Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе «Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе
«Как звери готовятся к зиме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zveri_gotovyatsya_k_zime.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе
«Как звери готовятся к зиме»
Цель: формирование экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста, развитие сенсомоторики.
Программное содержание:
Задачи
образовательные:
- познакомить, как дикие животные готовятся к зиме;
-учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий жизни;
развивающие:
- расширять представления детей об образе жизни диких животных осенью;
-закреплять умение детей работать с клеем, аккуратно наклеивать зёрнышки на фон; дополнять работу деталями;
-развивать мелкую моторику, внимание, память, речь детей;
воспитательные:
-воспитывать любознательность, интерес к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях;
- воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Материалы и оборудования: компьютерная презентация, крупа (гречневая, рисовая, пшеничная, пшено, овсяная), клей, чёрный фломастер, альбомные листы с трафаретом ежонка, образец работы.
Предшествующая работа: рассматривание картин, презентаций; чтение художественной литературы; беседа о диких животных, об осени; наблюдения в природе; настольные дидактические игры, поделки из бумаги, работа с ножницами.
Словарная работа: ввести в активный словарь «ложится в спячку», «листопад», «ёж-ежиха», «ежонок-ежата»
Индивидуальная работа: умение различать крупы (гречневая, рисовая, пшеничная, пшено, овсяная)
Методические приёмы:
-Организационный момент
-Беседа об осени, как дикие животные готовятся к зиме
-Загадка
-Рассказ о еже
-Динамическая пауза «Ёжик»
-Приход Ежа
-Помощь Ежу
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: У нас в зале гости. Поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья. Давайте поздороваемся с нашими ручками, ножками.
Здравствуйте, ручки – хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки- топ-топ-топ,
Здравствуйте, щёчки – плюх-плюх-плюх,
Здравствуйте, гости, привет!!! (Садимся на стульчики)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, как звери готовятся к зиме. Но сначала хочу узнать, какое сейчас время года?
Ответы детей: Осень.
Воспитатель: Назовите приметы осени.
Дети: На улице холодно, солнце слабо греет, часто идут дожди, на деревьях желтеют и опадают листья (листопад), люди надевают теплую одежду, птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Вспомним, как заяц готовится к зиме?
Дети: Меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Для чего зайцу зимой белая шубка? (Ответы детей)
Воспитатель: Как белка готовится к зиме?
Дети: Готовит запасы орехов, грибов, ягод; меняет рыжую шубку на серую.
Воспитатель: Какая шубка у белки теплее: серая или рыжая? (Ответы детей)
Воспитатель: Как медведь готовится к зиме?
Дети: Ложится спать в берлогу.
Воспитатель: Правильно. Но есть еще один зверек, который ложится в спячку. Вы его узнаете, если отгадаете мою загадку:
«Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной» (Дети: ежик)
Воспитатель: Ежи, как и медведи, всю зиму спят. В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, еж должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью еж, старается больше наесться. А что же ест еж?
Дети: Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Еще любит ежик лесные яблоки, ягоды, грибы.
Динамическая пауза «Ёжик»
Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек,
Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.
Не умел он топать — топ, топ, топ.
Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.
Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.
В лес зайчата приходили,
И ежа всему учили
Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать — топ, топ, топ.
Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.
Научили бегать.
Воспитатель: А вот и он, пришёл к нам в гости. (Ёж здоровается). Вы знаете, он очень грустный. Как вы думаете, почему? Можно спросить каждого ребёнка, привлекая их к диалогу.
Дети: Нет, не знаем (или будут варианты).
Голос ежа: Я собрался залечь в спячку, а мои детки-ежата расшалились и убежали от меня. Представляете, какие они непослушные! Не хотели спать. Бедный я, бедный… Я так расстроился! Хожу сейчас и ищу своих ежат. Ведь они могут замёрзнуть зимой, если не спрячутся в тёплую норку и не лягут в спячку.
Воспитатель: Жалко ежа и ежат, правда?
Дети: Правда!
Воспитатель: А давайте поможем ежу. Поможем найти ему ежат? Я вам сейчас подскажу, как это можно сделать. Посмотрите, что лежит у вас на столиках.
Этапы работы:
-Намазать трафарет ежонка клеем при помощи кисти.
-Перенести зёрнышки на тело ежонка, намазанное клеем.
-Нарисовать глазки и носик.
Пальчиковая гимнастика «Ежонок»:
Под сосной | Руки прижать друг к другу, поставить локтями на стол (ствол сосны), пальцы развести в стороны (крона сосны) |
Живет ежонок | Ладони соединить, пальцы переплести (иголки). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом (мордочка ежа). |
Много у него иголок. | Пошевелить пальцами – «иголками» |
До чего же он хорош - | Пошевелить пальцами – «иголками» |
Весь на щеточку похож! | |
А захочется еды - | |
Еж пойдет искать грибы | Поворачивать «мордочку ежа» вправо-влево |
Воспитатель: Вот и ежата готовы! Как обрадовались ежата, когда нашли свою маму-ежиху, как они соскучились без неё. А как обрадовалась ежиха, у неё загорелись от радости глаза.
Голос ежихи: Молодцы, ребята - собрали всех моих ежат, теперь нам хорошо и весело на осенней полянке. До свидания, мне очень понравилось у вас в гостях. Вот вам грибочки за помощь.
Дети: «Спасибо за угощение».
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И РАБОТЫ С «ЖИВОЙ БУМАГОЙ» Абрамова Альбина Ивановна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 118", г. Чебоксары Чувашской Республики Библиографическое описание: Абрамова А.И. Сенсомоторное развитие дошкольников в процессе экспериментирования и работы с «живой бумагой» // Вестник дошкольного образования. 2021. № 24 (99). URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/99.pdf. Быть воспитателем - значит окружить по - матерински лаской, нежностью, заботой и вниманием сразу более 30 малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Быть воспитателем - значит иметь терпение, сострадание, быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложные взаимоотношения между детьми и их родителями. Я уверена, что каждый ребёнок уникален: в нём живёт и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и пытливый наблюдатель. Думаю, мне удалось подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что мне они доверяют. Самым любимым занятием детей моей группы являются опыты и эксперименты. В «Центре экспериментирования» находится разнообразный материал: лупы, зеркальца, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), контейнеры (где малыши ищут заблудившихся зверюшек), бросовый материал (шнурочки, ленточки, прищепки, перышки, пробки, липучки, пуговички, семена, зёрнышки), микроскоп «Ева» и многое другое. Здесь же размещены дидактические игры, лего -конструктор, настольный театр, игрушки-шумелки, музыкальные диски, диски со звуками природных явлений, птиц, детскими песенками, нетрадиционный изобразительный материал, бумага разной фактуры и т.д. Согласно ФГОС ДО всё игровое оборудование для разных видов детской деятельности расположено в доступном для детей месте в легко трансформируемых контейнерах и на трансформируемой мебели. Особое внимание уделяю формированию сенсомоторной культуры детей дошкольного возраста и рассматриваю его как основу умственного развития ребёнка, так как считаю, что все другие формы познания (воображение, мышление, запоминание и т. д.) строятся на основе восприятия, являются результатом переработки его образов. Актуальность моей работы по данной теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторных умений и навыков детей дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, интеллектуальных способностей. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными. В группе веду планомерную систематическую работу во всех блоках педагогического процесса: • В организованной образовательной деятельности (дети осваивают новые знания, умения и навыки); • В совместной деятельности (закрепляем полученные знания, умения и навыки); • В самостоятельной деятельности (дошкольники самостоятельно применяют полученные знания, умения и навыки в игре). СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 5 ВЫПУСК № 24 (99) 2021 Так как одним из показателей полноценного развития ребёнка является уровень развития мелкой моторики, использую разнообразные пальчиковые игры, развивающие игры Никитиных, З. А. Михайловой, Монтессори материалы. Особое внимание уделяю работе с «живой бумагой», реализуя долгосрочный творческий проект «Волшебная бумага», разработанный мной. Проект позволяет детям не только познать многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы на основе ассоциаций. Бумага - очень легкодоступный и безопасный материал для детского творчества. Любая работа с ней - вырезание, складывание или плетение - увлекательна и познавательна. Бумага дает ребенку возможность проявить индивидуальность, воплотить свой замысел, ощутить восторг от собственного творения. На начальном этапе детей знакомлю со свойствами бумаги (мягкая, жёсткая, различная по толщине и прочности, матовая, блестящая, гладкая, шершавая, разная по окраске). Проводим различные эксперименты с бумагой разной фактуры: какая из них легче рвётся, мнётся, почему жители «Бумажной страны» боятся воды, дождика и т.д. С бумагой можно действовать по-разному: мять, рвать, резать, клеить и т.д. Но, в то же время, обратить внимание детей на необходимость бережливого использования бумаги. На втором этапе выработала технику скручивания бумаги жгутиками (прямыми движениями между ладонями) и комочками (круговыми движениями между ладонями). Из мягкой цветной бумаги (салфеток, гофрированной бумаги) путём сминания делаем разные по величине шарики и придумываем различные игрушки, поделки: мячик, божья коровка, гусеница, зайчик, грибочек, цыплёнок, снеговичок, матрёшка и т. п. Аппликации, выполненные в этом стиле, получаются объемными и оригинальными. Выполняя эту работу с детьми, закрепляем также цвет, размер, ориентировку. На третьем этапе поставила цель развития художественного восприятия. Дети учатся воплощать в работах свои впечатления. Создавая аппликации в технике «торцевание» (аппликации из маленьких квадратиков гофрированной бумаги), дети учатся создавать композицию, подбирать оттенки цветов. Дети с удовольствием делают различные поделки и игрушки из разноцветных полосок. В ходе работы с бумажными полосками дети учатся складывать полоски пополам, гармошкой. Затем переходим к более сложной технике работы с бумагой - оригами. Изготовление красочных поделок в технике оригами очень полезное и увлекательное занятие для дошкольников. Практически всю работу ребенок выполняет сам при минимальной помощи взрослого. Ребенок восторгается от того, что сделанная собственноручно игрушка действует: вертушка вертится на ветру, лягушка ловко скачет, кораблик плывет в ручейке… Сложенные фигурки раскрашиваем, украшаем, оживляем разными средствами, чтобы каждая работа была неповторимой. Детям нравится оживлять фигурки, нарисовав глаза, рот и нос. Важно отметить, что действия детей, оречевлённые в процессе работы, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными. Складывая оригами, мы играем, изучаем русские и чувашские обряды, поём, сочиняем рассказы, стихи-рифмовки, шутки-прибаутки, знакомимся с русским и чувашским фольклором. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения дошкольников, их фантазии, художественного вкуса, аккуратности. Особенно привлекает детей возможность создать такие поделки, которые используются в играх, инсценировках, оформлять ими уголки и участки детского сада. Дошкольники с удовольствием готовят поделки на дни рождения, к празднику своим родителям, друзьям, родственникам, участвуют на творческих выставках, проводимых в детском саду и на городском уровне, занимают призовые места. Чтобы успешнее шёл процесс формирования сенсорной культуры дошкольников, мы проводили большую работу с родителями воспитанников. Организовали специальный СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 6 ВЫПУСК № 24 (99) 2021 курс и практическое занятие по созданию и использованию развивающих, пальчиковых игр, создали картотеку опытов и экспериментов, познакомили с играми с предметами домашнего обихода и учили методам применения их в домашних условиях. Проведённая презентация развивающих игр помогла нам не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность. Литература: 1. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с. 2. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с. 3. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с. 4. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 5. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика- Синтез, 2009 – 72 с. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОРИТМИКИ В Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»
Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы.) Тема: "Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка". Возрастная группа: подготовительная
Цель: закрепить знания детей о видах леса и деревьях в лесу.Задачи:Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.Образовательные:Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы). Тема: «Путешествие в Африку».
Закрепить знания детей об особенностях экосистемы Африки....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей средней группы в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Поиски мамы - зайчихи»
В данном материале представлен конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром для детей средней группы по теме недели "Дикие животные готовятся к зиме"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Познавательное развитие.Ознакомление с миром природы" Тема: "Путешествие в зимний лес"
Путешествие в зимний лесПрограммное содержание: Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать заботливое отношение к окружающей природе. Расширять представления о лесе и его обитателей....
Конспект непрерывной образовательной деятельности По познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиПо познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение)в старшей группеТЕМА: «Наши помощники – органы чувств&raqu...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы) в средней группе «Лесные жители»
В дошкольный период у детей закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе. Дидактические игры и загадки способствуют закреплению знаний детей о диких животных, обитающих в наших ...