Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
статья по теме

Воронова Оксана Ивановна

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства и народного творчества. Осознать всю силу этого воздействия мы можем, если подходить к  народному творчеству, как уникальному феномену духовности в  истории России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и

формированию духовно-нравственных начал у дошкольников

посредством приобщения к народной культуре 

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства и народного творчества. Осознать всю силу этого воздействия мы можем, если подходить к  народному творчеству, как уникальному феномену духовности в  истории России. Это особенно актуально в связи с утверждением современной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Согласно этой концепции, искусство и традиционные религии — это базовые национальные ценности, раскрывающиеся в представлениях о красоте, гармонии, нравственном выборе, смысле жизни, эстетическом и этическом развитии, в представлениях о вере, духовности, религиозном мировоззрении, толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи названо в концепции основой развития нашей страны, в ней также подчеркивается важность и необходимость сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох [1].

. Кроме того, мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». [2, с.7]

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В ежегодном послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (2008 г.) было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Основы этой задачи нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, а так же в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.

Особо актуальным в этом свете становится проблема выявления психолого-педагогических условий эффективной психологической подготовки педагогов к  формированию духовно-нравственных начал у дошкольников.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии  В.АСухомлинский подчеркивал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин»

Одной из главных задач воспитания и образования в нашем детском саду является духовно-нравственное воспитание. Нами был создан проект по формированию духовно-нравственных ценностей посредством приобщения к народной культуре.

Цель проекта

Содействие развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации  посредством использования  образов декоративно-прикладного и устного народного творчества в развивающей среде детского сада

Задачи проекта

  • Интегрировать содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;
  • Формировать  духовно-нравственные чувства докшольников  на основе изучения культуры страны и родного края;
  • Обогащать  словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
  • Содействовать воспитанию   духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • Формировать  интерес  и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;
  • Формировать   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;
  • Создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования

поВеликая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

«Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его  гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования ИКТ в деятельности дошкольной образовательной организации»

В современных условиях деятельность дошкольных образовательных организаций основана на применении инновационных технологий. Одной из таких технологий является информационно-коммуникационная технология...

Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у  педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...

Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»

Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность....

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

"Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре"

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ...

Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».

-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников  толерантного отношения к представ...