Методическая разработка занятия по окружающему миру "В гости в Арктику" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Методическая разработка занятия "В гости в Арктику"
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Образовательные задачи:
- cформировать представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-обобщить представление об особенностях географического положения Арктики, продолжать знакомство с ее природными условиями и обитателями;
- уточнить и активизировать словарный запас по теме «Арктика» ( глобус, северное сияние, белый медведь, морж и другие), обогащение словаря новым словом "камнеломка", способствовать развитию связной речи;
- упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;
- способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики, музыкального слуха.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий;
- воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «В гости в Арктику», глобус, игрушка животного (белый медведь), коробка - подарок, листы белой бумаги. карандаши простые и цветные, шаблон по форме валенка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе, животных, жизни людей, животных Арктики, чтение энциклопедий по теме, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка».
Форма проведения НОД: групповая.
Продолжительность образовательной деятельности: 30 минут
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
Все ребята здесь собрались,
Дружно за работу взялись,
Будем думать, рассуждать,
Правильный ответ давать.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои маленькие друзья. Вот и собрались мы вновь в нашем дружном круге. Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы всем стало тепло и ясно. Давайте все улыбнемся друг другу (дети улыбаются), глубоко вдохнем свежесть морозного февральского утра, почувствуем красоту и доброту, которые нас окружают, а на выдохе скажем: "Хорошо!" Подарим улыбку нашим гостям, чтобы хорошее настроение на целый день осталось с нами.
На протяжении нескольких дней мы говорили и знакомились с теми районами на нашей огромной планете, где дуют холодные ветра, лежат огромные толщи снега и льда, а лето столь коротко и незаметно, что кажется будто его совсем нет. О каких районах на Земле идет речь? (Арктика, Антарктика и другие северные земли).
Выводится слайд №1
-Где расположена Арктика? (на самом севере Земли). Обратимся к нашему неизменному путеводителю - глобусу, и посмотрим, правы ли мы. Что называется глобусом? (уменьшенная модель Земли. На глобусе дети находят место, где расположена Арктика).
Земля на столько огромна, что потребуется несколько месяцев, чтобы объехать ее вокруг даже один раз.
Дети читают стихотворение про Арктику
Как бьется сердце Арктики? Оно стучит как маятник.
Отважные полярники Хранят биенье в памяти.
Под северным сиянием , Что прячет льды суровые
Слагаются сказания- Вершатся судьбы новые.
Но что-то гостья редкая Весна в том крае северном-
Газетными заметками Приходит неуверенно.
-Вспомним, какая погода, климат преобладают в Арктике? Поможет в этом презентация (просмотр слайдов с изображением природы Арктики (слайды № 2, 3. 4) , после чего заслушиваются ответы детей).
-Действительно, погода здесь ветренная, холодная, морозная, множество айсбергов, льдов, снега.
-Что известно о растительности этих краёв? (очень скудная растительность, преобладают мхи, лишайники, ягель, карликовые березы, небольшие кусты. Выводятся слайды № 5,6, 7).
-А еще здесь произрастает удивительно растение - камнеломка. (Выводится слайд № 8). Как вы думаете, почему люди дали растению такое название? (За удивительную способность и стремление к выживанию в суровых условиях, приспособленность расти среди камней).
Но вместе с тем арктическая земля не является той холодной неживой пустыней, как о ней когда- то думали люди. Вам представляется сегодня удивительная возможность совершить виртуальную прогулку в эти красивейшие, не изученные до конца места. Готовы? Тогда - в путь!
Самомассаж "Зимушка"
Смотрят из окна детишки: по дорожке ледяной
В гости к ним приходит зимушка в белой шубе меховой (поглаживающие движения по всему телу).
По дороге стелется вьюга да метелица,
Закружили над землей, затянув всё небо мглой (спиралевидные движения руками).
Вот и белые снежинки тихо падают, летят ( "барабанят" пальчиками по голове)
И ложатся на тропинки, на деревья и дома ( плавные движения руками вверх- вниз).
За ночь на ветвях развесил иней дедушка Мороз.
Ах, какой он нынче сильный: щиплет щеки, лоб и нос (пощипывающие движения).
Мы на Север быстро мчимся и ветра нам не страшны (имитация движения, бега)
Лёд улыбками согреем и растопим снег (улыбаются).
Воспитатель: Вот и оказались мы среди полярных льдов Арктики. Посмотрите, кто же это сидит в снежном сугробе и нас встречает? (выставляется игрушка белого мишки). Дети: "Белый медведь".
-Вспомните, про кого, обитающего на Севере, мы смотрели недавно мультфильм? (про Умку). Совершенно верно. Возможно, это и есть маленький Умка, забавный и веселый. Поиграем с ним.
Пальчиковая гимнастика (на каждый ударный слог соединяют пальцы обеих рук, начиная с большого)
Белый мишка на рыбалку не спеша идет вразвалку.
Чует старый рыболов, что богатый ждет улов (Е. Корюкин)
-Мишка приглашает совершить прогулку по его родиной земле. А что мы знаем про белых медведей?
Игра № 1. "Закончи предложение"
У бурого медведя шерсть темная, а у северного медведя - ... ( белая). Бурый мишка спит в берлоге, а белый - ...( на льдине).
-Закройте глаза и прислушайтесь к звукам. Что вы слышите?
(Звучит мелодия вьюги, см.приложение, слайд № 9).
Это дуют суровые арктические ветра. А еще я услышала чьи-то шаги. Попробуйте отгадать, какие животные пришли нас встретить.
Игра № 2. "Четвертый лишний"
Выводится слайд с изображениями животных. Необходимо среди четверых найти одного лишнего и объяснить выбор.(Слайды № 10,11, 12 со звуком голосов арктических животных).
Воспитатель: Вы верно назвали всех животных, вот сколько северных жителей нас приветствуют. А сколько следов они оставили! Попробуйте отгадать, как чей след называется.
Игра № 3. "Как след называется?"
У медведя след - медвежий, у моржа- ...(моржиный), у тюленя-...(тюлений), у оленя-...(олений), у собаки-...(собачий).
Воспитатель: Ребята, когда-то очень-очень давно в Арктике жили такие необычные животные, которых сейчас можно увидеть разве только на картинках и в некоторых музеях. Кто это может быть? (заслушать варианты ответов).
Предлагаю вашему внимаю фрагмент мультфильма, который даст ответ на этот вопрос.
Просмотр фрагмента мультфильма "Мама для мамонтенка". Пока дети смотрят мультфильм воспитатель незаметно достает красивую коробочку- подарок и ставит рядом с мишкой).
-Так какие же животные водились в далекие времена в Арктике? (мамонты)
А сейчас я назову слова, которые относятся к Арктике. Внимательно послушайте и ответьте, всё ли было сказано правильно. Итак...
Игра № 4. "Исправь ошибку"
Белая медведь, собачий упряжка, ценная мех, полярный сова, северный сияние.
-А что такое северное сияние? (Это то же, что и полярное сияние- природное явление, которое возникает от разноцветных волн света. Выводится слайд № 13)
-Ребята, а вы обратили внимание, что рядом с нашим мишкой что-то появилось? Что в это коробочке может быть? ( варианты ответов). Откроем коробочку... А здесь нас ждут загадки от местных жителей. Отгадайте их.
Он на севере живёт, Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега корм добудет, Снег поест - вот так он пьёт (Северный олень)
Здесь Ледовитый океан, Плывет на льдине капитан.
Он в белой шубе, он лохмат, Как брат лесной, он косолап (Белый медведь)
Растянулся среди льдин Толстокожий господин.
В холодину, братцы, Лезет он купаться.
Проведя в воде часы Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, Чешет ластом спину.
Важен, грозен, толстокож Господин усатый (Морж)
В дальних северных морях, На арктических полях,
Я охочусь день-деньской, Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день, А зовут меня - (тюлень ).
Воспитатель: Какие вы умницы, со всеми загадками справились. Знаете, я думаю, что пора возвращаться нам домой. У жителей севера есть свои дела и не станем им мешать. Лучше поблагодарим их за гостеприимство и доставленную нам радость. И отдельное спасибо нашему белому мишке за чудесную прогулку по Арктике. Посмотрите, он оставил вам необычные подарки - рисунки. На что они похожи по форме? (на валенок). По форме валенка мы с вами нарисуем одного из жителей Севера - господина моржа. Всех приглашаю выполнить эту работу ( дети садятся за столы , воспитатель объясняет ход работы по созданию рисунка). Слайд №14)
Выводы
В результате проделанной работы дети обобщили представления об особенностях географического положения Арктики, ее климате, растительном и животном мире, у детей сформировалось представление о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Ребята пополнили свой словарный запас, закрепили умение в подборе слов - признаков. Занятие по экологии "В гости в Арктику" способствовало развитию логического мышления дошкольников, умению рассуждать, делать умозаключения, выводы, обосновывать выбор своего ответа, способствовало развитию творческих способностей ребят.
Перспективы работы
Поскольку проведение занятий по экологическому воспитанию способны вызвать интерес у дошкольников к исследовательской деятельности, воспитывают в них чувство бережного отношения к природе и животным, в дальнейшем планируется продолжить работу по выбранной теме, создать с детьми макет "Арктический мир: флора и фауна", познакомить ребят с климатическими зонами жарких стран с проведением итогового обобщающего занятия.
Приложение
1. Презентация к занятию (добавлена отдельным файлом)
2. Образец рисунка белого медведя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Путешествие в Арктику | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поля рный мак
Лишайники
Ягель
Камнеломка
Северное сияние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе "Чей хвост?"
Авторская разработка занятия по окружающему миру в первой младшей группе. Будет интересна воспитателям для закрепления материала о диких животных, для проведения открытых занятий в младших группах ДОУ...
Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"
Опытно-экпериментальная деятельностьПодготовительная к школе группа...
Методическая разработка занятия по окружающему миру «Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга»
Расширение знаний и представления детей о родном городе. Закрепление в памяти у ребят названий достопримечательностей города Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."
Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."...
Методическая разработка занятия по окружающему миру " Деревья и кустарники"
Вот деревья и кусты.Различить их можешь ты?Есть у дуба толстый ствол,Листья, ветки, крона.В кроне спрятано гнездо,Там сидит ворона.У кустов же нет стволов,Много тонких веток.Под кустами от волковЕжик ...
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у мастеров Дымково»
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у мастеров Дымково»...
Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»
Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»...