Познавательно-исследовательский проект для воспитанников с ОВЗ «Насекомые нашего участка»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тип проекта-познавательно-исследовательский, краткосрочный ( 1 неделя)
Участники проекта— воспитанники подготовительной к школе группы, родители и учитель-дефектолог.
Актуальность. Потребность в проведении данного проекта была обусловлена, выявленной в ходе диагностики воспитанников проблемой. К данному возрасту дети показали достаточный уровень владения обобщающими понятиями, умения выделять лишний предмет, давать при этом развернутое словесно-логическое объяснение своему выбору. Но при включении в задания указанного характера понятия « насекомые», выяснилось, что воспитанники испытывают затруднения, связанные с припоминанием самого термина, исключением лишнего предмета в ряду «насекомые»-« птицы». Кроме того, анализ охвата данной темы в течении учебного года показал недостаточность времени, отведенного на ее изучение. Традиционно она рассматривается в конце мая, совпадая с проведением итогового психолого-педагогического обследования. В течении же учебного года мы затрагиваем тему « насекомых» опосредовано, в рамках разговора о сезонных изменениях в жизни животных. Столкнувшись с данной проблемой, было решено выявить уровень, имеющихся у воспитанников представлений, обобщенных знаний о насекомых.
Был составлен опросник ( см.далее), на основании которого проведена предварительная беседа с воспитанниками. Анализ данной беседы показал наличие поверхностных, не систематизированных представлений воспитанников по заявленной теме. В связи с этим появилась потребность подобрать интересную форму подачи материала, более того, учитывая предшкольный возраст воспитанников, необходимо было обеспечить модель совместной деятельности, обеспечивающую высокую степени участия и самостоятельности самих детей в получении, накоплении и систематизации информации. Метод проекта соответствует заявленным условиям, позволяя помимо этого, в сжатые сроки решить поставленные образовательные и коррекционно-развивающие задачи.
Этапы реализации
- Подготовительный этап.
— выявление имеющихся у воспитанников знаний о насекомых
— подбор формы взаимодействия с родителями в рамках проекта
— уточнение программных требований по заявленной теме ( определение образовательных задач, анализ содержательного компонента)
— подбор иллюстративного и дидактического материала
Вопросы для первичной и итоговой бесед с воспитанниками
Вопросы | Ответы первичной беседы | Ответы итоговой беседы |
Кто такие насекомые | «Животные, которые умеют летать», «маленькие жучки, червячки», « муравьи».. | Животные, у которых есть лапки, брюшко, крылья, голова |
Назови насекомых | Бабочка, жук, пауки ( самые популярные ответы) | Муравьи, бабочки, часто называли виды бабочек-капустница, лимонница, махаон, жуки, оса, пчела |
Что есть у всех насекомых | Крылья, усики, маленькие глаза | Голова, брюшко, лапки, усики, крылья, надкрыльники |
Чем питаются насекомые | Листвой, другими насекомыми | Травой, сладким нектаром цветов., «например, кузнечик, хищник» |
Что служит защитой насекомому | Жало, колючие хвостики, « убегают» | Яркая окраска, «плохо пахнут», «стреляют ядом» |
Есть ли у тебя любимое насекомое? Какое? | один воспитанник назвал « жук-солдатик» | Предпочтения девочек-бабочки и божьи коровки, мальчики-жуков, муравьев.. |
Почему именно это насекомое | Милый, щекотит руку | Красивое, интересно наблюдать, приносит пользу |
Знаешь ли ты сказку или рассказ, где встречаются насекомые | Не удалось припомнить никому | муху-цокотуху, комар-Пискун.. |
2. Практический- организованная образовательная деятельность.
Целевая прогулка по территории детского сада (19.05.)
Цель-получить некоторые знания о насекомых в ходе непосредственного наблюдения за ними; ответить на следующие вопросы
— какие насекомые обитают на территории детсада
— где больше насекомых на южной (солнечной) стороне или на северной (теневой)
— рассмотреть особенности строения с помощью лупы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний проект "Шестиногий народец" (насекомые нашего участка)
Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям.Проект включает в...

проект "Насекомые нашего участка" младшая группа
Проект «Насекомые нашего участка» Младшая группа. Июль месяц. ...

Проект «Насекомые нашего участка» Младшая группа. Июль месяц.
Проект «Насекомые нашего участка» Младшая группа. Июль месяц. ...
Проект " Насекомые нашего участка"
Проект во второй младшей группе " Насекомые нашего участка" ....

краткосрочный проект "Насекомые нашего участка"
Проект включает в себя различные формы обучения и методы работы, включая прогулки на свежем воздухе, познавательные беседы, исследовательскую деятельность одну из модели гибкого планирования Хочу всё ...