План совместной опытно-исследовательской деятельности родителей с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 177.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад № 305»
План совместной
опытно-исследовательской деятельности
родителей с детьми
в группе «Сказка» на 2019-2020 учебный год
Разработчик:
Вострикова Э.В.
г .Новосибирск, 2019 г.
Октябрь
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Познакомить ребенка со свойствами воздуха: воздух невидимый, прозрачный, легкий, воздух вокруг нас. | Воздушные шарики, листы бумаги. | Задайте ребенку следующие вопросы: что мы вдыхаем носом? Можем мы увидеть воздух? Предложите ребенку узнать, где находится воздух. Помашите листом бумаги возле своего лица. Расскажите, что вы почувствовали. Предложите ребенку сделать то же самое. Спросите, что он почувствовал. Объясните, что легкое дуновение ветерка-это воздух. Воздух мы не видим, но он повсюду окружает нас. На глазах у ребенка надуйте воздушный шарик. Покажите ребенку, как вы делаете глубокий вдох и надуваете шарик. Спросите у ребенка, почему надулся шарик. Объясните, что вы заполнили шарик воздухом. |
Продолжение знакомства ребенка со свойствами воздуха: воздух невидимый, прозрачный, легкий, воздух всюду вокруг нас. | Цветной полиэтиленовый пакет, набор мелких игрушек. | Покажите ребенку пустой полиэтиленовый пакет и спросите у ребенка: какой пакет-пустой или полный? Затем на глазах у ребенка наполните его игрушками и задайте тот же вопрос. После этого уберите игрушки и закрутите открытый конец пакета так, чтобы он стал упругим. Покажите наполненный воздухом закрытый пакет и спросите ребенка: что в пакете? После этого откройте пакет и покажите, что в нем ничего нет, кроме воздуха. Воздух сделал пакет упругим. Объясните, почему кажется, что пакет пустой. (воздух невидимый, прозрачный, легкий) |
Ноябрь
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Познакомить ребенка со свойствами снега: в тепле снег тает и превращается в воду. | Прозрачная баночка для снега, снег. | Во время первого снегопада наберите снега в прозрачную баночку и принесите его домой. После того как снег растает, объясните ребенку, почему это произошло( в тепле снег превращается в воду). Обратите внимание на то, что вода грязная, мутная, потому что эта грязь находилась в снеге. Снег в рот брать нельзя! |
Продолжить знакомство ребенка со свойствами воздуха: воздух может двигаться. | Таз с водой, игрушечный кораблик с парусом | Опустите игрушечный кораблик в таз с водой и задайте ребенку вопрос: плывет лодочка или стоит на месте? Затем слегка подуйте на парус. Ребенок наблюдает за движением кораблика. Задайте вопрос: почему поплыл кораблик? Объясните, что его толкает ветер, воздух. Подуйте на парус с разной силой. Объясните ребенку, почему кораблик поплыл быстрее. Предложите ребенку самому подуть на кораблик с разной силой. |
Декабрь
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Познакомить ребенка со свойствами воды: вода прозрачная, воду можно окрашивать в разные цвета. | Тазик с водой, гуашь, небольшие предметы, тонущие в воде. | Опустите предметы в тазик с водой. Спросите у ребенка, видит ли он их? Почему чашка и ложка видны в воде?(вода прозрачная) предложите ребенку «спрятать» чашку с ложкой, так чтобы их не было видно. Для этого размешайте в воде краску. Обратите внимание малыша, как меняется вода от краски. Вода становится темнее, она уже не прозрачная, и чашку и ложку не видно. |
Продолжить знакомство ребенка со свойствами воды: в воде тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. | Тазик с водой, пластмассовые игрушки, камешки, металлические предметы(гайки, шурупы ), две коробочки. | Рассмотрите с ребенком игрушки и предметы. Спросите у ребенка, какие предметы утонут, а какие будут плавать. Предложите проверить. Пусть ребенок поочередно опускает предметы в воду и наблюдает за ними. Предложите тонущие предметы складывать в одну коробочку, а плавающие- в другую. После проверки еще раз рассмотрите предметы, определите вместе с ребенком, какие из них легкие, а какие тяжелые. Объясните ребенку, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. |
Январь
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Познакомить ребенка со свойствами льда: лед твердый, состоит из воды. В тепле тает и превращается в воду. | Кусочки льда, небольшая емкость, тарелка. | Во время прогулки лопаткой или другим твердым предметом отломите кусочек льда и рассмотрите его вместе с ребенком. Какой лед? (Твердый, холодный, острый, скользкий). Задайте ребенку вопрос: откуда появился лед? Объясните, что лед образовался из замерзшей воды. Положите кусочек льда в емкость и возьмите домой. Дома понаблюдайте, как поведет себя кусочек льда. Объясните, что лед в тепле тает и снова превращается в воду. |
Продолжить знакомство ребенка со свойствами льда: лед состоит из воды. Льдинки можно сделать цветными. | Стаканчики, краски, формочки, веревочки, кусочки льда. | Спросите у ребенка бывают ли льдинки цветными? Предложите ребенку сделать цветные льдинки. Вместе с ребенком размешайте краску в воде, залейте воду в формочки, опустите в каждую формочку веревочку и поставьте на поднос. Отнесите поднос на балкон или поставьте в морозилку. Рассмотрите образовавшиеся цветные льдинки и вместе с ребенком выложите их из формочек. Во время прогулки ими можно украсить деревья. |
Познакомить ребенка с выращиванием зеленого лука (при помощи воды или земли луковичка пускает корни и перо лука) | Луковица, вода, емкость для воды | Рассмотрите с ребенком луковицу. Объясните ему, где у луковички должны вырасти корешки и перья. Налейте в емкость воду и посадите туда луковицу так, чтобы она прочно держалась внутри емкости. Поставьте банку на окно. Привлекайте к наблюдению за луковицей ребенка каждый день, обращайте внимание на изменения, происходящие с луковкой. |
Февраль
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Продолжение знакомства ребенка со свойствами воды: вода может быть теплой, горячей и холодной. Легкие предметы в воде плавают, а тяжелые предметы тонут. | Тазик с водой, пластмассовые и металлические предметы | Налейте в тазик холодной воды. Предложите ребенку потрогать и убедиться, что вода холодная. Из чайника добавьте горячей воды. Пусть ребенок потрогает чайник и скажет, какой стала вода. Опустите в воду пластмассовые предметы, пусть ребенок убедится, что они плавают. Объясните, что предметы легкие, поэтому они плавают. Опустите в воду металлические предметы. Объясните, что они тонут, потому что тяжелые. |
Продолжить знакомство ребенка с качествами воды. | Ведерки; тазики с водой разной температуры-горячей, холодной, теплой; емкость для смешивания воды; ванночка для мытья куклы. | Предложите ребенку выкупать куклу. Обсудите, какой должна быть вода, чтобы кукле мыться было приятно,-горячей, холодной или теплой. Спросите у ребенка: как определить, какая вода в ведерках?(потрогать воду в каждом ведерке, осторожно, чтобы не обжечься). Вместе с ребенком налейте теплую воду в ванночку, чтобы искупать куклу. Но воды недостаточно. Спросите у ребенка: как нам быть, у нас есть ведерки с горячей и холодной водой, но нет ведерка с теплой водой? Подведите ребенка к выводу, что необходимо смешать горячую и холодную воду, чтобы получилась теплая. Смешайте воду и искупайте куклу. После этого потрогайте воду во всех емкостях, пусть ребенок убедиться, что температура воды стала ниже. Объясните ребенку, что со временем вода остывает. |
Март
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Продолжить знакомство ребенка со свойствами воздуха: в воде тоже есть воздух. | Стакан с водой, трубочка для коктейля. | Рассмотрите с ребенком трубочку для коктейля. Выясните, что в ней два отверстия. Предложите ребенку подставить ладошку под трубочку и подуть в нее. Спросите ребенка, что он чувствует? Откуда появился ветерок? ( в трубочку выдохнули воздух). После этого опустите один конец трубочки в стакан с водой. Ребенок подует и увидит, что в стакане появятся пузырьки. Объясните, что это выходит воздух. |
Продолжить знакомство ребенка со свойствами льда: при нагревании лед тает. | Три сосульки, маленькое ведерко, стаканы с горячей и холодной водой, тарелка. | Во время прогулки рассмотрите сосульки. Объясните ребенку, что сосульки-это лед. Спросите ребенка: можно ли растопить сосульку? Что для этого надо сделать? Положите в ведерко три сосульки и принесите их домой. Одну сосульку положите в стакан с горячей водой, другую –в стакан с холодной водой, а третью- на тарелку. Понаблюдайте с ребенком, как будут таять сосульки, какая из них растает первой. Объясните ребенку, почему это произошло. Обратите внимание на то, что вода после таяния стала грязной, поэтому сосульки нельзя брать в рот. |
Апрель
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Рассказать ребенку о том, что солнечные лучи нагревают предметы. | Во время прогулки в солнечный день предложите ребенку потрогать различные объекты. Например, ствол дерева, камень, металлический столбик. Спросите, какой предмет теплее. Затем пусть ребенок попробует потрогать эти же объекты, но в тени. Спросите у ребенка, почему они холодные. Вывод: солнышко нагревает все предметы. | |
Закрепить представления ребенка о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. | В апреле ребенок заметит сам, что снег тает, бегут ручьи. Поиграйте с ребенком возле ручейка: попускайте кораблики, палочки, камешки. Уточните у ребенка, какие предметы утонули и почему?(камень утонул, потому что он тяжелый). Спросите у ребенка, какие предметы намокли, но не утонули?(палочки, веточки, потому что они легкие). Спросите у ребенка, почему же кораблики долго плывут и не тонут? (они сделаны из легкой бумаги). |
Май
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Познакомить ребенка со свойствами песка. | Формочки для песка, ведерко с водой. | Во время прогулки вынесите во двор с песочницей маленькое ведерко с водой. Предложите ребенку вылепить из сухого песка какую-нибудь игрушку. Когда ребенок убедится, что это не получается, обсудите с ним , почему. Объясните, что сухой песок рассыпается. Спросите, что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить. Намочите песок, пусть ребенок вылепит из него что-нибудь. |
Познакомить ребенка с тем, что для жизни растений необходима вода. | Две веточки дерева, две емкости. | Во время прогулки аккуратно срежьте две веточки тополя или сирени. Принесите веточки домой и предложите ребенку провести маленький опыт. Одну веточку поставьте в емкость с водой, а другую ветку- в такую же емкость , только без воды. понаблюдайте с ребенком за состоянием веток. Через несколько дней ребенок убедиться, что ветка без воды засохла. Объясните малышу, что для жизни растений необходима вода. |
Июнь
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Продолжить знакомство ребенка со свойствами воды: воду можно переливать разными способами. | Тазик с водой, поролоновая губка, резиновая груша, пластмассовый шприц (без иглы), несколько мисок, чашек, различные мелкие предметы. | Спросите у ребенка, как можно перелить воду из тазика в миску? Покажите ребенку, что это можно сделать разными способами, попросите ребенка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать ее в миску, потом наберите воду резиновой грушей и перелейте ее в другую емкость. То же самое проделайте и со шприцем. Пусть малыш повторит ваши действия. Предложите ему поиграть. Завяжите ребенку глаза, а в тазик с водой поочередно опускайте игрушки или мелкие предметы. Ребенок на ощупь должен определить, что это за предмет. Задавайте малышу вопросы: а как ты догадался? Какой он на ощупь? Если малыш угадал, предмет достается из воды. |
Продолжить знакомство со свойствами песка: сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить. | Песочница, бутылка с водой, разные формочки, мелкие предметы и игрушки. | Предложите малышу вылепить из сухого песка пирожки, используя формочки. После того, как малыш попробует, спросите, почему ничего не получается? (песок рассыпается). Предложите подумать, что нужно сделать, чтобы песок стал липким. Полейте песок из бутылки с водой. Пусть ребенок повторит попытку. Обязательно задайте вопрос-почему на этот раз получилось? (песок стал влажным, и из него хорошо лепить). |
Август
Цель эксперимента | Материал | Ход эксперимента |
Закрепить представления ребенка о свойствах песка. | Песочница, пластмассовые игрушечные животные, мелкие предметы. | Незаметно для ребенка оставьте в песочнице следы от игрушечных животных и обратите на них внимание малыша: «Чьи это следы? Как ты догадался? Как это можно проверить?» ребенок называет свое предположение, берет соответствующую игрушку и ставит рядом со следом. Вместе сравните полученные следы. Спросите у ребенка- а какие еще следы можно оставить на песке? А какой след останется от ладошки? Чья ладошка будет больше, а чья меньше? Предложите это проверить. Поиграйте с малышом: он закрывает глаза, а вы прячете в песок предмет и загадываете про него загадку. Малыш должен догадаться, назвать предмет и после этого найти его в песке. |
Познакомить со свойствами камней | Камни разного размера и формы, емкость с водой. | Во время прогулки у водоема соберите с малышом разноцветные камни. Дома внимательно их рассмотрите. Какие они? Предложите надавить на камень, постучать. Сделайте вывод: все камни твердые. Предложите ощупать камни, убедитесь, что есть гладкие, а есть шероховатые. Положите все камни в емкость с водой, пусть малыш убедится, что они тонут. Значит, они тяжелые. Разложите камешки по кучкам в зависимости от их формы: круглые, треугольные, прямоугольные. Выстройте с малышом ряд: от самого маленького камешка до самого большого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с заикающимися детьми
Перспективный план работы последовательно усложняемых логопедических занятийс заикающимися. № п/пЭтаплогопедическихзанятий В...
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
Перспективный план по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста
Знакомство детей с правилами дорожного движения в различных видах деятельности....
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ФНР на логопункте....
Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ
План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....
План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.
Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....