Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы) в средней группе «Лесные жители»
план-конспект занятия (средняя группа)

В дошкольный период у детей закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе. Дидактические игры и загадки способствуют закреплению знаний детей о диких животных, обитающих в наших лесах; узнавать об условиях их жизни и определять животных по цвету их шерсти, по части тела, издаваемым звукам, повадкам, характерной пище, передвижению; воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы) в средней группе

«Лесные жители»

Цель: закрепление знаний детей о диких  животных, обитающих в наших лесах.

Методические приемы: загадки, беседа, дидактическая игра. 

Задачи: уточнить знания детей о диких животных и их детенышах. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.

Активизация словаря: названия диких животных и их детенышей (медведь, медведица, медвежонок, медвежата; волк-…; лиса-…; заяц-…; белка-…), их жилища(берлога, логово, нора, дупло)

Предварительная работа: рассматривание цветных иллюстраций «Лесные животные», беседа о диких животных и условиях их жизни; чтение художественной литературы о лесных животных, дидактические игры «Чей малыш?», «Чей домик?», рассматривание иллюстраций; словесные игры («У медведя во бору», «Лиса и куры»)

Материал: ноутбук, игрушки животных (дикие животные), цветные иллюстрации, бумага формата 1/2 альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка); 4 конверта с заданиями.

Ход образовательной деятельности:

1. Отгадывание загадок.

 (На стол выставлена ширма, за которой спрятаны игрушки- животные)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в группу пришли необычные гости. Но они все спрятались. Но мне дали вот эти конверты и просили ознакомить вас с тем, что  там находится. Посмотрим? (Ответы детей.  Воспитатель открывает первый конверт и достает листочек с загадками).  А здесь, ребята, для вас загадки. Если вы их отгадаете, то гости обещают с удовольствием с вами поиграть.  Скажите, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Воспитатель:

- Хорошо. Смотрите на экран. Прочту вам загадки, а вы отгадывайте:

1. На собаку он похож,
Каждый зуб как острый нож!
Мчится, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)  (перед ширмой появляется игрушка волк)

(Слайд № 1)

2. Что за зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса) (перед ширмой появляется игрушка лиса) 

(Слайд № 2)

3 Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива - 
Будет сытой круглый год!
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом - детки! (Белочка) (перед ширмой появляется игрушка белка) 

(Слайд № 3)

4. Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он  то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой (Заяц) (перед ширмой появляется игрушка заяц) 

(Слайд № 4)

5. Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег!  (Медведь) (перед ширмой появляется игрушка медведь) (Слайд № 5)

- Молодцы, ребята! Посмотрите, вот какие у нас сегодня гости. Вы легко справились с заданиями зверей, потому что знаете названия многих животных, видели их в цирке, читали про них стихи и рассказы, рассматривали картины, играли в сюжетно-ролевые игры, смотрели мультфильмы. (Слайд № 6)

2.  Дидактическая игра «Где чей дом?»   

Воспитатель:

-А теперь предлагаю нам открыть второй конверт. Что же там?  

- Жилище человека называется дом. Не только у человека есть оно, но и у каждого животного имеется свой дом. Названия у них  только разные. Звери приглашают вас с ними поиграть. Просят найти им свои дома.

- Ребята, вы хотите помочь животным найти свои дома? (Ответы детей). (Слайд № 7)

 (Воспитатель выставляет картинки на фланелеграф: берлога, нора, логово, дупло; на столе игрушки животных: медведь, лиса, волк, заяц, белка.)

- Расселите животных туда, где они живут.

(Дети выполняют задание. Перед берлогой ставят медведя, логовом- волка, норкой- лису, дуплом- белку).

      

(На экране появляются слайды )  

- Как называется домик лисы? (Норка). (Слайд № 8)

- Где спит медведь? (В берлоге). (Слайд № 9)

- Кто живёт в логове? (Волк). (Слайд № 10)

- Как называется  домик белки? (Дупло).  (Слайд № 11)

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, помогли всем лесным жителям  найти свои дома. Только зайчик у нас почему-то грустит. Как вы думаете, почему? (У него нет дома).  Давайте вместе ему поможем, нарисуем и для него домик. Кто скажет, как называется его жилище? (Ответы детей.  Дети рисуют кустик на альбомном листе цветными карандашами коричневого и зеленого цветов.  Затем свои работы дарят зайцу).

3. Самостоятельная деятельность детей.

- Спасибо, ребята!- благодарит заяц.  (Слайд № 12)

- Итак, каких животных называют дикими и почему? (Дикие животные: медведь, лиса, волк, белка, заяц, олень и др.;  они  живут в лесу,  сами себе добывают пищу, строят себе жилище, о них никто не заботится).

Воспитатель: Правильно. Дикие животные живут в лесу, в своих домиках.  

- Молодцы! И с этим заданием вы справились.

 4. Физкультминутка

В третьем конвертике для вас интересное задание: звери приглашают вместе с ними провести зарядку.

Звериная зарядка
Раз - присядка,
Два – присядка,

Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,  (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться,  (потянуться)
Обязательно зевнуть,  (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
А волчата - спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый,
 (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То на одной, то на другой (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

5. Дидактическая игра «У кого кто?»

Воспитатель:

- Четвертый конверт также не пустой.

- А теперь предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?». Я буду называть взрослое животное, а вы его детеныша (детенышей): (Слайд № 13)

У медведицы …- (медвежонок, медвежата). Медведь с медвежатами живет в берлоге.

У ежихи …- (ежонок, ежата). Ёж…

У белки … - (бельчонок, бельчата). Белка…

У волчицы …- (волчонок, волчата). Волк…

У зайчихи …- (зайчонок, зайчата). Заяц…

У лисы …– (лисенок, лисята). Лиса…

- Молодцы, ребята, хорошо знаете животных и их детенышей.

- А кто мне скажет, как зимуют звери в лесу? (Медведь зимой спит в берлоге;  белка запасается шишками, грибами, орехами, ягодами; волк, лиса и заяц не готовят корм на зиму)

6. Подведение итогов:

Воспитатель:

- Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? (о белке, ежике, зайце, лисе и медведе)

 - Какие из этих животных меняют окраску? (белка и заяц)

- Кто из них спит зимой? (медведь)

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание вам показалось труднее всего выполнить?

Литература:

1. О. В. Дыбина, Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011

2. О. Воронкевич,  Добро пожаловать в экологию! Демонстрационные картины для занятий с детьми 4-5 лет. ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу познавательное развитие Ознакомление с миром природы в средней группе Тема: «Цветочный город»

Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре. 3. Учить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей средней группы в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Поиски мамы - зайчихи»

В данном материале представлен конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром для детей средней группы по теме недели "Дикие животные готовятся к зиме"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе «Как звери готовятся к зиме»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе«Как звери готовятся к зиме»...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: «Золотая осень»

Конспект ООД   по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы)в средней группена тему: «Золотая осень» Цель: расшир...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)

Конспект образовательной деятельности попознавательному развитию (ознакомление с миром природы)Тема: «Весенняя страда» (старшая группа)...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...