Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
план-конспект урока по логопедии по теме
Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели занятия.
Коррекционно – образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов;
- продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;
- учить составлению предложений с предлогами пространственного
значения;
- совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
- закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по
плану-схеме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления описательного рассказа насекомого, предметная картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу.
- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
II. Подбор слов-антонимов.
- Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч
обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором
слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
- Актуализация знаний:
- – Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?
(насекомые)
- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что
холодно, они спят)
- Когда же появляются насекомые на улице? (весной)
- Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих
укрытий).
- – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю
- Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает,
Медок собирает (пчела).
Логопед показывает игрушку «Пчёлка»
- Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).
- Образование притяжательных прилагательных.
На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.
- Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!
Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.
- Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,
пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).
Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.
- Отработка пространственных предлогов в предложениях.
1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)
- Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
- Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)
- Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)
- Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)
- Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)
- Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)
- Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает
стрекоза).
2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).
Например:
- Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.
VI. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.
- Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре божьи коровки – пять божьих коровок).
- Мы немного устали. Встанем и отдохнем.
Физкультурная пауза:
Прилетала к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
- Подбор эпитетов к существительному:
- Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)
- А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)
- С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед
- Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,
трудолюбивая…).
- Драматизация стихотворения.
- О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое
называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед
одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело,
не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать!
- Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.
- Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой
лужайки.
Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).
- Правильно, это стрекоза!
X. Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.
Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со
схематическим изображением стрекозы.
- Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них
стрекозу.
Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!
- Итог.
На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».
- Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.
Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.
Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе ОНР "Звук "Х"
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтал...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе МБДОУ - детский сад компенсирующего вида
Конспект логопедического занятия....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...