Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"
план-конспект урока по логопедии по теме

Кромская Алла Ивановна

Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  Цели занятия.

Коррекционно – образовательные:

 - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

 - упражнять детей в подборе слов-антонимов;

 - продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;

 - учить составлению предложений с предлогами пространственного  

   значения;                          

 - совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

 - закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по    

   плану-схеме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления  описательного рассказа насекомого, предметная  картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и  «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу.

- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

II.        Подбор слов-антонимов.

           - Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру  

           «Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч  

            обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором  

            слов-антонимов):

                   Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

                   Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

                   Пчела полезная, а муха… вредная.

                   Оса живет на улице, а таракан… дома.

                   Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

                   Жук жужжит, а паук… молчит.

                   Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

  1.  Актуализация знаний:               
  1. – Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?

    (насекомые)

     -  Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что  

    холодно, они спят)

     - Когда же появляются насекомые на улице? (весной)

     - Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих  

     укрытий).

  1. – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю

- Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

       Не птица, а с крыльями,

       Над цветком летает,

       Медок собирает (пчела).

               Логопед показывает игрушку «Пчёлка»

- Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).

  1. Образование притяжательных прилагательных.             

На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.

- Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!  

         Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.

              - Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,

         пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).

Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.

  1. Отработка пространственных предлогов в предложениях.         

1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)

   - Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

   - Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)

   - Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)

   - Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)

   - Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)

   - Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)

   - Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает

   стрекоза).

2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).

Например:

- Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.

VI.        Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

             - Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре  божьи коровки – пять божьих коровок).

             - Мы немного устали. Встанем и отдохнем.

Физкультурная пауза:

Прилетала к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

  1.     Подбор эпитетов к существительному:    

- Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)

- А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)

              - С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед

             - Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,

             трудолюбивая…).

  1.     Драматизация стихотворения.    

              - О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое

             называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед

             одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело,

не наскучило искать?

- Нет, тому, кто занят делом,

просто некогда скучать!

  1. Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.  

             - Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой  

            лужайки.

Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).

             - Правильно, это стрекоза!

X.       Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.   

           Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со

           схематическим изображением стрекозы.

             - Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них

           стрекозу.  

             Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!

  1.  Итог.  

На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».

   - Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.    

Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе ОНР "Звук "Х"

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтал...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...