ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Вода. Свойства воды».

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Методы: опыты, эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich._karta_otkr._zanyatiya.do27.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Вода. Свойства воды».

Возрастная группа: старшая

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Методы: опыты, эксперименты.

Учебно-методический комплект:

Средства:

Наглядные: презентация, «Карта исследования воды», плакат «Берегите воду на планете»., термос с горячей водой, зеркало, проблемные картинки по количеству детей.  На каждого ребенка – бутылка с водой, 2 трубочки, прозрачный стакан, стакан с  соком, знаки «+». «-«, кусочек льда.

Мультимедийные: проектор, экран.

Музыкальные: детская песня «Кап-кап».

 Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

ЗАДАЧИ образовательной программы

Образовательные: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах и состояниях воды, расширению представления детей о значимости воды в жизни человека, животных, растений;

Развивающие: развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Организационный этап. 

Приветствие.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Здравствуйте, ребята!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Посмотрю на ваши лица, хочу со всеми подружиться?

Я Светлана Владимировна. А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбку.

Для того что бы определить тему нашего занятия предлагаю Вам посмотреть фрагмент известного мультфильма.

Устанавливает контакт с детьми. Улыбается.

Стимулирует интерес.

Вовлекает в совместную деятельность.

Предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Смешарики».

Устанавливают  контакт с педагогом.

Улыбаются в ответ.

Повторяют действия воспитателя.

Внимательно смотрят мультфильм, обсуждают увиденное.

Сотрудничество, нацеленность.

Появление у детей заинтересованности,

познавательного интереса.  

2.Актуализация знаний. Определение темы занятия. Постановка цели  занятия.

Какая же тема нашего занятия?

Правильно.

Где в природе можно  встретить воду?

А для чего людям нужна вода?

Кому еще нужна вода?

Вода одно из удивительных веществ на нашей планете. Давайте пройдем в лабораторию,  где проведем  опыты и узнаем  о  свойствах воды.

Для этого вы должны стать исследователями.

  Готовы?!

Раз, два, три,  наклонись,

Раз,  два, три, покружись.

 В лаборантов превратись.

Выслушивает варианты ответов детей.

Организует групповую работу детей у карты.

Предлагает маркеры 3 цветов  для 3 команд для обозначения маршрута на карте

Дают полные ответы на поставленные  педагогом  вопросы.

Приходят к единому мнению, конструктивному решению

1-я лаборатория.

1.У вас на столе стоят  бутылка с водой.

Откройте бутылку и налейте   половину стакана воды.

 Льется  вода?

 А почему она льется?

Вода какая?

Вода жидкая значит она жидкость. Повторите ребята, вода - жидкость.

2. У вас на столе стаканы с соком. Возьмите трубочки и  попробуйте его на вкус. Какой сок?

А теперь возьмите  трубочку  и попробуйте  воду .Имеет ли вкус вода?.

 Вода не имеет вкуса.

3.Понюхайте сок в стакане,  имеет ли он запах?

Понюхайте  воду, имеет ли она запах?

Вода без запаха.

4. Ребята, посмотрите  в каком стакане вам хорошо видно трубочку? Почему?

 Вода прозрачная,  бесцветная.

А теперь нам надо превратиться в  капельки для того, чтобы перейти в    другую лабораторию.

 

Организует самостоятельную работу.

Дает объяснение воспитанникам.

Подводит детей к тому, чтобы они сами делали выводы  после каждого опыта.

Побуждает каждого ребенка к активному участию в обсуждении.

Произносит текст физкультминутки. Побуждает каждого ребенка принимать активное участие в действии.

Внимательно слушают инструкции педагога.

Выполняют действия согласно инструкции.

Дети активно двигаются под музыку, выполняя  инструкции педагога.

Выполнение задания

Делают мини-выводы после каждого опыта.

2-я лаборатория.

  Ребята  у меня в термосе горячая вода.

 Я открываю термос,  и что вы видите?

А что такое пар?

 Я предлагаю вам убедиться , что это вода.

Накрываю термос зеркалом.

 Что мы видим на зеркале?

Пар это тоже вода, но в газообразном состоянии.

Подойдите к столу и посмотрите, что лежит  на блюдце?

Возьмите кусочек льда и положите на ладошку.

 Лед какой?

А что с ним происходит?

Значит лед -это вода  в твердом состоянии.

А в первой  лаборатории мы с вами уже узнали , что вода жидкая.

Сопровождает свой рассказ действиями.

Побуждает детей к активному обсуждению ситуации.

Внимательно наблюдают за действиями педагога.

Активно обсуждают необычность ситуации.

Строят предположения.

Выполняют задания.

Делают выводы.

3-я лаборатория.

А теперь, чтобы не растерять наши знания,  я предлагаю вам перейти  в третью лабораторию и  заполнить

Карту  исследования воды.

На  карте изображены рисунки, которыми мы  обозначим   свойства и состояние воды.

У меня есть знаки.  + это «да», «-« нет. Плюс обозначает, что это свойство есть у воды, а минус,  что  его нет.

Вода имеет вкус?

Запах?

Цвет7

Вода  бывает в твердом состоянии?

Жидком?

Газообразном?

Вывешиваем карту с результатами нашего исследования.

Организует групповую работу.

Подробно объясняет, как заполнять карту.

Дает возможность каждому ребенку принять участие в ее заполнении.

Дети самостоятельно приклеивают знаки «+», «-« на плакате.

Вывешивается готовый плакат на доску.

Ребята, пока мы с вами проводили исследования,  посмотрите, какая неприятность произошла с капельками.

( видеофрагмент - Слайд с загрязненной рекой.)

Как вы думаете, кто это сделал?

 А вам это нравится?

Давайте сделаем газету с обращением  к людям « Берегите воду на планете»

 Я прошу вас подойти ко мне  и взять по одной картинке. Что вы видите на них.

(Коментарии). Давайте приклеим ваши  картинки и  покажем,  что этого делать нельзя.

 

Просмотр видео ролика о загрязнении воды.

Обсуждение предложенной проблемной ситуации.

Готовый плакат – обращение «Берегите воду на планете».

Подведение итогов, проверка предположений, что узнали нового.

- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!

 

Перед вами на столе лежат капельки воды- грустные и веселые.

 Если на  занятии вам  было интересно, вы   узнали  что-то новое -  выберите веселую капельку, а если  нет то грустную.

А теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

- Занятие окончено!!! Еще раз всем большое спасибо!

Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями

Проявление к способности анализировать, обобщать, стремление делать хорошие поступки по отношению ко всему живому

Планирование дальнейшей деятельности.

Заключение 

     

   Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это – в непринужденной и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

    Опыт нашей работы показывает, что детское экспериментирование  имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом,  детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1.      Развивать простейшее мышлени...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Подарки для цыплёнка Цыпа"

Познавательно-исследовательская деятельность. Технология развивающего обучения с элементами технологии программы "Сообщество"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Чудесный песок"

Развивающие:•         Расширять  представления о песке, его свойствах, способах деятельности с песком.•         Раз...

Технологическая карта совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Группа: вторая ранняя группа Тема: «В гости котик к нам пришел»

Технологическая карта совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиГруппа:  вторая ранняя группаТема: «В гости котик к нам пришел»...

Технологическая карта совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Моя родина – Россия".

Форма НОД:  Интегрированная НОДФорма организации: Фронтальная (групповая),Ведущий вид детской деятельности/образовательная область:  ПознаниеЦель НОД:  Создание условий для  развит...