Конспект непрерывной образовательной деятельности По познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности
По познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение)
в старшей группе
ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_organy_chuvstv_peredel.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
По познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение)
в старшей группе
ТЕМА: «Наши помощники – органы чувств»
Цель: Знакомство детей с органами чувств человека.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, дышать, язык – определять вкус, пальцы – определять структуру поверхности, форму предмета и т. д.).
- Обогащать чувственные впечатления в речи. Активизировать словарь детей словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия.
Развивающие:
1. Развивать работу органов чувств детей по распознанию разных предметов. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов.
2. Развивать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе; отвечать на вопросы воспитателя понятно и полным ответом.
Воспитательные:
1. Сформулировать вместе рекомендации по охране органов чувств.
2. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
- Оснащение образовательного процесса:
- Вывеска с названием института
- Мяч
- Книга-энциклопедия для заполнения
- Картинки для вклеивания в энциклопедию
- Яйца от киндер-сюрпризов с отверстиями, заполненные чесноком, зернами кофе, кожурой от апельсина, ваткой, пропитанной духами.
- Пластиковые стаканчики с соленой, сладкой, кислой водой
- «Тактильные ладошки»
- Повязка для игры «Узнай по голосу»
- Конверт с письмом
- 5 конвертов с загадками и картинками-отгадками
Технологии: проблемного обучения (ставится задача-проблема, которая решается в ходе НОД), игровые (игра «Угадай по голосу»), социально-коммуникативные (ответы на вопросы воспитателя), здоровьесберегающие (физкультминутка «Весёлые ручки»), гимнастика для глаз.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «профессии», беседа о профессиях людей, работающих в НИИ; рассматривание энциклопедии «Тело человека».
Ход непрерывной образовательной деятельности:
- Введение в игровую ситуацию.
- Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- На чем можно путешествовать?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в институт Здоровья. Вы знаете, что такое институт? (варианты ответов детей). Верно, это учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытов, экспериментов. Отправимся мы на необычном транспорте, вот на этом большом волшебном мячике. Вы готовы? Тогда в путь!
- Присядьте все вокруг мяча, положите руки на него, крепко закройте глаза и дружно повторяйте за мной волшебные слова: мячик, мячик, раз, два, три, в институт Здоровья нас перенеси (дети садятся на ковер вокруг мяча и повторяют слова с закрытыми глазами, в это время педагог открывает табличку на мольберте «Институт Здоровья»).
- Актуализация знаний.
- Можете открыть глаза. Вот мы и прибыли с вами в институт Здоровья. Здесь работают самые настоящие ученые.
- Ребята, а вы знаете, кто такие ученые? (варианты ответов детей) Верно, это люди, которые занимаются изучением какой-либо науки, ставят опыты, проводят эксперименты.
- Посмотрите, ребята, здесь какое-то письмо (педагог обращает внимание детей на конверт.). Письмо адресовано нам, давайте его прочтем. Педагог читает письмо:
«Дорогие ребята группы «Сказка», мы ученые института Здоровья в своих лабораториях изучаем органы чувств человека, чтобы написать энциклопедию для ребят детского сада «Жемчужина». Но не успели ее закончить, так как нам срочно пришлось уехать. Помогите нам, пожалуйста, заполнить пустые страницы энциклопедии и передать ее детям вашего детского сада. Наша лаборатория открыта, и вы можете провести все необходимые эксперименты и исследования самостоятельно. Желаем вам успехов в вашей исследовательской деятельности».
- Ребята, вот эта энциклопедия. Посмотрите, какая она красивая и в ней действительно много пустых страниц (педагог листает энциклопедию и обращает внимание детей на пустые страницы в ней). А на обложке написано «Энциклопедия органов чувств». Вы знаете, что такое энциклопедия? (Это книга, научное справочное пособие, которое содержит определенную информацию. Например, о животных, о транспорте, о растениях, о медицине и т.д.). Как вы думаете, что такое органы чувств? (Органы, которые помогают нам ощущать температуру, вкус, запах, слышать звуки и т.д.). Вы все верно рассуждаете. Нам осталось только проверить правильность ваших мыслей опытным путем. Давайте скорей приступим к работе, выясним все про органы чувств человека: сколько их бывает, какие они и для чего нужны и заполним пустые страницы энциклопедии. Вы готовы к работе? Итак, в путь!
На столе лежат пронумерованные конверты 1,2,3,4,5,6. Наверно, в них задания. С какого начнём? (С 1).
- Создание проблемной ситуации, открытие нового знания.
1. ОРГАН СЛУХА
- Посмотрите, на первой странице энциклопедии написана цифра 1, как и на конверте. Откроем его? (Да).
- Чтобы узнать, какой орган чувств здесь изучают, необходимо отгадать загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(Ушки)
- Давайте проверим, правильно ли мы отгадали. Аглая, открой, пожалуйста, отгадку (ребенок открывает картинку с изображением уха). А сколько ушей у человека? (2). А у кошки? (2). А у Миши и Аглаши? (4) Молодцы!
- Ребята, а зачем человеку уши? (варианты ответов детей) А может ли другой орган выполнять эту работу? Давайте проведем эксперимент и проверим.
- Вставайте все в круг (проводится игра «Узнай по голосу»)
«Миша, ты стоишь в кругу,
Позовут тебя: «Ау».
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай».
- Миша, кто тебя позвал? (Ваня). Как ты узнал? Где он стоит: справа, слева? Какой орган чувств помог тебе отгадать? (орган слуха)
Значит для чего человеку уши? (чтобы слышать). Действительно, ребята, наши уши помогают нам слышать окружающие нас звуки. Поэтому их так и называют – орган слуха.
- Итак, мы с вами выяснили, что уши помогают человеку не только слышать звуки, но и различать их, определять направление, откуда он исходит.
- А наши ушки могут нас предупредить об опасности? (Да, услышать сигнал автомобиля на дороге, сигнал сирены пожарной машины, грозу и т.д., и правильно отреагировать).
- Ребята, а нужно беречь орган слуха? Что для этого необходимо делать?
(Не слушать громкую музыку, не кричать в ухо другу, не ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, защищать от сильного ветра и мороза, чисть ушки ушными ватными палочками, но чистить их вам должны родители).
- Вот как много всего мы выяснили об органе слуха. Давайте внесем эту информацию в энциклопедию (дети выбирают подходящие картинки, что можно услышать ушами и вклеивают их на страницу энциклопедии). Первая страница готова.
2. ОРГАН ОБОНЯНИЯ
- Следующая страница 2. Какой откроем конверт? (2). Присаживайтесь. Чтобы узнать какой орган чувств изучают здесь, отгадайте следующую загадку:
За поляною — гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора! (НОС)
- Давайте проверим, откройте картинку. Молодцы, отгадали.
- Как вы думаете, для чего человеку нос? (дышать, нюхать) А может ли человек дышать без носа? Давайте проведем эксперимент и проверим. Закройте пальчиками нос и подышите. Что вам захотелось сделать? (сделать вдох ртом). Так может человек дышать без носа? (да, с помощью рта) Но человеку иногда необходимо есть. И когда мы пережевываем пищу, наш рот закрыт. Давайте представим, что мы кушаем. А теперь закройте нос. Смогли вы дышать с закрытым носом? (нет). Значит для чего нам нужен нос? (чтобы дышать).
- Еще вы сказали, что нос нам нужен, чтобы различать запахи. Давайте это проверим с помощью эксперимента. Для этого ученые нам оставили вот эту коробку. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. Здесь какие-то контейнеры. Мы можем определить, что в них? Как? А если мы не сможем открыть контейнеры, как нам узнать, что в них? (дети предлагают варианты решения проблемы) Давайте каждый возьмет по одному контейнеру и попробует определить, что в нем. Только одно условие: открывать их нельзя. Что у вас в контейнерах? Как вы это узнали? (понюхали) А сейчас давайте проверим достоверность ваших предположений, поменяйтесь контейнерами. Верно определил ваш сосед, что спрятано в контейнере? Давайте откроем и проверим, правы ли мы.
- Какой орган чувств помог нам определит, что спрятано в контейнере? Значит, для чего человеку нужен нос?
- Верно, ребята. Нос тоже важный орган чувств человека. Его называют органом обоняния.
- Как вы думаете, нужно ли беречь нос? А как? (Не ковырять, не втягивать воду, одеваться по погоде, чтобы не было насморка, высмаркивать нос, если в нём скапливается слизь).
Давайте запишем все, что мы узнали об органе обоняния в нашу энциклопедию (дети заполняют вторую страницу энциклопедии).
3. ОРГАН ЗРЕНИЯ
- Какой номер указан на следующей странице? (3). Открываем третий конверт. Отгадайте, какой орган чувств изучают здесь:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (ГЛАЗА).
- Давайте проверим, откройте картинку. Молодцы.
- Здесь ученые изучают и работу наших глаз. Для чего нам нужны глаза? А может ли с этой работой справиться орган обоняния, орган слуха? Давайте проведем эксперимент и проверим. Ребята, повернитесь ко мне спиной, я буду выполнять движения, а вы попробуйте отгадать их и повторить. А почему вы не можете повторить мои движения? Как, вы не смогли почувствовать носом? И орган слуха вам в этом не помог? Почему? Вам нужно увидеть эти движения. Какой орган чувств вам поможет это сделать? (глаза). Давайте вместе выполним движения, которые я показывала.
Физкультминутка.
Веселые руки
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
- Верно, глаза важный орган чувств человека. Его называют органом зрения. Зачем нам нужен орган зрения? (Увидеть красоту природы; окружающий мир, помогают нам, когда мы рисуем, лепим; когда идем по улице, мы всегда смотрим под ноги. Он помогает нам видеть окружающий нас мир).
- Как вы думаете, нужно заботиться об органе зрения? (Глаза не три, лёжа книжку не смотри, у экрана телевизора не сиди, не рисуй, склонившись низко).
- А еще, чтобы сохранить здоровье наших глаз можно делать специальную гимнастику. Давайте присядем на коврик и проведем зарядку для наших глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
- Молодцы. Если вы каждый день будете делать гимнастику для глаз, ваши глаза будут здоровы.
- А теперь все что мы выяснили об органе зрения, нужно занести в нашу энциклопедию (дети заполняют страницу)
4. ОРГАН ВКУСА
- Какой номер указан на следующей странице? (4) Давайте откроем конверт с № 4. (дети присаживаются на стульчики полукругом возле мольберта). Отгадайте, какой орган чувств изучают ученые здесь:
Всегда во рту,
А не проглотишь (ЯЗЫК).
- Давайте проверим. Открывайте картинку. Верно, это язык. Для чего людям язык? (варианты ответов детей)
- Чтобы говорить? Давайте как настоящие ученые проверим это с помощью эксперимента. Скажите «ра-ра-ра, весёлая игра». А теперь постарайтесь произнести эти же слова, но при этом не двигая языком. Получилось? Значит нужен нам язык чтобы говорить?
- А для чего еще нам нужен язык? Давайте проведем еще один эксперимент и выясним это.
- Ребята, на этом столе стоят стаканчики с напитками. Могут ли нам помочь глазки и носик определить, что за напитки в стаканчиках? Какого они цвета? (Прозрачного). Чем пахнут? (Без запаха). Как же узнать? (Попробовать на вкус). Какой орган чувств помог вам определить это? (язык)
- Верно, ребята, именно язык помогает нам определять вкус и температуру напитка. Язык так и называют – орган вкуса. На языке имеются вкусовые и тактильные рецепторы, определяющие вкус и температуру.
- А этот орган чувств нужно беречь? (Не есть слишком горячую пищу, потому что можно обжечься. Еще нельзя разговаривать во время еды, потому что можно прикусить язык.
- Сколько много полезного мы узнали об органе вкуса – языке. Давайте разместим эту информацию в нашей энциклопедии (дети заполняют страницу книги).
5. ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
Какой номер указан на следующей странице? (5). Открываем конверт № 5. Давайте отгадаем загадку и узнаем, какой орган чувств изучают в этой лаборатории.
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (КОЖА)
- Как вы думаете, для чего человеку кожа? (варианты ответов детей) Давайте проведем эксперимент и выясним, для чего еще человеку кожа, и почему она является органом чувств.
- Проводится игра «Тактильные ладошки».
- Ребята, достаньте из мешочка ладошку. Расскажите о своих ощущениях. (Острая, гладкая, пушистая, мягкая, шершавая и др.).
С помощью какого органа чувств нам удалось угадать, какая ладошка лежит в мешочке? Именно с помощью кожи, мы можем определить какой предмет: холодный или горячий, острый, мягкий, шершавый. Кожу называют органом осязания. Кожные рецепторы воспринимают прикосновения, температуру, чувство боли. Распределены рецепторы неравномерно, большое их количество находится в коже кончиков пальцев рук, ладоней, подошв, губ. Намного меньше рецепторов в коже спины, бёдер.
- Как вы думаете, ребята, важно ли сохранять кожу здоровой? Как? (Заботиться о её чистоте, не допускать переохлаждения, ожогов).
- Давайте все, что мы узнали об органе осязании внесем в нашу энциклопедию.
- Обобщение знаний.
- Посмотрите, ребята, остались последние незаполненные красная и зеленая страницы. На одной из них написано «Можно», а на другой «Нельзя». У нас остался неоткрытым 6 конверт с надписью: «Правила сохранения здоровья органов чувств». Двайте посмотрим, что там внутри (открывают конверт, в нем картинки с изображением как сохранить здоровье). Ребята, посмотрите, на них изображены правила, как сохранить здоровье органов чувств. Давайте распределим их. На красную страницу приклеим, что нельзя делать, а на зелёную – что нужно делать, чтобы наши органы чувств были здоровы. (дети заполняют страницы)
- Итог.
- Вот теперь все страницы нашей энциклопедии заполнены. А нам пора вернуться в наш детский сад. Где наш волшебный мяч? (дети садятся на коврик вокруг мяча, кладут на него руки, закрывают глаза и произносят волшебные слова. Педагог в это время убирает вывеску «Институт здоровья»):
«Мячик, мячик, раз, два, три,
В детский сад нас перенеси».
- Вот мы и снова с вами в детском саду. Где мы сегодня побывали? Что мы там делали? Что мы узнали? Сколько органов чувств у человека? Назовите их. Молодцы, ребята. Ну а теперь нам пора взять нашу энциклопедию и познакомить с новыми знаниями всех ребят «Жемчужина».
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
(Дети прощаются с гостями и уходят).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(Ушки)
«Дорогие ребята группы «Сказка», мы ученые института Здоровья в своих лабораториях изучаем органы чувств человека, чтобы написать энциклопедию для ребят детского сада «Жемчужина». Но не успели ее закончить, так как нам срочно пришлось уехать. Помогите нам, пожалуйста, заполнить пустые страницы энциклопедии и передать ее детям вашего детского сада. Наша лаборатория открыта, и вы можете провести все необходимые эксперименты и исследования самостоятельно. Желаем вам успехов в вашей исследовательской деятельности».
За поляною — гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора! (НОС)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (ГЛАЗА).
Всегда во рту,
А не проглотишь (ЯЗЫК).
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»
Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы.) Тема: "Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка". Возрастная группа: подготовительная
Цель: закрепить знания детей о видах леса и деревьях в лесу.Задачи:Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.Образовательные:Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы). Тема: «Путешествие в Африку».
Закрепить знания детей об особенностях экосистемы Африки....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей средней группы в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Поиски мамы - зайчихи»
В данном материале представлен конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром для детей средней группы по теме недели "Дикие животные готовятся к зиме"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО "Познавательное развитие.Ознакомление с миром природы" Тема: "Путешествие в зимний лес"
Путешествие в зимний лесПрограммное содержание: Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать заботливое отношение к окружающей природе. Расширять представления о лесе и его обитателей....
Конспект открытой образовательной деятельности п познавательному развитию(ознакомление с миром природы)
Тема: " Птицы нашего края"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе «Как звери готовятся к зиме»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе«Как звери готовятся к зиме»...