Исследовательская деятельность: «Насекомые нашего участка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект педагогического мероприятия на тему: "Насекомые нашего участка" (исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова) с детьми подготавительной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок»
Конспект педагогического мероприятия
на тему: «Насекомые нашего участка»
(исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)
с детьми подготовительной группы
Подготовил воспитатель
Ловыгина Е.В.
Курчатов, 2020
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие».
-Дать детям представления о насекомых.
- Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Проведи эксперимент».
- Упражнять в умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.
- Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности.
- Развивать память, наблюдательность.
2. Образовательная область «Развитие речи».
- Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.
Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, пиктограмма, энциклопедия.
Активизация: учёные, лаборатория, эксперимент, информация.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
- Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе работы в командах.
- Создать атмосферу творческого поиска.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощью кратких изображений - пиктограмм.
Методы и приемы:
Практические: проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, путём наблюдения, из видеосюжета, зарисовывание полученной информации.
Наглядные: рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации, рассматривание энциклопедий; инновационные: просмотр презентации.
Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования, доклад детей.
Материал и оборудование:
Картинка с темой исследования – насекомые; карточки с символическим
изображением «методов исследования» (подумать самостоятельно, посмотреть в книге, задать вопрос взрослому, посмотреть в интернете, провести эксперимент); папки - планшеты исследователя; карандаши. Ноутбук, детские энциклопедии, видеоролик о насекомых; головной убор академика, мантия, галстуки исследователя, листы цветной бумаги, лупы.
Ход НОД:
I. Мотивация
Развитие ситуации.
Педагог предлагает детям отправиться на весенний луг и посмотреть, кто же бывает на лугу в это время. (Дети под музыку гуляют по ковру – импровизированному лугу, на котором расположены картинки различных насекомых )
Дети рассматривают картинки, называют их. Вводят обобщающее понятие.
- Мы с вами уже проводили исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Поэтому почему бы нам и сегодня не заняться этой увлекательной работой. Вы согласны? Тогда пройдите в нашу лабораторию, оденьте галстуки исследователей и вооружитесь планшетами. Итак, темой нашего исследования будет насекомые.
(Карточка с изображением насекомых вывешивается на доску)
II. Постановка практической задачи
Выдвижение гипотезы
- Уважаемые исследователи, а как вы думаете, почему насекомые так называются? Чем они питаются? Какой у них дом и где они живут? Как они передвигаются? А ещё каких насекомых можно встретить на нашем участке? Какую пользу или вред они приносят для окружающей среды? Какой цвет любят насекомые?
- Ответы на мои вопросы - это ваши предположения или
гипотезы, которые необходимо проверить. Я их запишу на листе бумаги.
Гипотезы: ребята выдвигают свои гипотезы.
- В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!
- Итак, уважаемые ученые перед нами стоит задача, как можно больше собрать информации о шоколаде.
III. Определение средств осуществления деятельности
Выбор методов исследования
- Давайте вспомним и назовем методы, с помощью которых можно проверить наши гипотезы («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать») - это все методы исследования.
В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску.
IV. Планирование деятельности
Составление плана исследования.
- Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.
V. Осуществление деятельности
Сбор материала.
- Мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о шоколаде. А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть?
- Верно, можно на листочках бумаги в своём планшете делать заметки– рисунки, значки, символы, которые называются пиктограммами.
1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»
- Ребята, давайте подумаем и вспомним, что мы знаем о насекомых.
(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о насекомых - свой ответ фиксируют на листочке)
Ответы детей
-Молодцы, я предлагаю, чтобы ускорить нам поиск информации, разделиться на подгруппы по 4 человека. В конце занятия мы соберёмся для обмена информацией.
2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
- Если кто-то не умеет читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (ответы детей)
- Верно, можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображен шоколад. Затем попросить взрослого прочитать о нем. А у нас сегодня много гостей и я, думаю, они с удовольствием примут участие в нашей исследовательской деятельности. И главное не забывать фиксировать полученную информацию в планшетах.
- Кто из ребят хочет заняться этим методом исследования.
Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию, найденную в книгах о насекомых. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги.
3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»
- Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека».
- Давайте подумаем, какой вопрос вы должны задать взрослому? А для этого вспомним, какие гипотезы мы выдвигали?
(Дети вспоминают гипотезы)
Выбрана гипотеза: «Чем питаются насекомые?»
- Желающие заняться этим методом исследования?
4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»
- Какой следующий метод мы определили в плане? (ответы детей)
Просмотр видеоролика о том, «Насекомые».
- Я предлагаю заняться этим методом исследования …
- А для того, чтобы заняться оставшимися методами исследования нам необходимо выйти на наш участок. Я приглашаю вас на прогулку.
5. Пятый метод исследования «Наблюдение»
Провести наблюдения какие насекомые встречаются на нашем участке.
- Уважаемые исследователи, ваша задача провести наблюдение и выяснить: какие насекомые встречаются на нашем участке, рассмотреть их через лупу. Зафиксировать результат с помощью пиктограмм.
-Кто желает заняться этим методом исследования?
6. Шестой метод исследования «Эксперимент»
Схема работы:
1. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.
3. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки планшет.
Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые.
4. Отмечай на планшете какие насекомые садились, и на какой цвет.
5. Через 5- 7 минут подсчитай какой цвет больше нравится насекомым.
VI. Результат
Обобщение полученных данных.
Педагог предлагает разложить на мольберте все листочки с собранной информацией и подготовиться к докладу.
Дети обмениваются информацией. Все листочки – помощники группируются, обсуждаются детьми.
Доклады
Чтение докладов.
Педагог предлагает задавать вопросы докладчикам.
Дети – учёные надевают академические головные уборы и мантии. Читают
доклады, пользуясь своими схематическими зарисовками. Заслушав доклад, дети задают вопросы.
VII. Рефлексия
- Что для вас было самым интересным?
- Что на занятии было для вас лёгким?
- Что было для вас трудным?
- Где вам это может пригодиться?
- Что понравилось, запомнилось больше всего?
Дети награждаются за хорошую работу дипломами: «За исследовательскую
работу в области насекомых».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...
Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?» Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.
Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?»Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А. Программные задачи: Познакомить дет...
Поисково - исследовательский проект "Деревья нашего участка"
Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность....
Проект по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Деревья нашего участка».
Проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектам...
Исследовательский проект "Деревья и кустарники нашего участка"
Краткосрочные исследовательские проекты, реализованные с детьми старшего дошкольного возраста, помогают решать задачи из различных образовательных областей. В результате данного проекта дети получат ч...
Познавательно-исследовательский проект для воспитанников с ОВЗ «Насекомые нашего участка»
Тип проекта-познавательно-исследовательский, краткосрочный ( 1 неделя)Участники проекта— воспитанники подготовительной к школе группы, родители и учитель-дефектолог.Актуальность. Потребност...
Познавательно-исследовательский проект «Любимая еда пернатых нашего участка ДОУ»
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка пт...