Исследовательская деятельность: «Насекомые нашего участка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ловыгина Елена Владимировна

Конспект педагогического мероприятия на тему: "Насекомые нашего участка" (исследовательская деятельность по методике А. И. Савенкова) с детьми подготавительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок»

Конспект педагогического мероприятия

на тему: «Насекомые нашего участка»

(исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)

с детьми подготовительной группы

 Подготовил воспитатель

Ловыгина Е.В.

Курчатов, 2020

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Задачи:

1. Образовательная область «Познавательное развитие». 

-Дать детям представления о насекомых. 

- Упражнять детей в использовании следующих методов: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Проведи эксперимент».  

- Упражнять в умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию.

- Формировать познавательную активность и интерес к процессу экспериментальной деятельности.

- Развивать память, наблюдательность.

2. Образовательная область «Развитие речи». 

 - Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания.

 - Совершенствовать умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями.

Обогащение словаря: гипотеза, мантия, академик, пиктограмма, энциклопедия.

Активизация: учёные, лаборатория, эксперимент, информация.

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». 

- Приобщить детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе работы в командах.

-  Создать атмосферу творческого поиска.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощью кратких изображений - пиктограмм.

Методы и приемы:

Практические: проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг, путём наблюдения, из видеосюжета, зарисовывание полученной информации.

Наглядные:   рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации, рассматривание энциклопедий; инновационные: просмотр презентации.

Словесные: рассказ воспитателя о методах исследования, доклад детей.

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования – насекомые; карточки с символическим

изображением «методов исследования» (подумать самостоятельно, посмотреть в книге, задать вопрос взрослому, посмотреть в интернете, провести эксперимент); папки - планшеты исследователя; карандаши. Ноутбук, детские энциклопедии, видеоролик о насекомых; головной убор академика, мантия, галстуки исследователя, листы цветной бумаги, лупы.

Ход НОД:

I. Мотивация

Развитие ситуации.

        Педагог предлагает детям отправиться на весенний луг и посмотреть, кто же бывает на лугу в это время. (Дети под музыку гуляют по ковру – импровизированному лугу, на котором расположены картинки различных насекомых )

Дети рассматривают картинки, называют их. Вводят обобщающее понятие.

- Мы с вами уже проводили исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Поэтому почему бы нам и сегодня не заняться этой увлекательной работой. Вы согласны? Тогда пройдите в нашу лабораторию, оденьте галстуки исследователей и вооружитесь планшетами. Итак, темой нашего исследования будет насекомые.

(Карточка с изображением насекомых вывешивается на доску)

II. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

        -  Уважаемые исследователи, а как вы думаете, почему насекомые так называются? Чем они питаются? Какой у них дом и где они живут? Как они передвигаются? А ещё каких насекомых можно встретить на нашем участке? Какую пользу или вред они приносят для окружающей среды? Какой цвет любят насекомые?

-  Ответы на мои вопросы - это ваши предположения или

гипотезы, которые необходимо проверить. Я их запишу на листе бумаги.

Гипотезы:  ребята выдвигают свои гипотезы.

- В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!

        - Итак, уважаемые ученые перед нами стоит задача, как можно больше собрать информации о шоколаде.

III. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

-  Давайте вспомним и назовем методы, с помощью которых можно проверить наши гипотезы («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать») - это все методы исследования.

         В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску.

IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования.

- Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

V. Осуществление деятельности

Сбор материала.

- Мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о шоколаде. А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть?

- Верно, можно на листочках бумаги в своём планшете делать заметки– рисунки, значки, символы, которые называются пиктограммами.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

- Ребята, давайте подумаем и вспомним, что мы знаем о насекомых.

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о насекомых  - свой ответ фиксируют на листочке)

Ответы детей

-Молодцы, я предлагаю, чтобы ускорить нам поиск информации, разделиться на подгруппы по 4 человека. В конце занятия мы соберёмся для обмена информацией.

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

- Если кто-то не умеет читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (ответы детей)

- Верно, можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображен шоколад. Затем попросить взрослого прочитать о нем. А у нас сегодня много гостей и я, думаю, они с удовольствием  примут участие в нашей исследовательской деятельности. И главное не забывать фиксировать полученную информацию в планшетах.

- Кто из ребят хочет заняться этим методом исследования.

Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию, найденную в книгах о насекомых. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги.

3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

- Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека».

- Давайте подумаем, какой вопрос вы должны задать взрослому? А для этого вспомним, какие гипотезы мы выдвигали?        

(Дети вспоминают гипотезы)

Выбрана гипотеза: «Чем питаются насекомые?»

- Желающие заняться этим методом исследования?

4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»

- Какой следующий метод мы определили в плане? (ответы детей)

Просмотр видеоролика о том,  «Насекомые».

- Я предлагаю заняться этим методом исследования

- А для того, чтобы заняться оставшимися  методами исследования нам необходимо выйти на наш участок. Я приглашаю вас на прогулку.

5. Пятый метод исследования «Наблюдение»

Провести наблюдения какие насекомые встречаются на нашем участке.

        - Уважаемые исследователи, ваша задача провести наблюдение и выяснить: какие насекомые встречаются на нашем участке, рассмотреть их  через лупу. Зафиксировать результат с помощью пиктограмм.

-Кто желает заняться этим методом исследования?

6. Шестой метод исследования «Эксперимент»

Схема работы:

1. Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.

3. Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки планшет.

Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые.

4. Отмечай на планшете какие насекомые садились, и на какой цвет.

5. Через 5- 7 минут подсчитай какой цвет больше нравится насекомым.

VI. Результат

Обобщение полученных данных.

Педагог предлагает разложить на мольберте все листочки с собранной информацией и подготовиться к докладу.

Дети обмениваются информацией. Все листочки – помощники группируются, обсуждаются детьми.

Доклады

Чтение докладов.

Педагог предлагает задавать вопросы докладчикам.

Дети – учёные надевают академические головные уборы и мантии. Читают

доклады, пользуясь своими схематическими зарисовками. Заслушав доклад, дети задают вопросы.

VII. Рефлексия

- Что для вас было самым интересным?

- Что на занятии было для вас лёгким?

- Что было для вас трудным?

- Где вам это может пригодиться?

- Что понравилось, запомнилось больше всего?

Дети награждаются  за хорошую работу дипломами:  «За исследовательскую

работу в области насекомых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт? Что на нашем участке растёт?» Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.

Конспект образовательной деятельности на тему: « Кто на нашем участке живёт?  Что на нашем участке растёт?»Средняя группа Воспитатель: Ванюнина Ю.А.  Программные задачи: Познакомить дет...

Поисково - исследовательский проект "Деревья нашего участка"

Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность....

Проект по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Деревья нашего участка».

 Проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектам...

Исследовательский проект "Деревья и кустарники нашего участка"

Краткосрочные исследовательские проекты, реализованные с детьми старшего дошкольного возраста, помогают решать задачи из различных образовательных областей. В результате данного проекта дети получат ч...

Познавательно-исследовательский проект для воспитанников с ОВЗ «Насекомые нашего участка»

Тип проекта-познавательно-исследовательский, краткосрочный ( 1 неделя)Участники проекта— воспитанники подготовительной к школе группы, родители и учитель-дефектолог.Актуальность. Потребност...

Познавательно-исследовательский проект «Любимая еда пернатых нашего участка ДОУ»

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка пт...