Конспект НОД по познавательному развитию "Муравей"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Данный материал разработан для знакомства детей с жизнью муравьёв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muravey.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
«Муравьи – санитары леса»
Цель: расширить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитарах леса.
Образовательные задачи:
расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.
Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.
Развивающие задачи:
развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.
Воспитательные задачи:
формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- чтение рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях»,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций «Насекомые»,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры: “Собери картинку из частей”
- экологическая сказка «Как Дрозд лечился у Муравья»,
- знакомство с экосистемами «Лес», «Поле».
Материал:
-Презентация «Муравей»
- аудиозапись «Звуки леса»;
- разрезные картинки;
-Интеррактивная игра «Муравей»
- иллюстрации насекомых;
- демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»
Ход НОД
I.Организационный момент.
Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Куда?
Игра «Добрый лес»
Добрый лес, старый лес
Широко разводят руками дети в стороны
Полон сказочных чудес!
Повороты вправо и влево с вытянутыми руками
Я иду играть сейчас
Ходьба на месте
И зову с собою вас.
Ждет нас на лесной опушке
Низко наклоняются и присматриваются
Наш весёлый Почемучка.
На экране появляется Почемучка.
Почемучка: Здраствуйте, ребята, Я очень рад, что мы снова встретились.
Мне прислали письма ваши друзья с просьбой рассказать о маленьких трудягах. Угадайте о ком?
Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок -
Дом уютный для семьи
Дружно строят … (Муравьи).
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, мы очень хотим узнать о муравьях, и у меня тоже вопрос, почему муравьёв называют «Санитарами леса»?
Почемучкин: Хорошо, я обо всем вам расскажу, только сначала я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно собрать картинку целого муравья из нескольких карточек. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Подходите к столам. Готовы? Начали!
Дидактическая игра «Собери картинку».
Дети выполнили задание.
Воспитатель: у всех получился целый муравей? Давайте теперь и на экране соберем героя нашего путешествия.
Приглашаются 2 капитана команд и они собирают картинку.
Почемучкин: на земле великое множество насекомых .На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Размер мурашки составляет от 1 мм до 5 см, все зависит от вида.
Воспитатель показывает образцы.
Почемчкин: Муравьи живут вокруг нас. Они бывают: Луговые , Рыжие лесные , Черные садовые , Домовой муравей, Муравьи-бульдоги
Воспитатель: А теперь угадайте загадку:
Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты.
(Муравейник)
Ребята, а где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник?
Ответ детей.
Почемучкин: ребята, муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборниками, и туалетом, с хорошей вентиляцией. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерна. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинки). Все ходы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Почемучкин: Профессии муравьев. Главная в семье муравьёв – царица. Она занята только тем, что постоянно откладывает яйца. Муравьи – няньки их тут же уносят и сами ухаживают за будущим потомством. Муравьи – воины защищают муравейник от сверчков, кузнечиков, жуков. Для поиска пищи есть муравьи разведчики. Муравьи – фуражиры приносят еду для всех членов семьи. А это, кстати, вредные для леса насекомые. Да, недаром муравьев называют санитарами леса. Там, где много муравьев, лес здоровый и чистый.
Весной муравьи – пастухи выводят из муравейника целые стада «муравьиных коров» (тлей) и ведут их на пастбища – на веточки молодых растений. Тля пьёт сок из листочков. Муравей, подбегает к ней, щекочет усиками её брюшко, и тля тут же выделяет молочко. Муравей-пастух собирает эти капельки и несёт в муравейни.
В муравейнике действуют строгие правила. Например, в свой муравейник жильцы должны попасть обязательно до захода солнца. Иначе муравьи – охранники закроют все ходы-выходы, и придётся опоздавшему ночевать на «улице».
И совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто не может трудиться, потому что стал старым или заболел. Его кормят до тех пор, пока он не выздоровеет.
Большинство муравьёв всеядны, они питаются и соком растений, и падью тлей, насекомыми, семенами, но они очень любят сладкое. Давайте угостим муравьёв сахаром.
Физкультминутка «Муравей строит домик для друзей» (2 мин)
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем
головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки ,раскачиваем их вверх –
вниз.
Да-да-да!
Муравьишку домой привели,
Да-да-да!
А теперь давайте поиграем
Дидактические игры «Четвертый лишний»
Интерактивная игра: Вопрос от ребенка: Умеют ли летать муравьи?, Где кто живет?
Воспитатель: А теперь для Почемучкина нарисуем муравья.
Дети с опорой на схему рисуют и вешают на выставку.
Почемучкин: Какие вы молодцы, красивые муравьи получились. А что вам запомнилось о них больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...