Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
методическая разработка (старшая группа) по теме
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppy.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫
Информационная карта проекта
МбДОУ д/с № 12 г. Коломна Московской области
1. Полное название проекта: ≪Дерево нашего участка≫
2. Авторы проекта: Соцкова Е.А., Савельева И.Е., Поклянова Н.В.
3. Руководитель проекта: 4. Кадры: педагоги группы № 2-4
5. Район, город, представивший проект: г. Коломна Московской области
6. Адрес организации: Окский проспект 25
7. Телефон: 613- 62 - 40
8. Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.
9. Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи с его экосистемой; а также
природоохранная деятельность
10. Краткое содержание проекта:
В рамках биологической экологии:
• Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке, составление паспорта дерева.
• Изучение взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и экологических игр.
• Систематизация этапов взаимодействия дерева и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
• Исследование функциональных способностей систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
В рамках социальной экологии:
• Анализ поведения человека в природе.
• Изучение влияния деятельности человека на жизнь дерева.
В рамках прикладной экологии:
• Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой ).
• Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участках групп ).
• Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Совершенствование экологической среды ДОУ:
• Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
• Организация экологической инсталляции.
11. Место проведения: г.Коломна, МДОУ д/с №12 « Пчелка»
12. Сроки проведения: сентябрь 2010 — сентябрь 2011 г.
13. Количество участников проекта: 54 человека (из них 25 детей, 4 педагога, 25 родителей )
14. Возраст детей: 5-6 лет
15. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции).
16. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;
• осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного );
• гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
• развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира — деревьям;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
• успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
• совершенствование экологической среды ДОУ;
• пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оптимизация использования технических средств обучения;
• экологический праздник ≪Есть у дерева друзья≫;
•экологическая инсталляция ≪Вокруг дерева≫;
•экологический альбом ≪Деревья нашего участка≫.
План реализации
Осень. Сбор информационного материала. ≪Знакомство с деревом≫.
Деревья и люди (работа на участке):
• Выбор дерева группы.
• Исследование особенностей строения дерева.
• Поиск сходства и различий дерева с человеком.
Разработка и заполнение паспорта дерева группы:
• Название и имя дерева.
• Его высота и ширина.
• Его возраст.
• Его запах.
• Семья дерева.
• Что нужно дереву для жизни.
• Портрет дерева и его семьи.
• Рисунок коры.
Изготовление экспонатов для экологической инсталляции
≪Вокруг дерева≫ (≪Ящик ощущений≫, ≪На дне моря≫ ).
Зима. ≪Изучаем жизнь дерева≫.
Дерево и снег (работа на участке):
• Первый снег. Наблюдение.
• Измерение глубины снега под деревом.
• Как снег помогает дереву. Беседа.
Снег и вода:
• ≪ На глаз ≫. Сравнение чистоты снега у дерева и возле дорожек.
• ≪ Можно ли есть снег? ≫ Исследование чистоты снега под деревом (эксперимент).
• ≪Тает или нет?≫ Наблюдение за деревом в оттепель.
• ≪Превращения воды≫. Цикл исследовательских занятий.
• ≪Бережем воду≫. Экологическая акция.
Дерево и другие:
• ≪ Заботимся о дереве ≫. Постановка экологической сказки
≪Есть у дерева друзья≫.
• ≪ Дерево заботится о нас ≫. Изготовление экспонатов для экологической инсталляции ≪Вокруг дерева≫ (≪Ароматная полянка≫, ≪Скрытая жизнь≫ ).
Весна — лето. ≪Изучаем части дерева≫.
Его корни:
• ≪Что держит дерево в земле?≫ Беседа, эксперимент.
• ≪Кого земля укрывает?≫ Исследование почвы вокруг дерева.
• Исследование корней старых деревьев.
• ≪Корни нашего дерева≫. Рисование.
Его листья и цветы:
• ≪Как распускаются почки≫. Наблюдение, рисование.
• ≪Как распускаются цветы≫. Наблюдение, рисование.
• ≪Цвет и форма≫. Сравнение листьев и цветов дерева
группы с листьями и цветами других деревьев участка.
• ≪Потрогаем, понюхаем...≫ Сравнительный эксперимент.
• ≪Крона и тень≫. Серия исследований.
Его плоды:
• ≪Превращение цветка≫. Наблюдение за созреванием плодов.
• ≪Для кого?≫ Определение использования плодов.
Экологическая инсталляция ≪Вокруг дерева≫.
Рекомендации воспитателям по работе с детьми
на участке
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Задачи
• Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
Рыжова Н.
Экологический проект ≪Здравствуй, дерево≫.
• Подумать, на что (или на кого) похоже это дерево. Дать подходящее ему название.
• Узнать, кто посадил дерево. Может, с ним связана интересная история?
• Выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу или это дерево из других мест? Если да, то где его родина? (Например, пихта, каштан.)
• Задание детям: познакомиться со своим деревом — подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит.
• Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
Знакомимся с деревом
Предложить детям познакомиться с новым другом поближе. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие
части есть у дерева? Рассмотреть и ответить, для чего людям нужны ноги, руки, дереву — листья, корни, ствол, кора?. Какой высоты дерево? Выше или ниже детей? Толще или тоньше? Пусть дети по очереди встанут рядом с деревом
и сравнят свой рост и его высоту. А если сравнить рост; дерева с ростом воспитателя — кто выше? Есть ли рядом с деревом другие, выше или ниже его? (Высоту определяем не в метрах, а сравнивая с другими объектами: ≪дерево в 3 раза больше нас≫ или ≪дерево ростом с воспитательницу≫.)
Какова ширина (диаметр) ствола дерева? Предложите каждому ребенку обхватить ствол руками. Могут ли они сомкнуть руки? Сколько детей нужно для того, чтобы обхватить ствол? Возьмите веревку и обмотайте ее вокруг ствола. Отметьте фломастером, где конец соприкасается с ее началом. Приложите веревку к линейке и посмотрите, какой она длины. Величина, которую
отметите, будет окружностью ствола. Запишите цифру в тетрадь, указав дату проведения измерений. Для мл. дошкольников: можно ограничиться понятиями ≪широкое, толстое≫, ≪худое, тонкое≫. У детей есть знакомые, друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ним? Растет рядом с ним? Пусть дети понаблюдают за окружением дерева и выяснят это. Предложите детям порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему? Нарисуйте соседей дерева.
Если соседей нет, дерево одинокое, то ему особенно нужны друзья — дети.
У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно осмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Нарисуйте их семейный портрет. Чем
они все похожи? Чем отличаются? Где еще дети встречали родственников своего дерева? Почему они считают эти деревья родственниками?
Есть ли у вашего дерева ≪ детки ≫ — маленькие деревца рядом с ними? Сколько их? Они малыши или подростки? Почему дети решили, что это детки дерева? Нарисуйте их дайте им имена. С детьми старшего дошкольного возраста составить ;план участка с объектом исследования. Отметить и себя рядом с деревом. Не забыть о масштабе. Изучаем кору и ствол. Предложите детям найти место, где ствол дерева самый
широкий, самый узкий. Пусть погладят кору, можно прижаться к ней щекой.
Какая она — теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Что напоминает этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Если дерево старое, обратите внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева — как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает.
Сделать рисунок коры. В сухую погоду возьмите на прогулку лист белой бумаги средней толщины. Приложите бумагу к коре и крепко держите ее по краям, прижимая к дереву. Задача — осторожно заштриховать поверхность бумаги
мягким карандашом (коричневым, черным или простым).
На бумаге проступят все неровности коры дерева. Есть ли на дереве дупла и трещины? Какие они — большие или маленькие, глубокие или нет? Может ли кто-нибудь в них жить? Пусть дети представят, какими должны
быть обитатели таких отверстий? Есть ли на коре дерева мхи? Лишайники? Сколько их — много или мало? Рассмотрите их внимательно, попробуйте определить цвет и нарисуйте в тетради. Чем больше лишайников на деревьях, тем чище воздух. Проверить, в действительности ли растет лишайник, мох на северной стороне дерева (с помощью компаса). В городе это бывает не всегда.
Есть ли на стволе дерева или под ним грибы? Можно придумать им собственные названия (например, по аналогии с подосиновиком, подберезовиком и т. п.). Помнить
о безопасности.
Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов для сбора березового сока? Может ли дерево
залечить раны? Кусочек коры поместите в коробку для коллекций.
Изучаем корни
Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? (Задание предлагается только в том случае, если вы уверены, что дерево крепко держится в почве.) Найдите
место, где ствол дерева постепенно переходит в корни. Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как корни растут в земле — уходят в глубину или располагаются в стороны?
Если дерево старое, обследуйте прилегающие к нему участки. Может, вы обнаружите, что некоторые корни выходят на поверхность земли. Можно нарисовать корни дерева такими, какими их представляют дети. Изучаем снег
Отметьте дату, когда под вашим деревом появился первый снег.
Поздней осенью, зимой и весной измеряйте глубину снега при помощи линейки или палочки. Можно определить количество снега по принципу ≪больше — меньше≫.
Где больше снега — на открытом месте или под деревом? Где снег рыхлый, а где утоптанный? Почему? Уровень снега можно схематически изобразить в альбоме.
Вспомните, каких обитателей можно обнаружить под деревом в теплое время? Что с ними происходит сейчас? Что они делают зимой? Помогает ли им снег? Как снег помогает самому дереву? Понаблюдайте, где снег тает быстрее — под деревом или на открытом месте? Почему? Куда бегут ручейки после таяния снега — от вашего дерева или к нему? Для определения направления подойдут самодельные кораблики. Составьте план расположения весенних ручейков и луж,
которые образовались вблизи дерева. Какого цвета снег под деревом — белый, сероватый? Всегда ли он одинакового цвета? Когда блестит, переливается
на солнце? Нарисуйте оттенки снега в разную погоду и в разное время зимнего сезона.
Снег под деревом чистый или нет? Видны ли на нем следы грязи? Предложите это проверить. Наберите в литровую банку или другую прозрачную емкость снег из-под дерева. Когда он растает, посмотрите, чистая ли вода в банке? Дайте детям промокательную бумагу и предложите аккуратно процедить через нее воду. Вода чистая, но что осталось на фильтре? Действительно ли снег под деревом чистый, или он только казался таким на первый взгляд?
Приложение. 3
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Кусты жасмина
Предложить детям постоять около кустов жасмина, обратить внимание на его цветы, особо отметить приятный запах. Рассмотреть цветущую веточку жасмина, обратить внимание на расположение цветов и листьев, спросить у
детей, почему рядом летает так много пчел. Отметить скопление божьих коровок на некоторых ветках, где образовалось большое количество тли, объяснить,
что тля кормит божьих коровок. Поговорить о пользе жуков, пчел. Срезать несколько веточек жасмина для украшения группы, упомянув о том, что куст, если брать веток понемногу, будет лучше расти.
Компостная яма
Попросить детей вспомнить, куда мы относим природный мусор (ветки, сухие листья, сорную траву). Обратить внимание на то, что это место огорожено (спросить, зачем). Отметить, что именно здесь берем всякий раз землю для пересадки комнатных растений, спросить, откуда она берется, как природный мусор превращается в перегной. С помощью наводящих вопросов выяснить механизм образования компоста. Предложить детям посмотреть, как много земляных червяков находится в гниющей листве. Вспомнить о пользе, которую приносят эти подземные жители.
Аллея кленов и лип
Стоя в тени аллеи, рассмотреть, какие деревья ее образуют (клены, липы). Почему их называют аллеей, как они посажены?
Рассмотреть, чем похожи между собой клены и липы и чем отличаются.
Обратить внимание на то, какими могучими выросли все деревья, попробовать охватить ствол руками. Рассмотреть выходящие из земли корни, их форму, а
также ветви, высоко поднимающиеся к небу. Вспомнить о значении корней, ствола и ветвей для жизни дерева; как по ним можно определить возраст дерева.
Рассмотреть, как цветет клен (весна), липа (лето), их семена. Отметить лечебные свойства липового цвета.
Подумать, какие еще деревья могут образовать аллею.
Может ли быть аллея в лесу? Чем отличается аллея от парка?
Какая аллея в нашем саду (длинная или короткая)?
Видели ли вы аллеи раньше? Чем они полезны людям?
Дидактическая игра ≪Детки с ветки≫.
Декоративная яблоня
Весной полюбоваться цветением яблони. Отметить, что после цветения на яблоне завязываются плоды, которые в конце лета превращаются в сочные яблоки.
Обратить внимание на то, что у всех яблонь цветы белые, а у этой — темно-розовые. Вспомнить, что яблоки бывают разных сортов, поэтому их плоды отличаются по цвету, размеру и форме. Отметить, что яблоня декоративная, плоды у нее несъедобны, мелкие, темно-красного цвета.
Рассмотреть необыкновенной формы листочки дерева, подвести детей к выводу, что все в нем красиво. Сравнить декоративную яблоню с обычной, перечислить,
что у них общего. Послушать пение птиц возле дерева. Рассмотреть трясогузку, которая часто появляется возле яблони: как она передвигается по земле, как на лету
ловит мошек, выяснить, почему у нее длинный хвостик, почему ее так называют.
Подвижная игра ≪Найди дерево≫.
Солнечная полянка
Весной понаблюдать, как из-под земли вылетают шмели, рассмотреть норки, поговорить о зимовке, о пользе этих насекомых. Летом обратить внимание детей на многообразие трав: клевер (белая и розовая кашка), голубой цикорий, вьюны,
подорожник. Понаблюдать, на какие цветы садятся пчелы и шмели, чтобы собрать нектар (на цикорий, клевер). Спросить, почему эти цветы называются медоносами.
Прислушаться, как в траве стрекочут кузнечики, рассмотреть их поближе, понаблюдать за ними. Спеть песню ≪В траве сидел кузнечик≫.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Деревья нашего участка"
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей сре...
Детско-родительский проект «Деревья нашего участка»
Детско-родительский проект«Деревья нашего участка»...
Образовательный проект "Деревья нашего участка"
образоватеьный проект для детей старшего дошкольного возраста...
экологический проект "деревья нашего участка"
проект для старшего дошкольного возраста...
Экологический проект "Деревья нашего участка"
Экологический проект «Деревья нашего участка», развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; происходит усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гарм...
Проект деревья нашего участка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №4» городского округа город Агидель Республики Башкортостан....
Экологический проект «Деревья нашего участка»
Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным...