Опыт обучения детей взаимодействию с окружающим миром
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Горохова Галина Александровна

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет им воспитатель.

Перед тем, как приступить к планированию работы. я провела анкетирование родителей, беседы и диагностику с детьми для выявления уровня знаний. Исходя из данных анкетирования и собеседований для успешного осуществления цели, был составлен перспективный план работы по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, который включает в себя экологические тропы, наблюдения в природе, занятия, праздники ,музыку в природе, художественный труд, оздоровительные прогулки в природе, игры, работу с родителями .Во время прогулок в лес. в поле, к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorohova_g.a._lenta_vremeni.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт обучения детей

 взаимодействию с окружающим миром

Выполнила: воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 215 «Калинка»

Г. Нижний Новгород

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет им воспитатель.

Перед тем, как приступить к планированию работы. я провела анкетирование родителей, беседы и диагностику с детьми для выявления уровня знаний. Исходя из данных анкетирования и собеседований для успешного осуществления цели, был составлен перспективный план работы по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, который включает в себя экологические тропы, наблюдения в природе, занятия, праздники ,музыку в природе, художественный труд, оздоровительные прогулки в природе, игры, работу с родителями .Во время прогулок в лес. в поле, к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают методические приемы: сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые пр. и др. В своей работе я использую разнообразные формы, методы и приемы работы, при этом учитывая совместную деятельность воспитателя и детей. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное и услышанное и делать выводы. На занятии важно использовать игровые приемы не только для повышения познавательной активности детей, но и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большое место отводится мною наблюдениям. Они проводятся в детском саду ежедневно. Я составила планирование наблюдений по ознакомлению с явлениями природы по временам года. При планировании опираюсь на индивидуальные особенности воспитанников своей группы, уровень их развития и практический опыт. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и приметах природы использую разнообразные игры: дидактические,  подвижные,  творческие. В них дети накапливают опыт, творчески осваивают приобретенные знания. В играх уточняются, расширяются, закрепляются имеющиеся представления о явлениях природы, о растениях и животных, они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности  обогащают словарь. На первом этапе я играю вместе с детьми. По ходу игры сообщаю одно правило и тут же его реализую. При повторных играх сообщаю дополнительные правила. Когда дети освоили игру, я стараюсь уже не принимать участия, а руковожу со стороны, исправляя ошибки. Использую детскую литературу, с помощью книжки мы узнаем о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняем и конкретизируем имеющиеся представления о предметах и явлениях (С.Я, Маршак «Времена года» и т. д.). Пословицы, поговорки и загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Их образный язык помогает выделить особенности явления. Природоведческую книгу я стараюсь читать детям после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Очень эффективным средством является использование на занятиях художественных средств. На одном занятии можно ограничиться рассматриванием картины или чтением рассказа, на другом необходимо использовать комплекс средств - и музыку, и стихи, и живопись. Также важны занятия изобразительной деятельностью. В рисунке, в лепке дети выражают впечатления от восприятия окружающей действительности. Их ценность несомненна: нравственное воспитание осуществляется при постановке темы и через организацию занятий. Целесообразна для воспитания чувств связь с занятиями по музыке. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость помогают специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. Формирование бережного отношения к вещам возможно в сочетании с трудовым воспитанием,  приучением к порядку, с выработкой таких качеств, как ответственность, аккуратность. Привычка убирать все на свое место, трудолюбие, уважение к труду других людей. Пониманию дошкольников доступно бережное отношение в первую очередь к игрушкам, книгам, одежде, природе. С ранних лет используется такой метод, как экспериментирование. Он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети очень любят эксперименты: знания ,подчерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются прочными. Особого внимания в работе по экологическому воспитанию уделяется работе с родителями. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы (наличие приусадебного хозяйства, дачи, где можно заниматься посадкой и уходом за растениями, охрана окружающей среды, животных и растений во время прогулок по лесу, отдыха на озере и т. д.). Главная задача детского сада – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния детского учреждения и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению чтению «Звуки окружающего мира»

Cформировать представление о шумовых звуках; познакомить с понятием «звук»; развивать навык звукового анализа и синтеза;  учить ориентировке на плоскости тетрадного листа; учить прави...

Родительское собрание «Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире»

Цель: сформировать у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.Задачи:Привлечь внимание родителей к необходимости проводить беседы на данную тему с детьми.Сформир...

Обобщенный опыт работы: «Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ».

Обобщенный опыт работы:«Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ»....