Конспект НОД" Осенняя научная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Годун Наталья Владимировна

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию, исследовательской деятельности "Научная лаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_osennyaya_laboratoriya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

В подготовительной к школе группе по познавательному развитию, по исследовательской деятельности «Научная осенняя лаборатория».

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Задачи приоритетной образовательной деятельности:

-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

-расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;

-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

-расширение кругозора детей.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Речевое развитие:обогащение активного словаря( лаборатория, лаборант, хлорофилл), развитие связной , грамотически правильной речи;

Физическое развитие: приобретение опыта двигательной активности, направленная на развитие координации движений;

Художественно-эстетическое развитие: развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, развитие коллективного творчества.

Оборудование и материалы:

Проектор, губки, семена (подсолнуха, тыквы, гороха, фасоль красная и белая), лед, горячая вода, банка, листья, гуашь, кисточки,  баночки с водой, салфетки, земля в стаканчиках, пакеты, веера.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, беседы о признаках осени, повторение примет осени, чтение художественных произведений
«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; пение песен об осени и слушание музыки; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, поход в школу на экскурсию.

Планируемые результаты: ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно- следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, умеет слушать и отвечать на вопросы, организовывать свое рабочее место, участвовать в совместной деятельности, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Ход занятия:

Входит воспитатель , одетый, как лаборант.

В: Здравствуйте ребята! Скоро вы пойдете в школу учиться, я знаю, что вы уже ходили на экскурсию в школу. Понравилось? А что такое школа?( ответы детей). Что вам понравилось в школе? ( ответы детей). Вы знаете, что в каждой школе есть своя лаборатория? Что такое лаборатория?( ответы). Сегодня я старший научный сотрудник «Осенней лаборатории». Как вы думаете, что можно узнать в моей лаборатории?( ответы детей). А вы хотите пройти обучение в лаборатории? Если вы успешно пройдете обучение , то получите диплом юного лаборанта! Прежде, чем пройти в лабораторию, необходимо надеть спецодежду. (Дети одевают фартуки.)

Зачем нужна спецодежда в лаборатории?

А сейчас , я предлагаю осеннюю разминку!

Разминка:Ребята, скажите, по каким приметам и изменениям в природе, вы узнаете, что наступила осень?

Д. – Осенью часто идут дожди, на дорогах лужи долго не высыхают, дует холодный ветер, день становится короче, а ночь – длиннее, на деревьях листья меняют свою окраску и облетают с них, птицы улетают в теплые края, солнышко уже не греет, оно часто прячется за тучами, небо хмурое, все в серых тучах, созревают семена на различных растениях, с полей и в садах убирают урожаи и др.

В:  Молодцы, ребята, много изменений в природе вы заметили.

Слайд 1

В: Ребята, посмотрите на экран, на нем вы видите пронумерованные карточки, выберите те, где есть приметы осени.

В:  Ребята, вы хотите сами узнать и проверить, как все это происходит в природе?

Д. – Да.

В:  я вас приглашаю в свою лабораторию. Она находится прямо здесь, вон за теми столами. Проходите, занимайте свои рабочие места.

В:  Но прежде, чем приступить к научным испытаниям, отгадайте загадку:

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
 (Дождь.)

Д.- Это дождь. СЛАЙД 2.

В: Правильно, это дождь. Давайте сами «создадим» дождь.

Проводится опыт 1.

На столах у ребят лежат подносы с чуть влажными губками. Осень предлагает представить, что губка — это облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный или летний).

В. - Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
В. - А откуда же берется дождь?

Д. – Из туч.

В:  Ребята, отгадайте следующую загадку:

Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают.
 (Облако)

Правильно, а кто знает, откуда берутся облака?

Д. -  Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Лёгкий пар нагревается на земле и поднимается высоко в небо, там ему становится холодно и он  превращается в маленькое облачко. Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось.

В. – Ребята, давайте сами проверим, как это все происходит.

Проводится опыт 2  «Делаем облако» (опыт проводит воспитатель)
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

В:  Ребята, вы сказали, что дождь идет из облаков, туч, а кто приносит нам облака и тучи?

Д. – Ветер.

СЛАЙД 4.

В:А что такое ветер?

Д.  Ветер — это движение воздуха. Воздух  вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем

живым существам.

В. Ребята, вы правильно сказали, что воздух мы не видим, но как же мы узнаем, что воздух есть вокруг нас?

Д.  Его можно поймать.

В.  Чем мы его сейчас можем поймать?

Д.  Пакетиками.

В.  Давайте попробуем поймать ветер. Возьмите пакетики и вставайте в круг. Скажите, сейчас в пакетиках есть что-нибудь.

Д.  Нет пакетики пустые.

В.  Раскройте пакетики и под музыку бегите по кругу.

Проводится опыт 3 «Поймай воздух»

              Дети под музыку бегут по кругу с раскрытыми целлофановыми пакетиками. Когда музыка закончится, дети останавливаются и закручивают края пакетов. Получился «пузырь».

В. Что у вас получилось?

Д. Пакет наполнился воздухом и надулся, заполнился воздухом.

В: Молодцы, ребята. Ловко вы поймали воздух. А кто может ответить, откуда берется ветер?

Д.  Солнце нагревает воздух в одном месте, и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врываетсяхолодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер.

В: Как определить силу ветра?

Д. Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колышутся лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер.

В: А как называют очень сильный ветер?

Д. - Ураган.

В. - А теперь помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете?

В: А сейчас отгадайте еще одну загадку:

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших
          (Лужа.)

СЛАЙД 5.

В:  Правильно это лужа. Осенью погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Давайте посмотрим, почему появляются лужи.

Проводится опыт 4 «Как появляются лужи»

В: Возьмите стаканчики с землей и стаканчики с водой. Медленно наливайте в стаканчик с землей воду. Что вы видите?

Д.  Вода впитывается в землю.

В:  Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?

Д.  Земля полностью пропиталась водой.

В:  Продолжайте наливать воду. Что вы теперь видите?

Д. Земля пропиталась полностью водой и лишняя вода уже стоит на ее поверхности. Воде некуда впитываться.

В: Правильно, так и в природе, напитавшаяся водой земля, больше не может задерживать в себе влагу, и лишняя вода остается на поверхности земли в виде луж. Где быстрее появятся лужи: на земле, песке,  асфальте?

Д. – На асфальте.

Осень – Почему?

(Ответы детей)

В. – Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?

Д. – О листопаде.

В. –  Слово листопад состоит из двух слов «лист» и «падать».Послушайте стихотворение  о нем.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Нирович В.

Слайд 6.

В. – Ребята, кто из вас знает, что происходит с листьями деревьев осенью?

Д. - Осенью листья деревьев изменяют свой цвет. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: ярко-жёлтые, оранжевые, тёмно-красные. Становится холодно, мало солнышка и листочки опадают на землю.

В.  Но деревья освобождаются от листвы не сразу, не вдруг, а постепенно. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавлял в соки желтой краски. Желтая краска находится в деревьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Но работает он только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые.

А осенью удлиняются ночи. Солнышко меньше светит и хлорофилл разрушается. Зеленый цвет в листьях убывает, а желтый становится заметней.

Почему деревья сбрасывают листья? Деревьям  нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.

Есть и еще причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.

В: Предлагаю превратиться в осенние листики и рассыпаться на ковре: Слайд 7.

Мы листики осенние

На веточках сидели,

Ветер дунул- полетели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покружил

На тропинку положил.( дети выполняют движения , согласно тексту и проходят на свои места).

Слайд 8.

В. – Ребята, вы говорили, что осенью созревают различные плоды и семена. У вас на столах стоят тарелочки с различными семенами . Рассмотрите их внимательно и скажите, как они называются, одинаковые ли они или чем отличаются.

(Дети называют семена : фасоль, горох, семена клена, ясеня. Называют их отличия: фасоль продолговатая, гладкая, овальной формы, белого и красного цвета. Горох круглый, гладкий, желтого цвета.)

Слайд 9.

В.  Осень, настоящая художница. Ты так умело подбирает краски для раскрашивания листвы.

В: У вас на столах находятся краски. Какого они цвета?

Д.  Зеленая, красная, желтая.

В: На столах лежат засушенные листочки различных деревьев и кустарников. С помощью этих листочков можно рисовать. Для этого нанесите на них кисточкой получившуюся краску. Можно наносить сразу две краски. Аккуратно приложите листочки к листу бумаги, прижмите их к нему с помощью салфетки. Повторите тоже с другими листочками и другим цветом.

Когда работа будет закончена, посмотрите и скажите, что у вас получилось.

(По окончании дети рассматривают коллективную работу и говорят, что у них получилась ваза с осенним букетом).

В:Молодцы, красивые работы получились у вас.

В.  Ребята, вы что вам понравилось в моей лаборатории? Что нового узнали? ( ответы детей). Есть ли у вас вопросы ко мне? . Поздравляю! Вы успешно прошли обучение в моей лаборатории и вам выдаются дипломы юного лаборанта! Слайд 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой "В научной лаборатории" в подготовительной к школе группе"

В игровой и экспериментальной форме закрепить знания детей по теме "Воздух"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим « Научная лаборатория» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по организации опытов с водой и нетрадицонного рисования для детей сташего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию ознакомление с окружающем (неживая природа) "Путешествие в научную лабораторию"

в НОД закрепляем правила безопасного поведения со стеклянными предметами, учимся обследовать предметы....

Конспект НОД " Научная лаборатория" с детьми подготовительной группы

Дети превращаются в настоящих учёных и вместе с воспитателем проводят интересные опыты с водой в лаборатории. Они узнают много нового о свойствах воды, отгадают загадки на интерактивной доске и потанц...

конспект занятия "Научная лаборатория"

Конспект непосредственной   образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группыТема: «Научная лаборатория»Воспитатель Седенкова Ю.В.Програм...

Конспект ООД «Научная лаборатория»

Познавательное развитие.Экологическое воспитание....

Научная лаборатория -"Лаборатория молока" конспект занятия по экспериментированию в старшей и подготовительной группах.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня в нашей «Научной лаборатории»  был день открытых дверей. Родители получили возможность увидеть как проходят наши занятия!Сегодня мы работали ...