца)

В. Молодцы, ребята. На этом наше занятие закончено. Сегодня мы с вами познакомились с известными архитектурными шедеврами нашего города – Исаакиевским собор, Эрмитажем, Адмиралтейством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по окружающему миру "В гости в Арктику" старшая группа

Методическая разработка занятия "В гости в Арктику"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эс...

Презентация к комплексному занятию по окружающему миру Тема : Прогулка по Санкт-Петербургу. (старший дошкольный возраст)

Цель:Закрепить, уточнить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге, его досто­примечательностях. (Загадки, краткая беседа и рассматривание иллюстраций .)Интегрированная образовательная область: ...

Методическая разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе "Чей хвост?"

Авторская разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе. Будет интересна воспитателям для закрепления материала о диких животных, для проведения открытых занятий в младших группах ДОУ...

Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"

Опытно-экпериментальная деятельностьПодготовительная к школе группа...

Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."

Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."...

Методическая разработка занятия по окружающему миру " Деревья и кустарники"

Вот деревья и кусты.Различить их можешь ты?Есть у дуба толстый ствол,Листья, ветки, крона.В кроне спрятано гнездо,Там сидит ворона.У кустов же нет стволов,Много тонких веток.Под кустами от волковЕжик ...

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»...