Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Опытно-экпериментальная деятельность

Подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ugol.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:


         
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

                    Опытно — экспериментальная деятельность

                            Подготовительная к школе группа

                         «Полезное ископаемое - каменный уголь».

Цель: расширение знаний детей о полезном ископаемом – угле.

Задачи:

 -  способствовать систематизации знаний об угле: его свойствах, значимости для людей;

-  содействовать закреплению умений исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

-  обогащать словарный запас детей;

 - формировать связную речь, память, внимание.

 - учить наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

- воспитывать любовь к родному краю, бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.

Материал:

Демонстрационный: игрушка гном, посылка; иллюстрации с изображением карьера и шахты, шахтёра, мартеновского цеха, хлебобулочных изделий; уголь, молоток, салфетка, лупа, прозрачная ёмкость с водой, спиртовка, щипцы, металлическая ёмкость; знаки - символы

Раздаточный материал: кусочки угля, лупа, прозрачные ёмкости с водой;

- перчатки, бейджики «лаборант».

                                                           Ход:

- Ребята, сегодня к нам за помощью пришёл Незнайка. Давайте послушаем его.

Незнайка – Мне пришла посылка, но я не могу её открыть. Она откроется, если отгадаешь загадку, а я никак не могу её отгадать.

- Ну, что, ребята, попробуем помочь Незнайке? Слушайте внимательно:

Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.

        (Каменный уголь)

Дети отгадывают загадку и посылка открывается.

Н. – Камень! Это кто-то пошутил! У нас и так много камней на дороге. Зачем мне он?

- Незнайка, этот камень не простой…

Н. – Он, что золотой?

- Можно сказать и так. Уголёк, как золото и блестит и цениться. Люди называют его чёрным золотом. Это каменный уголь и на дороге, Незнайка, он не валяется.

Ребята, давайте объясним Незнайке, где и кто добывает уголь. Дети с помощью иллюстраций рассказывают Незнайке о способах добычи угля: открытый – в карьерах и подземный – в шахтах, о профессии шахтера. … Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы. (картинка). Этот камень когда –то был растением… .вот послушайте про него сказку…

«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».

Вот так образовался уголь!

Н. – Вот это да! А я этого не знал! Но зачем мне нужен уголь? Что я буду с ним делать?

Воспитатель достаёт из посылки иллюстрацию с изображением хлебобулочных изделий.

- А будешь ты, Незнайка, пирожки да булочки печь!

Н. – Он, что съедобный? (пытается укусить). Ой-ой-ой! Чуть зуб не сломал!

- Что, ты, что ты, Незнаюшка, осторожно! Уголь не едят, но он поможет тебе испечь пышные пирожки!

Ребята, а вы знаете, как нам уголь поможет пирожки испечь? (ответы детей: печку растопим и испечём пирожки)

Н. – А около печки холодно, наверно? (Ответы детей)

- Незнайка уголь самый ценный источник тепла

Н. – а у меня нет печки….

- Знаешь, Незнайка, а у нас в детском саду тоже печки нет, но есть батареи с горячей водой, ребята, а почему в батареях вода горячая? (Ответы детей: она нагревается на котельной и по трубам под землёй идёт в наш детский сад и в дома, а топят котельную с помощью угля)

- Да, да, да – вода кипит, бурлит по тубам бежит и от пара ещё турбины работают – электричество нам вырабатывают! Дома тепло и светло! А знаешь, Незнайка, если бы не было угля, посылка могла бы к тебе не прийти.

Н. - Как это не прийти, её же не уголь привёз!

- Ребята, а вы догадались, как уголь помог посылке до Незнайки добраться? (её на машине привезли, или на самолёте, или корабле) А из чего делают транспорт? Из металла. (Показ иллюстрации с изображением мартеновской печи.) Металл делают на металлургическом заводе, расплавляют железную руду, заливают в нужные формы, а потом мастера делают из неё и машины, и рельсы для поездов и многое другое, даже игрушки для вас!

Н. – Как интересно!

- Да, Незнайка, это очень интересно узнавать что-то новое. Все наши дети очень любознательные – любят получать новые знания. И я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, чтобы исследовать свойства угля. Вывеска «Детская научная лаборатория» Предлагаю всем лаборантам прикрепить бейджики, надеть перчатки и занять свои рабочие места. Вот мы с вами уже не просто дети, а лаборанты! Если вы не против, то я буду вашим научным руководителем.

Итак, приступим к исследованию угля.

1. Давайте определим его внешние качества, то есть то, что нам могут рассказать наши глазки. Какой уголь? Дети: - Уголь чёрный и блестящий. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (ответы детей). Уголь - бугристый как дерево… давайте скажем это слово…

Ставим на доску знаки– символы.

2. А теперь выясним, что же нам расскажет об угле наш носик? Давайте понюхаем его. Чем он пахнет? (у него нет запаха) Ставим на доску знак – символ.

3. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте крепко сожмём его в руке. Изменил он форму? Верно, нет. Почему?. Он вёрдый как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Ставим на доску знак – символ.

4. Уголь очень твёрдый, но прочный ли он? Сейчас мы исследуем его на прочность. Этот эксперимент лучше проводить стоя. Встаньте, пожалуйста, задвиньте стульчики под столы. Положите кусочек угля в салфеточку, возьмите молоток в правую руку, а левую спрячьте за спину. Зачем мы это делаем? Правильно это техника безопасности, её всегда соблюдают в лабораториях. А теперь осторожно ударьте по кусочку угля. Что произошло? (Уголь рассыпался на маленькие кусочки) Что это значит? (уголь не прочный).

- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень. Можно сказать по- другому – хрупкий. Ставим на доску знак – символ.

5. Садитесь за столы, познакомимся еще с одним свойством угля. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Почему? (Он тяжёлый). Ставим на доску знак – символ.

6. Помешайте его палочкой, что мы видим. Растворился уголь. Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется. Ставим на доску знак – символ.

7. А что будет, если мы подожжём уголь? Давайте попробуем. Для этого в лаборатории используют спиртовку.

Н. - Дайте мне, я подожгу уголь.

- Что ты, Незнайка, я тебе это не доверю. Здесь надо соблюдать правила безопасности: работать с огнём надо очень осторожно. Ребята, а чем же мне взять кусочек угля, чтобы не обжечься? (Щипцами)

Что происходит с каменным углем? Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь (предположения детей). А дерево горит? Это ещё раз доказывает, что угль образовался под землёй из деревьев, которые росли на Земле в доисторические времена, миллиарды лет назад. Если посмотреть на уголь в микроскоп, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже и насекомых.

Горение – самое главное свойство угля! Ставим на доску знак – символ.

8. Что можно ещё сказать про уголь? Посмотрите на свои руки. Невелик кусок угля, а пачкает. Вот так выглядит шахтёр после работы. (показ фотографии). Это ещё одно его свойство – уголь пачкает. Ставим на доску знак – символ.

Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети называют свойства угля с опорой на знаки – символы: каменный уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет, он твёрдый, но хрупкий, тяжёлый, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит, пачкается.

- Ну, что Незнайка, убедился, что это не просто камушек.

Н. –Я и подумать не мог, что он такой ценный. И кто же мог мне его прислать?

- Я думаю, что о тебе позаботился настоящий друг!

Н. – Я расскажу всем своим коротышкам, пусть они тоже знают какой он полезный, может им пригодиться!

Вот наша работа в лаборатории и закончилась… Ребята, вам понравилось быть лаборантами? Маша, что тебе понравилось? Ты хорошим была лаборантом? А ты, Коля, что нового узнал об угле? Будем в дальнейшем ещё экспериментировать? Договорились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по окружающему миру "В гости в Арктику" старшая группа

Методическая разработка занятия "В гости в Арктику"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эс...

Методическая разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе "Чей хвост?"

Авторская разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе. Будет интересна воспитателям для закрепления материала о диких животных, для проведения открытых занятий в младших группах ДОУ...

Методическая разработка занятия по окружающему миру «Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга»

Расширение знаний и представления детей о родном городе. Закрепление в памяти у ребят названий достопримечательностей города Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."

Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."...

Методическая разработка занятия по окружающему миру " Деревья и кустарники"

Вот деревья и кусты.Различить их можешь ты?Есть у дуба толстый ствол,Листья, ветки, крона.В кроне спрятано гнездо,Там сидит ворона.У кустов же нет стволов,Много тонких веток.Под кустами от волковЕжик ...

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»...

Методическая разработка. Занятие по экспериментированию "Магнит-волшебный камень"

ПРОСМОТРРЕДАКТИРОВАТ Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей вни...