Обобщенный опыт работы: «Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ».
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Обобщенный опыт работы:

«Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ».


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchennyy_opyt_raboty.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Обобщенный опыт работы:

«Ознакомление с окружающим миром через детское экспериментирование с использованием ИКТ».

Слайд 2

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

                                                     писал классик отечественной психологии

 Лев Семенович Выготский

  Слайд 3

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.  Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями.

Слайд 4

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем, т.е. предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Слайд 5

Современные исследователи (Савенков Александр Ильич, Дыбина Ольга Витальевна др.), исходя из знаний о формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста, так же рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Слайд 6

Система образования в ДО непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а согласно требованиям ФГОС ДО ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

В Федеральной образовательной программе ДО, в  разделе «Познавательное развитие», в основных задачах выделено следующие пункты:

 

-развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

 -формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;

-продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;

-продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.

Слайд 7

В своей работе по организации детского экспериментирования я хочу привлечь ваше внимание к использованию ИКТ в этой деятельности.

Актуальность работы по использованию ИКТ в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Применение ИКТ в специально организованной экспериментальной деятельности ребёнка  позволяет получить больше наглядного материала,  увеличить информационную доступность материалов для изучения.

Слайд 8

Использование информационных технологий закладывает алгоритмы мыслительной и практической деятельности, что является залогом  в дальнейшем успешной  учебно-познавательной деятельности.  ИКТ в совокупности с собственной экспериментально-продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления.

Слайд 9 (видео  работы с интер доской и комп)

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Кроме этого, использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Слайд 10(видео  работы с интер доской и комп)

Компьютер, значительно расширяя возможности представления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Слайд 11

Конечно же, существуют нормы и требования использования ИКТ В ДОУ, которым я беспрекословно следую: учитываю возраст детей, расположение компьютера и экрана от глаз воспитанников, количество времени проведенное за экраном, и, конечно, же, качество  картинки или видео.

Слайд 12(фото материалов)

В своей работе использую уже готовые материалы: познавательные красочные мультфильмы «Уроки тетушки Совы», «Фиксики», интерактивное развивающее пособие «Дошколка»и пр., а так же материалы из открытых источников ИНТЕРНЕТ.

 

Исходя из всего сказанного о плюсах, которые нам дает ИКТ,  я охотно использую их в организации детской экспериментальной деятельности!

Как я к этому пришла?

При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста я столкнулась с проблемой: некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить.  Здесь и используются все преимущества  ИКТ.

При организации основной образовательной деятельности или же кружковой работы информационные материалы могут быть задействованы, как в мотивационной, так и в  основной части занятия.

Слайд 13 Хочу поделиться с вами примерами таких занятий.

Занятие: «На орбите» https://youtu.be/uzdvyJ8O0Oo 

Тема космоса всегда вызывает живой интерес у детей, как нечто неизведанное, неосязаемое, загадочное и необъяснимое.

Именно этот факт является мотивирующим для изучения и поиска ответов на задаваемые вопросы.

И в мотивационной части занятия с помощью видео дети погружаются в мир вращающихся спутников.

Наступает момент построения теорий, различных гипотез. После этого мы приступаем к практической части занятия, где опытным путем  выясняем, что при движении (в данном случае – мячика) по кругу, предметы не падают. На них земное притяжение действует не так сильно, как на не движущиеся предметы. Это происходит  и с планетами и их спутниками.

После просмотра видео, проведения опытов дети получают более полные и крепкие знания. Что дает перспективу для изучения и добывания еще более сложной информации.

Слайд 14

Рассмотрим второе занятие.

На занятии по установлению связи между строением и образом жизни птиц «Как легче плавать» видеоматериалы сопровождают всю основную часть занятия, так как позволяют рассмотреть интересующий предмет и жизнедеятельность наиболее наглядно.

Перейдя к опытной деятельности, дети убеждаются, что игрушки с перепончатыми лапками отгребают больше воды, поэтому хорошо держатся на воде и плывут. На основании проведенных опытов дети легко объясняют использование для плавания такого приспособления как ласты и способны видеть перспективу для использования своих знаний.

На этих примерах я показала, как ИКТ используется для мотивации к действию, и как наглядно-демонстрационный материал. ИКТ делает процесс изучения более наглядным, образным, мотивирует воспитанников на получение знаний.

 

Слайд 15

НО!!! Мы пошли дальше… использования готовых материалов ИКТ…. Как известно, детская любознательность не знает границ. Мои воспитанники сами подбросили мне идею делиться нашим накопленным опытом с другими детьми. Мы стали записывать видео наших экспериментов, а затем показывать их,  в том числе, и семьям воспитанников.

Слайд 16

В данном видео мы через продолжительную съемку фиксировали рост нашего огорода и цветника. В результате 10 дневного видеонаблюдения у нас на подоконнике при хорошем уходе, регулярном поливе выросли лук и рассада для цветника.

Дети не только приняли участие в посадке огорода, в уходе за ним, но и закрепили знания о необходимых условиях для жизни и роста растений опытным путем, учитывая продолжительность времени.

Как известно, ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя решить  без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для ребенка важно, чтобы его родители поддерживали его интересы. Поэтому отрадно , когда родители не остаются сторонними наблюдателями, а становятся активными участниками педагогического процесса. Для просвещения родителей я проводила консультации по темам «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Наше увлечение экспериментированием с последующей видеосъемкой поддержали родители воспитанников. И в сообществе нашей группы появляются видео домашнего экспериментирования.

Слайд17

Например, опыт с дрожжами, проведенный в одной из семей,  наглядно показал, что дрожжи это живые организмы, которые способны кушать, дышать, расти…

Тем самым, обогатили знания детей о мире маленьких организмов и поупражнялись в установлении причинно-следственных связей.

Ознакомление с окружающим миром через экспериментальную деятельность, да еще и с использованием ИКТ помогают активизировать познавательную деятельность дошкольников, формируют у детей такие умения и навыки, которые им необходимы для полноценной деятельности в XXI веке: самостоятельность поиска информации, творчество и способность к инновациям, критическое мышление.

Использование ИКТ облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

       

Так как экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детского развития, она является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья, так как происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности.

Спасибо за внимание! Желаю всем творческой неиссякаемой энергии, желания двигаться в ритме своих воспитанников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...

ОПЫТ РАБОТЫ на 3 года(младшая и средняя и старшая возрастные группы). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Целью моей работы является развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс эксперементирования. В моём опыте работы представила перспективный план на вторую младшую, среднюю и старшую...