Конспект занятия в старшей группе на тему: «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых,.
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
- Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «Насекомые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Насекомые» | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 г. Пугачёва саратовской области»
Конспект занятия в старшей группе на тему:
«Насекомые»
Воспитатель: Силаева Н В.
2021 уч. год
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых,.
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
- Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «Насекомые»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать доброе отношение к насекомым.
- Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать образность речи.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: Предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые; пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха. Картинки для Дидактической игры «Кто, как передвигается». Аудиозапись «голоса леса»
Предварительная работа: Рассматривать картинки, фото, иллюстрации в книгах на тему «насекомые», наблюдать за насекомыми на прогулке (бабочки, муравьи, жуки, читать энциклопедию «насекомые», В. Бианки «Как муравей домой спешил», чтение стихов, загадок, рисование насекомых, изготовление аппликации на тему «бабочки», лепка насекомых.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости. А вот куда вы узнаете об этом позже.
( звучит фонограмма с голосами насекомых)
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы.
- Как вы думаете где мы оказались? (На поляне)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет.
- Кто должен жить на этой поляне? (Бабочки, стрекозы, пчелы….) Как назвать их одним словом? (насекомые)
2.Ход занятия.
Из-под стола появляется ребенок в костюме гусеницы .
Ребенок: Я злая гусеница , которая забрала всех насекомых с этой полянки. (показывает мешок). А отдам, когда ответите на мои все вопросы (отдает конверт с загадками)
- Загадки.
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? - Пчела.
- Чем полезны пчелы?
- Пчелы собирают мед, опыляют цветы.
- Ребята, а Вы знаете, как называется дом, в котором живут пчелы?
- Улей.
- А что случится с насекомым после того, как оно ужалит?
- Ужалив, пчела гибнет.
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? Муравьи, живущие в лесу, оберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.
Ребята, как называется дом муравья?
- Муравейник.
- Правильно! Если муравейник повредить, то насекомые починят его через два-три дня. Но если пойдет дождик, то муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи.
Муравьи очень часто спасают лес от пожаров. Не потушенную спичку или окурок, брошенные возле муравейника, муравьи очень быстро гасят, разумеется, если еще не успела разгореться сухая трава или лесная подстилка. Но большой огонь муравьи потушить не смогут.
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка? - Бабочки бывают разного рода цвета, размера, с разной формой крыльев. Но прежде чем стать такой красавицей, она была гусеницей. (показать картинку)
- Большинство бабочек гибнет с первыми холодами. Некоторые забираются в щели деревьев, домов, заборов, - там и перезимовывают.
Не стоит ловить бабочек, лучше наблюдать за ними и любоваться красотой издали.
- Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- Божья коровка – маленький, с горошинку жучок. Он охотится за тлёй – Маленькими, но очень вредными насекомыми (показать картинку). Они сосут сок из листьев яблонь и груш. Много бы попортила тля деревьев, если бы божия коровка не уничтожала ее.
Как защищается божия коровка от врагов?
Если божью коровку посадить на ладошку, то она оставит желтое, неприятно пахнущее вещество. Так божья коровка пытается защититься от своих врагов. А яркая окраска предупреждает птиц:»Не тронь меня, я не вкусная!»
Мы, ребята, должны бережно относиться к этому жучку, так как он помогает нам сохранить урожаи на полях, в садах, в огородах.
- Не зверь, не птица, а нос, как спица?
-Комар.
Воспитатель показывает картинку. Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно легкое облачко носятся в воздухе – вверх, то вниз. А вот комар прилетел и сел на руку.
- Ах, ты негодник. Зачем ты живешь на свете?
Ответы детей.
-Ребята, личинка комара- красный мотыль. Им питается молодь рыб и на него удят рыбу.
Рыбок в аквариуме тоже кормят мотылем. Оказывается комары не зря живут на свете.
Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров- лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный из них- стрекоза.
2.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.) Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.
А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).
- Молодцы все загадки отгадали.
3. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».
Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.
Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.
Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).
Воспитатель: Гусеница, мы ответили на все твои вопросы. Верни жучков на полянку.
Ребенок: Нет.
Воспитатель: Ребята, я знаю почем гусеница злится. Она хочет стать разноцветной и порхать по цветам. А как мы можем это сделать? Можем превратить гусеницу в бабочку?
- Что сначала откладывает бабочка?
Ответы детей: - Бабочка откладывает яйца. (Показать макет яйца)
Воспитатель: - Кто появляется из яйца?
Ответы детей: - Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель: - Что делает гусеница?
Ответы детей: - Она питается листьями и растет. (Дать «поесть» лист гусенице)
Воспитатель: - В кого она превращается?
Ответы детей: - Гусеница превращается в куколку. (Обмотать туалетной бумагой)
Воспитатель: - Кто выходит из куколки?
Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. (Одеть крылья)
Воспитатель: Я вижу гусеница стала доброй и отдала нам насекомых.
Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала.
Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Ребята находят на полянке (под скатертью) подарок от насекомых конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Насекомые"
Данный конспект поможет при проведении итогового занятия в конце учебного года...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
Занятие рекомендуется проводить в летний период...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».
Цели занятия:Коррекционно-обучающие:Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; употребление предлого...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Насекомые"
Развитие лексического и грамматического строя речи по теме "Насекомые"...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Насекомые»
Цели занятия:Коррекционно – образовательные: - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; - упражнять детей в подборе слов-антонимов; - продолжить работ...