Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Цели занятия:

Коррекционно – образовательные:

 - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

 - упражнять детей в подборе слов-антонимов;

 - продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;

 - учить составлению предложений с предлогами пространственного  

   значения;                          

 - совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

 - закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по    

   плану-схеме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

  Челябинская область

Город Озерск

МБДОУ № 26

Конспект

фронтального логопедического занятия

в старшей группе

по теме «Насекомые»

Выполнила: Мухина Т. В.

Учитель-логопед группы компенсирующей направленности

МБДОУ № 26

Г. Озерск

Челябинская обл.

Цели занятия:

Коррекционно – образовательные:

 - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;

 - упражнять детей в подборе слов-антонимов;

 - продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;

 - учить составлению предложений с предлогами пространственного  

   значения;                          

 - совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;

 - закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по    

   плану-схеме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления  описательного рассказа насекомого, предметная  картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и  «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.

Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу.

- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Подбор слов-антонимов.

 - Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру  

 «Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч  обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором  слов-антонимов):

                   Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

                   Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

                   Пчела полезная, а муха… вредная.

                   Оса живет на улице, а таракан… дома.

                   Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

                   Жук жужжит, а паук… молчит.

                   Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

 Актуализация знаний:               

– Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?(насекомые)

-  Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что  холодно, они спят).

- Когда же появляются насекомые на улице? (весной)

 - Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих  укрытий).

– Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю

- Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:

       Не птица, а с крыльями,

       Над цветком летает,

       Медок собирает (пчела).

Логопед показывает игрушку «Пчёлка»

- Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).

Образование притяжательных прилагательных.             

На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.

- Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!  

 Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.

 - Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное, пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).

Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.

Отработка пространственных предлогов в предложениях.         

1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)

   - Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)

   - Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)

   - Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)

   - Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)

   - Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)

   - Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)

   - Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает стрекоза).

2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?».

Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).

Например:

- Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

            - Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре  божьи коровки – пять божьих коровок).

- Мы немного устали. Встанем и отдохнем.

Физкультурная пауза:

Прилетала к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

    

Подбор эпитетов к существительному:    

- Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)

- А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)

- С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед

 - Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая, трудолюбивая…).

    

Драматизация стихотворения.    

 - О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело,

не наскучило искать?

- Нет, тому, кто занят делом,

просто некогда скучать!

Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.  

 - Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой   лужайки.

Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).

 - Правильно, это стрекоза!

 Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.   

 Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со схематическим изображением стрекозы.

 - Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них стрекозу.  Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!

 Итог.  

На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».

- Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.    Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; зак...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»

Активизировать и расширять словарный заас, грамматическую сторону речи, продолжать использовать мнемодорожку для развития связной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Цели:-расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»;  -совершенствование грамматической строя речи Задачи:-обобщить представления детей о многообразии насекомых...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Насекомые»

Цели:-расширение и активизация словаря по теме: «Насекомые»;  -совершенствование грамматической строя речи Задачи:-обобщить представления детей о многообразии насекомых...