Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Символика России».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_po_grazhdansko-pravovomu_vospitaniyu.docx | 767.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Город Тамбов
Конспект НОД
по гражданско-правовому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Петрова О.В.
Тема: «Символика России».
Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.
Материал: карта России, изображение герба и флага России; аудиозапись гимна России.
Ход НОД
1.Оргмомент. Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей.
- Ребята, как называется наша страна?( Россия.)
- Правильно, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
Воспитатель показывает границы России. Чтение стихотворения В. Степанова «Наша Родина»:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
- А какая она, наша Россия?( Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
-Россия - это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.
Чтение стихотворения М. Лисянского «Моя Родина»:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
-Всех нас объединяет одно – любовь к Родине и забота об её процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что с ней связано.
-Есть ли у нашей страны свои отличительные знаки – символы.
- Вы знаете их? (Да. Герб, флаг, гимн.)
Воспитатель показывает изображение герба России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов. «Герб России».-
-Герб – это отличительный знак государства, города. Это герб нашей страны – России. Давайте его рассмотрим.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
-Что вы видите в центре? (Орла.) Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.) Почему же на гербе России изображен орел? Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православию. Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? (Предположения детей.) Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.
-Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
-А что вы видите ещё? (Корону.) Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.
-А что в лапах у орла? (Ответы детей.) Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая. Скипетр и держава в лапах орла служат воплощением государственного порядка и верности закону.
-Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина возникла очень давно.
-На груди орла изображен герб Москвы. А почему? (Предположения детей.) Да, потому что Москва – главный город России, столица могучего Российского государства.
-У нашей страны есть не только герб, но и флаг.
- Что представляет собой наш государственный флаг?(Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная»
-Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера. Флаг – отличительный знак, символ государства. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Воспитатель показывает изображение флага России, читает стихотворение Г. Лапшина :
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа!
Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
-У России флаг трехцветный, он состоит из трёх полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (Предположения детей.)
-Белый цвет – благородство, откровенность, это цвет мира. Он говорит о том, что наша миролюбивая, она ни на кого не нападает.
-Синий цвет – верность, честность, безупречность, целомудрие. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
-Красный цвет – мужество, смелость, великодушие, любовь, цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
-Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Флаг России»:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
-Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
2. Затруднение в игровой ситуации.
- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Как вы думаете, что помогло людям решить эти вопросы?( Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить неразбериху).
- Что же это такое - законы? (ответы детей).
- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- Ребята, вы хотите познакомиться с главным законом нашей страны?
3. Решение.
- Для знакомства с этим законом предлагаю отправиться в виртуальное путешестивие. На каком транспорте отправимся?( предложения детей)
4. Основная часть.
- Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.
Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что же сказано в нашей Конституции? ( предположения детей)
- В нашей Конституции, говорится о том, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше, а также в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
- Одна из статей конституции гласит « Каждый человек имеет право на труд», то есть работать. А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
- Граждане нашей страны имеют право на отдых. Часто мы едем отдыхать и путешествовать в другие города нашей страны или за границу. Кому куда хочется. У нас есть право на свободу передвижения.
- Перечислите города и страны, в которых вы отдыхали вместе с родителями.
- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? ( рост, вес, глаза, волосы, характер, походка, настроение, цвет кожи, голос, девочка, мальчик, поведение).
- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Отгадайте загадку:
«И у дочки есть, и у мамы есть, и у папы есть,
Чтобы их позвать – надо вслух назвать.» /Имя/
- Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет? Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо человеку имя. Есть даже статья в конституции, которая гласит: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ: «Свидетельство о рождении» (показ слайда) - В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
- В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
Имя и Отчество.
А) Игра: «Назови ласково»
«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть,
Кто тебя сейчас похвалит, ласковое имя подарит?»
(Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его ласковым именем.)
Б)Обозначение имени.
- Еще задолго до вашего рождения родители подбирали вам имена. Хотите узнать, что означают ваши имена?
Артем – здоровый, рабочий; Максим – величайший; Виктор – победитель; Кирилл – повелитель; Софья – мудрость; Анна – благодать; Дмитрий – земледелец; Данил – божий судья; Настя – воскресшая. и т.д.
В) Отчество
- К взрослому человеку принято обращаться по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца. Моего папу зовут Сергей, поэтому мое отчество Сергеевна.
- Как зовут твоего папу? (н-р: Николай)
- Значит ты у нас Алина Николаевна. /и т.д./
Игра « Угадай о ком я говорю»
- А сейчас, попробуйте угадать, о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке? - Иван Александрович очень любит играть в шахматы( о взрослом)
- Полине нравиться ходить в гости (о девочке).
-Еще у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России – композитор А. Александров.
Гимн исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель предлагает детям встать и послушать гимн России.
5. Физкультминутка
Игра «Едем на отдых» (под песню «Мы едем, едем, едем»)
- Представьте, что мы едем или летим, кто на чем хочет, разными видами транспорта, но не толкаясь, чтобы не нарушить прав других. Когда я скажу «приехали» и выключу музыку, вы сядете на коврик. Мы вернулись с вами из путешествия.
6. Итог занятия.
-Вот и закончилось наше занятие, мне хотелось бы прочитать отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»: «…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Что интересно было делать сегодня на занятии? В чем у вас были затруднения? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...
Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
В дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...
Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с символикой России и Республики Бурятия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить с изображением Государственного флага РФ и РБ (цветовое решение, расположение полос).Формировать представление о значении Государственного флага.Воспитывать уважи...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.
Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"
Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...