Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пихновская Елена Германовна

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»). Цель: закрепление и обобщение полученных за учебный год знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»). Подготовила воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»  г. о. Саранск Пихновская Елена Германовна.

Цель: закрепление и обобщение полученных за учебный год знаний и умений.

Задачи

 Образовательные:

1.Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности посредством включения разнообразных игровых заданий.

.2.Обобщить и систематизировать знания детей о природном окружающем мире, о диких животных

3. Расширить, уточнить и активизировать словарь признаков по изученным темам и  глагольный словарь.

4. Развивать умение подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с  существительными в роде, числе и падеже; подбирать слова – действия; слова с противоположным значением, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, понимать значение сложных слов.

 Коррекционно-развивающие:

1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление.

2.Закреплять умение анализировать услышанную информацию и делать соответствующий вывод.

3.Развивать мелкую и общую моторику рук, умение имитировать повадки животных.

 Воспитательные.

1.Актуализировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

2.Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать  нравственно направленные действия и  поступки.

3.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам; бережное, заботливое отношение к животным.

                 Методы и приемы педагогической деятельности:

1.Словесные (беседа, выразительное проговаривание загадок, вопросы, д /и «Повтори! », «Кто живет в лесу?», «Скажи наоборот»,  «Кто где и с кем живет?»», «Чей хвост?», «Скажи правильно», «Скажи иначе», «Чей хвост лучше?»).

2.Наглядные (демонстрация пейзажей природы, рассматривание картинок с изображением диких животных, хвостов диких животных .

3.Практические (д /и  «Повтори! », «Кто живет в лесу?», «Скажи наоборот», «Кто, где и с кем живет?»», «Чей хвост?», «Скажи правильно», «Скажи иначе», «Чей хвост лучше?»),  физминутка,

Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

                  Оборудование и материалы:

Пейзажи природы,  предметные картинки по теме «Дикие животные» и  «Детеныши диких животных», наглядное панно с изображением мест обитания диких животных.

 Ход занятия

Организационный момент:

           Д/игра «Повтори!»

Педагог предлагает детям  повторить ряд слов, после чего занять свои места за столами:

Греет, светит, тает

Деревья, почки, листочки

Капает, журчит, набухают

Теплый, яркий, солнечный

Ручей, дождь, капель

Сосулька, вода, лужа

Бегут, плывут, торопятся

Прилетают, поют, выводят и т.п.

           Вступительная беседа с детьми:

Как вы думаете, какое сейчас время года?

Почему?

После какого времени года наступает весна?

Как называются месяцы весны?

Педагог соглашается с детьми, что весной природа оживает и предлагает заглянуть в уголок леса, который располагается в группе:

          Д/игра « Кто живет в лесу?»

Припоминание и называние диких  животных с опорой на загадки:

                  Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса-

А зовут ее…(лиса)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу…(медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой- летом (заяц)

Хвост пушистый дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле (белка).

 Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Хвосты».

       Д/ игра «Кто, где и с кем живет?» — закрепление сведений о жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у педагога и детей картинки с изображением животных с детенышами).

Педагог  первым открывает картинку и начинает игру: «Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихой и барсучатами».

Дети по очереди продолжают игру по данному педагогом образцу.

        Д/ игра «Чей хвост?» — упражнение в словообразовании.

Педагог: «Жили звери, поживали... Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких...

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на доске  выставлены хвосты разных животных).

Дети составляют предложение, например: «Это медвежий хвост. Это заячий хвост».

             Д/игра: «Скажи наоборот».

Педагог спрашивает у детей: «Какие хвосты привезли?» и предлагает назвать противоположные по значению слова.

Большие -…, толстые-…, длинные-…, пушистые-…, красивые- .., белые-…

             Д/игра «Скажи правильно».

Детям предлагается каждому подобрать  соответствующий хвост, проговаривая свои действия вслед за педагогом, и сесть на свое место.

Педагог  (барсук): « Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучий хвост».

        Д/игра «Скажи иначе» («Подбери одинаковые по смыслу действия») — упражнение  в подборе глаголов-синонимов.

Предполагаемые ответы детей:

«Звери побежали за хвостами,  понеслись, поскакали, двинулись, бросились, и т.п.»;

«Звери радовались тому, что получили хвосты. Они радовались, веселились, ликовали, торжествовали, и т.п.»

        Д/игра «Чей хвост лучше? » — закрепление употребления притяжательных прилагательных с суффиксом – й - от названий животных.

Образец:    Барсук говорит: «Лучше всех хвост мой — барсучий».

          Д\ игра «Закончи предложение»- закрепление правильного употребления в связной речи существительных в родительном падеже.

Педагог спрашивает: «Ты кого увидел в лесу?»

Итог.

Закрепление  вне занятия

1.        Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».

2.        Игра «Звери играют в прятки».

3.        Игра «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?»

4.        Игра «Чья шуба красивее и теплее?»

5.        Игра «IV лишний» (дикие — домашние животные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")

Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действ...

Конспект организованной образовательной деятельности по сенсорному развитию детей группы раннего возраста «Увлекательная прогулка по лесу» (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)

Цель: обогащение сенсорного опыта детей группы раннего возраста.Задачи:Закреплять знания о сенсорных свойствах предметов (цвет, форма, величина);Развивать различные ощущения детей – зрительные, ...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух ...

Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...