Конспект ООД «Научная лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нигматзянова Айгуль Раушановна

Познавательное развитие.Экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_laboratoriya.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №96 «Елмаю» НМР РТ

Конспект ООД в старшей группе №9

 тема: «Научная лаборатория».

                                                                                               Составила:

                                                                                               воспитатель группы № 9                  

                                                                                              Нигматзянова А.Р.

                                                       

                                                        г. Нижнекамск

2021г.

Дата:

20.05.2021г.

Тема:

«Научная лаборатория» в старшей группе»

Возрастная группа:

Старшая группа (5-6 лет)

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетического развитие.

Виды детской деятельности

Коммуникативная, познавательная

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации; воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Развивающие: 

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память; познакомить со свойствами воды

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление; учить в проблемной ситуации находить правильное решение; объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).

Планируемый результат

У детей появляются начальные навыки безопасного поведения с предметами требующие осторожного обращения.

Дети проявляют интерес к соблюдению Правил осторожного обращения с предметами.

Методы:

 Вопросы, художественное слово, исследование предметов.

Приемы:

Наглядные: показ, наблюдение.

Словесные: беседа, вопросы, объяснение, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, постановка проблемных вопросов, мотивация, поощрение, анализ, оценка.

Наглядные средства обучения

Картинки цветов ,животных

Оборудование и материалы:

Бутылка с водой, баночки маленькие, тарелки для молока, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло, емкость с крупами, сито, миска для просеивания манки, воздушные шары, сода, уксус, пластиковая бутылочка, макет вулкана и реактивы (сода, уксус).

Организация детей

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная работа

Оказание помощи детям при затруднении

Предварительная работа педагога:

Написание конспекта

Изготовление демонстрационного материала

Подбор музыкального сопровождения

Структура совместной образовательной деятельности:

I. Вводная часть – 2 минуты

1. Дети стоят напротив доски.

2. Чтение стихотворения.

II. Основная часть – 20 минут

1. Появление «Незнайки»

2.Ситуативный разговор с «Незнайкой»

3.Отгадование загадок

4. Игра-разминка «Топаем-хлопаем»

5. Игра с разрезными картинками

III. Заключительная часть – 3 минуты

Итог занятия

Содержание совместной организованной деятельности детей:

 I часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встанем в круг и начнем наше приветствие.

Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.

Улыбки подарим, улыбчивым людям.

Если каждый из нас улыбнется,

Утро доброе начнется!

Доброе утро!

Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную площадку. А что такое экспериментальная площадка? (место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

- Как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Ученые)

- Сегодня я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают? (Проводят опыты, экспериментируют)

Воспитатель: Нам нужно привести себя в научный вид (каждому ребенку воспитатель раздает фартук, шапочку). Одевайтесь, превращайтесь в ученых.

Для начала напомню правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

• если сидим, вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: Ученые, ребята, постоянно решают разные задачи, занимаются наукой и разными исследованиями. Давайте, и мы с вами, окунемся в ученый мир.

- Согласны?

 II часть. НАЧНЕМ:

 Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без. (Вода)

Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе.

- Ребята, какая вода по цвету? (Прозрачная)

- Сейчас с водой мы проведем опыт и увидим, какой может быть вода.

Уважаемые ученые, кто из вас желает показать опыт с водой и превратить её в цветную?

Опыт «Цветная вода»

Вода обычная становится разноцветной! (для проведения необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).

Воспитатель : Алиса, предлагаю тебе, наполнить наши баночки водой. Покажи ребятам, какого цвета вода?

-Правильно, бесцветная, прозрачная.

- Кирилл, аккуратно закрой крышки.

- Зарина, Алексей, Аяз подойдите и потрясите банчки с водой и все вместе посмотрим, какого цвета стала вода?

- Правильно, а почему?

- Фокус в том, что на крышке была нанесена краска. Вода смешалась с краской и стала цветной.

Воспитатель: Уважаемые ученые, приглашаю к другому столу. Нам вновь предстоит разгадать одну из задач, узнать секреты молока.

1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

Ответ: из сказок.

2. Кто дает нам молоко?

Ответ: корова, коза.

3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.

4. Какое молоко называют «парным молоко»?

Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет.

А наше молоко не только умеет «бегать», но еще и «танцует».

Опыт «Танцующее молоко»

Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «Волшебство в молоке».

Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющего средство, вот и разбегается в разные стороны.

Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

Воспитатель: Что ж, молодцы друзья.

Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.

Воспитатель: Молодцы, у вас получилось разгадать все загадки.

Воспитатель: Продолжаем. На этом столе в тарелке лежит только крупа. Рассмотрите ее внимательно. Кто знает, какая? (Ответы детей)

-Что с ней делать, подсказки нет. Как вы думаете, что нам надо сделать (Ответы детей)

-Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Нам надо разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы. На столе лежат детские ситечки)

Воспитатель: Да, работа идет очень медленно. Что же делать?

- Ребята, а это что? (если дети не справляются дать подсказку)

Воспитатель: Знаете, что надо сделать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Дети: Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

Воспитатель: Все справились, и нас ждет очередной эксперимент. Здесь самый настоящий вулкан и шары. Да только ученым некогда их надувать, а у нас время найдется! Давайте надуем шары и закрепим прищепкой (дети берут шары и прищепки)

Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.

Дети надувают.

Воспитатель: Посмотрите на шарики. По моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.

Дети отпускают.

Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше, а значит, в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее

Воспитатель: Но это не беда! Шары сами умеют надуваться.

Опыт «Надувание шарика»

В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

Воспитатель: Наша работа в лаборатории подходит к концу, но

напоследок, предлагаю маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане (место уксуса можно использовать лимонную кислоту с водой)

Воспитатель: Вот и потух наш вулкан. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что самое интересное? (Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Ну, что ж дорогие мои, до новых встреч и до новых открытий! У нас с вами все еще впереди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой "В научной лаборатории" в подготовительной к школе группе"

В игровой и экспериментальной форме закрепить знания детей по теме "Воздух"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

Конспект НОД" Осенняя научная лаборатория"

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию, исследовательской деятельности "Научная лаборатория"...

Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"

в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....

Конспект НОД " Научная лаборатория" с детьми подготовительной группы

Дети превращаются в настоящих учёных и вместе с воспитателем проводят интересные опыты с водой в лаборатории. Они узнают много нового о свойствах воды, отгадают загадки на интерактивной доске и потанц...

конспект занятия "Научная лаборатория"

Конспект непосредственной   образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группыТема: «Научная лаборатория»Воспитатель Седенкова Ю.В.Програм...

Научная лаборатория -"Лаборатория молока" конспект занятия по экспериментированию в старшей и подготовительной группах.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня в нашей «Научной лаборатории»  был день открытых дверей. Родители получили возможность увидеть как проходят наши занятия!Сегодня мы работали ...