Проект Хвойные леса Алтайского края
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цитович Екатерина Васильевна

Проект Хвойные леса Алтайского края в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hvoynye_lesa_altayskogo_kraya.docx695.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Сказка»

Локтевский район, Алтайский край

                                                                                     

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории

Цитович Екатерина Васильевна.

г. Горняк

2017 год.

Проект

Хвойные леса Алтайского края

 в подготовительной группе

Экологический проект по теме: Хвойные леса Алтайского края.

Возраст детей: 6-7 лет.

Тип проекта: познавательно- игровой

Вид проекта: творческий - исследовательский.

Длительность: Краткосрочный,  1 неделя.

Автор проекта: Воспитатель первой квалификационной категории: Цитович Екатерина Васильевна.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы.

Актуальность проекта:

Бережное отношение к природе, экологическая  грамотность  стали золотом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей - процесс формирования осознанно- правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор- болезни. Их рост объясняется уничтожением  экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается  к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример , взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе - ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников  слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать её лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем я решила реализовать идею экологического проекта. Ознакомление с хвойными деревьями Алтайского края является одним из способов развития экологической культуры дошкольников.

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями.

Задачи проекта:

  1. Создать условия  для ознакомления детей  с хвойными деревьями;
  2. Сформировать представления о роли  хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного
  3.  организма силами природы;
  4. Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
  5. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе;
  6. Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе;
  7. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.

Предполагаемый результат:

  • Формирование у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей.
  • Повышение уровня знаний детей к концу проекта.
  • Знание правил безопасности на улицах города.
  • Умение детей заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Планирование образовательных областей по проекту

 «Хвойные леса Алтайского края»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 половина дня

1.НОД «Хвойные деревья родного края» с презентацией

2.П/и «Добеги до дерева».

1.Художественное творчество- лепка«Ёлочка- колкая иголочка»

2.Наблюдение за сосной на участке детского сада.

1.Беседа «Что мы знаем о хвойных деревьях».

2. Д/и «Что сначала, что потом»

1.Художественное творчество-рисование «Прогулка по лесу»

2. Д/и «Составить рассказ – описание по схеме»

1.НОД

«Лес в жизни человека».

2. Д/и «Один- много», «Четвёртый лишний»

2 половина дня

1. Чтение рассказов о деревьях.

2. Д/и «С какого дерева листок»

1. . Просмотр иллюстраций о хвойных деревьях.

2. Заучивание интересного стихотворения.

1Чтение стихотворений о деревьях.

2. С/р игра «Прогулка в лес»

1. Познакомить с интересными фактами из жизни деревьев.

2. Д/и «Составь картинку»

Вечер загадок.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

Предложить поучаствовать в выставке поделок и составлении газеты.

 Домашнее задание - «Предложить вспомнить с детьми поездку в лес и составить рассказ.

Помощь в подборе и выставке художественной литературе о хвойных деревьях.

Итог работы над проектом: Выставка: В лесу родилась ёлочка».

Литература:

С.Н.Николаева   « Юный эколог»

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

 

                Пословицы поговорки, приметы

о сосне:

• Сосна кормит, а липа обувает.

• Всяка сосна лишь своему бору шумит.

• Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.

• От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

• Ель не сосна, шумит неспроста.

• С бору, да с каждой сосенки.

• Сосна там красна, где росла.

• Сосна дубу сестра.

• Нет дерева выше сосны.

• Где сосна взросла, там она и красна.

• Ветер не дует, так и сосна не шумит.

• Хоть сосна и средь поля стоит, а своему бору.

• Зимою сосна кажется зеленее.

• Что ни толкуй, а сосновый лес крепче елового.

• Не все сосны в лесу корабельные.

• На нагнутую сосну и коза вскочит.

• Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.

про ель:

  • Ель — широко распространенное вечнозелёное хвойное дерево, принадлежащее семейству сосновых, с конусообразной кроной.

  • Есть хлеба край, так и под елью рай.

  • Найдешь келью и под елью.

  • Ель, сосна – те же дрова; оладьи, блины – та же еда.

  • Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска — и в полатях возьмет тоска.

  • За море — по еловы шишки.

  • Хоть изба елова, да сердце здорово.

  • Шуба елова, да к сердцу здорова.

  • Ёлки-палки.

  • Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

  • Еловым веником парить.

  • В бор не по груши — по еловы шишки.

  • Еловым веником не парятся.

Загадки

Ели.

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

* * *

Ель.

Ель обыкновенная -

Издали надменная,

А вблизи - уютный дом...

Здесь мы дождь и переждём.

* * *

Ели.

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

* * *

Елка, елка,

Елочка,

Вершинка –

Что иголочка!

С буйным ветром

Борется,

Дотронешься –

Уколешься!

* * *

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

* * *

На сосну уселась галка.

Мне бедняжку очень жалко:

Зачем себя так мучает,

Ведь сосна колючая!

* * *

Сосна.

Обычную сосну найдёте

В сухом лесу и на болоте;

Почти везде растёт сосна -

Непривередлива она!

* * *

Туя.

На первенство не претендуя,

Растёт медлительная туя

И прячет веточки свои

В хвоинки в виде чешуи.

Она не местная гражданка,

А североамериканка.

* * *

Можно гладить ветку Туи,

Уколоться не рискуя.

Шепчет Туя безмятежная:

«Я хоть хвойная, но нежная».

* * *

        Кедр.

Не боится кедр ветра,

Это тот боится кедра

И обходит его, чтоб

Не ударил больно лоб!

* * *

Кедры.

В Гималаях дуют ветры,

И шумят от ветра Кедры;

Высота отдельных кедров -

До пятидесяти метров.

* * *

Лиственница обронила хвою

И стоит раздетая зимою,

Но придёт на Север к нам весна,

И опять оденется она.

* * *

«Я вовсе не завистница,-

Заявляет Лиственница:

Что под именем таким?

Это просто псевдоним».

Лиственные и хвойные деревья.

Предметный словарь: дерево, береза, рябина, клен, дуб, липа, сосна, ель, осина, лес, ветка, ствол, лист, корень, куст, хвоя, крона, шишка, ягода, семена, желудь, плоды.

Качественный словарь: дубовый, березовый, кленовый, рябиновый, сосновый, осиновый, липовый, высокое, низкое, длинные, короткие, большой, маленький, толстый, тонкий, светлый, темный, красный, зеленый, желтый.

Глагольный словарь: растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.

Задание для родителей.

  • Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветки, листья, иголки, плоды и т.д.)
  • Рассмотреть вместе с ребенком деревья. Познакомить с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».
  • Напомнить какие деревья относятся к хвойным, а какие к лиственным.

Дети должны усвоить:

  • Понятие лиственное и хвойное дерево,
  • Особенности строения дерева.
  • Обобщающее понятие дерево.
  • Уметь согласовывать числительные с существительными.
  • Уметь составлять предложение со значением противопоставления с союзом а.
  • Практическое употребление относительных прилагательных.
  • Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Уметь составлять рассказ-описание по плану.

Лексико-грамматические игры и упражнения.

«С какого дерева лист, веточка»

Лист березы – березовый.

Лист дуба - ….

Лист клена - …..

Лист осины - …..

Лист рябины - ….

Ветка ели - ….

Ветка сосны - ….

«Скажи наоборот»

Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели … .

У клена листья большие, а у березы … .

У дуба ствол толстый, а у березы … .

У березы ствол светлый, а у клена … .

«Посчитай до пяти»

Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев.

Одна ветка, две … , три … , четыре … , пять … .

Один ствол, два … , три … , четыре … , пять … .

Одно дерево, два … , три … , четыре … , пять … .

Одна шишка, две … , три … , четыре … , пять … .

«Назови ласково»

Лист – листик,

Дерево - … ,

Ствол - … ,

Ветка - … ,

Лес - … ,

Дуб - … ,

Шишка - … .

Составьте рассказ-описание по схеме.

Что это?

Высокое или низкое?

Какой ствол?

Какие ветки?

Какие листья?

?

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка».

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом краси­вом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю - наш большой дом, в котором мы живем.

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.

Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.

Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.

Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.

Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь – в семье.

Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на  зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя),  по форме листьев или особенностям хвои.

Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны – сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений  листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.

Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.

Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

Это интересно.

Хвойными называются деревья, у которых листья имеют форму игл. Своё название – «хвойные» они получили от слова «хвоя». Хвоя – это множество зелёных игл, покрывающих ветки деревьев.

Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, в то время как все наши лиственные деревья остаются на самое холодное время года с голыми ветками.

Иглы у хвойных деревьев не вечные, они меняются, но происходит это постепенно, практически незаметно. Замена совершается иногда в течение года, иногда раз в два или три года…

А так как ветки хвойных деревьев неодинакового возраста, то и листья с них опадают в разные периоды. Поэтому значительная часть хвои всегда сохраняется на зиму, и деревья остаются постоянно зелёными.

Хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что семена у них образуются в больших деревянистых шишках.

Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья большинства других деревьев.

Кроме ели и сосны, к хвойным относятся ещё лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.

Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не служат источником питания для животного мира.

В хвойном лесу могут произрастать лишь немногие виды растений вследствие недостатка солнечного света. В них всегда прохладно.

Применительно к хвойным деревьям нередко употребляется выражение «самый-самый». Самое древнее дерево, самое высокое дерево, самое толстое дерево – все эти рекордсмены среди деревьев — представители хвойного царства.

Лес лекарь

Хвойных лес это доктор от природы. Воздух в таком лесу буквально дезинфицирован хвойными растениями. Установленный факт, что воздух в хвойном лесу содержит в восемь – девять раз меньше бактерий по сравнению с берёзовыми рощами.

Фитанциды – образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.

Витамины

Содержание витамина C в хвое может составлять 600 мг% в зимнее время и опускаться до 250 мг% летом. Если хранить хвою в течение одного месяца при температуре 5° C уровень содержания витамина не изменится.

Употребление хвои является тем самым секретом силы сибиряков.

Рецепт витаминного настоя для профилактики и лечении простудных заболеваний и авитаминоза:

30 г хвои, промыть холодной водой, залить 150 мл кипятка. Кипятить в течение 40 минут летом и 20 минут зимой, крышка посуды должна быть закрытой. Далее процедить, выпивать в течение дня за 2-3 приема. В отвар для улучшения вкуса можно добавлять мед или сахар. Весной можно пить настой или отвар молодых веток или шишек ели. Это хорошее средство для профилактики и лечения простудных заболеваний, цинги.

В медицине

Хвойные широко используются как в традиционной, так и в народной медицине.

Для приготовления мазей, настоек, масел и многих других препаратов используются все части растения: кора, хвоя, шишки, пыльца, ветки.

Препараты на основе хвойных растений применяются в лечении таких болезней как: невралгии, пиелонефрит, диабет атеросклероз, гипертония, бессонница, артриты, восстановление после инсультов, бронхиальные болезни.

В природе существует ценное для онкологии растение Тис. Из него выделяют вещество Паклитаксел это вещество эффективно борется с некоторыми видами рака.

Уже двадцать лет как фармацевтические компании используют Тис для создания препаратов от рака. К примеру препараты на основе тиса ягодного успешно применяются при лечении таких заболеваний, как рак молочной железы и рак яичников у женщин, рак предстательной железы у мужчин, рак толстого кишечника и различных его отделов, рак легкого, плоскоклеточный рак головы и шеи, рак желудка, как у мужчин, так и у женщин, при проведении гормональной терапии.

В Европе сознательные садоводы обрезая живые изгороди из тиса сдают обрезанный материал для его дальнейшего использования в фармакологии.

Интересные факты.

Во время лесных пожаров шишки хвойных, загораясь, превращаются в зажигательные снаряды, которые «выстреливают» на расстояние до 50 метров, что с одной стороны способствует распространению растений, но так же и распространению пожара.

Однако Секвойя является, пожалуй, самым пожаробезопасным представителем хвойных растений. Секвойя хорошо впитывает влагу, благодаря толщине коры до 30 см и её волокнистости, в обычном состоянии легко крошащейся. Однако, несмотря на свою хрупкость, кора Секвойи обладает удивительным свойством при воздействие на неё высоких температур или при воздействии на неё открытого огня кора обугливаясь, образовывает своего рода тепловой экран-щит. Принцип этого щита чем-то сходен с системой теплозащиты на возвращающихся космических аппаратах.

Все мы наслышаны о том, что Венеция выстроена на столбах из лиственницы.

Действительно, древесина лиственницы относится к тому типу строительных материалов, которые не подвержены гниению. Но не многие помнят, что и наше «Окно в Европу», город Санкт-Петербург, строился на сваях из лиственницы, которая также применялась при строительстве Царицыно и Одессы.

Из лиственницы был сделан водопровод в некоторых монастырях архангельской губернии, таких как Артемиево-Веркольский монастырь или Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

А в свердловском краеведческом музее вы можете увидеть Большой Шигирский Идол, возраст которого по приблизительным подсчетам насчитывает 9500 лет. Сделан он полностью из лиственницы и прекрасно сохранился.

Но отличаются долговечностью и такие представители хвойных пород как можжевельник, его древесина очень декоративна и используется в инкрустациях, или декорирование.

Известны случаи, что при бурение скважин или колодцев для добычи воды, находили отлично сохранившуюся древесину секвойи.

Янтарь — ископаемая смола. Смола — отвердевающее на воздухе выделение множества растений, выделяется в результате нормальных процессов или повреждении растения.

Единственное в мире промышленное предприятие по добыче янтаря находится в Калининградской области России. Залежи янтаря в Калининградской области составляют не менее 90% от мировых.

В янтаре нередко находят включения, называемые «инклюзы» — членистоногие насекомые, прилипшие к капле смолы, не утопали в ней, а перекрывались новыми порциями смолы, вследствие чего животное погибало в быстро застывавшей массе, что обеспечивало хорошую сохранность мельчайших деталей.

Хвойные леса распространены на огромной части суши. Благодаря большому распространению они наряду с тропическими лесами являются легкими нашей планеты. Увеличение температур привело к распространению вредителей, массовые вырубки, пожары всё это приводит к гибели лесов. В свою очередь это приводит к ухудшению экологической обстановки.

Для уничтожения леса может понадобиться год, а для его возрождения годы. Умирание леса означает умирание жизни, и не только для животных, обитающих в нем, но в итоге и человечества которое уже сталкивается с этой проблемой.

Деревья долгожители

До недавнего времени самым старым деревом являелся Мафусаил. Мафусаил является представителем вида Сосны остистой межгорной. Ученые считают, что это хвойное растение проросло 4846 лет назад, это более 2800 лет до нашей эры.

Не так давно в Швеции было открыто другое дерево-догожитель: Старый Тикко. Возраст которого по приблизительным подсчётам насчитывает 9550 лет.

Если обратить внимание на списки самых древних ныне живущих деревьев, то хвойные растения являются безупречными лидерами. Деревьев возрастом более 1500 лет насчитывают 21, из них к хвойным растениям относятся 20.

Ель обыкновенная

Это вечнозеленое дерево, знакомое всем нам с детства, хорошо приспособилось к суровым климатическим условиям. Поэтому ель вы встретите в средних, северных областях России. Она растет в Сибири и высокогорных районах. Очень красивы голубые ели, украшающие территории возле городских административных зданий.

Интересные факты: У многих европейских народов ель считалась священной. Жители древней Германии, например, соблюдали такой обычай: Перед военным походом у дерева произносили определенные заклинания для победоносных сражений, а на колючих ветвях развешивали подношения и дары.

В наше время, елка - классический символ Новогоднего праздника и Рождества. Хотя все чаще ее заменяют молодой сосной.

Сосна обыкновенная

Не менее любима и популярна. Это вечнозеленое дерево является одним из ценнейших хвойных пород в России. Сосна красива и величественна, достигает в высоту 35-40 м. Интересно, что у молодого дерева крона конусовидная. Однако с возрастом крона постепенно закругляется, становится шире. У старого дерева она вообще становится плоской (зонтиковидной). От зеленой елки сосновая хвоя отличается сизо-зеленым оттенком и длиной.

Интересные факты: Сосновая хвоя и смола уже много веков применяются для лечения недугов. Например, при проводимых раскопках древнего Шумерского государства, была найдена клинопись из более десятка рецептов настоев, припарок, компрессов на основе сосновых иголок.

Пихта Сибирская

Говоря про хвойные растения России, нельзя обойти вниманием пихту. Это дерево похоже на ель. Отличается только расположением хвои на ветвях, где иголки располагаются примерно на одной плоскости. Вообще, разновидностей дерева много. В нашей стране распространена Сибирская пихта. Ее хвоя, почки, молодые побеги, кора обладают лечебными свойствами. Поэтому их заготавливают, обрабатывают и используют при лечении различных заболеваний.

Интересные факты: Интересной особенностью этого дерева является способность размножаться отводками. Её прикорневые ветки располагаются совсем близко над поверхностью почвы. Касаясь земли, их них отрастают корни, из которых затем вырастает молодое деревце.

Кедр сибирский

Это величественное, царственное дерево еще называют сибирской сосной. У кедра длинная хвоя, ценная древесина. Но особую ценность кедра, конечно же, составляют кедровые орехи, обладающие выраженными целебными свойствами.

Интересные факты: Из ядрышек кедровых орехов жители Сибири готовят питательные растительные сливки (кедровое молочко). Их питательность в несколько раз выше, чем у молочных. И это понятно, ведь ядрышко ореха содержит около 79 % жира. Кедровые орехи, отвар хвои употребляют для предупреждения туберкулеза, авитаминоза и цинги.

Лиственница

Это листопадное хвойное дерево можно встретить в средней полосе России. От других представителей хвойных пород ее отличает именно листопадность, а еще ажурность кроны. Поэтому это дерево часто используют дизайнеры для украшения садов и парков, где высаживают группами, аллеями. Хороша лиственница для озеленения больших площадей. Это самое неприхотливое растение среди хвойных северных широт.

Интересные факты: Лиственница - очень интересное, удивительное дерево. Ее древесина отличается особенной крепостью. Поэтому на протяжении нескольких сотен лет из этого дерева строят дворцы, дома, изготавливают сваи, которые от времени становятся словно каменные. Это ценное дерево использовалось для постройки кораблей.

Консультация для воспитателей

«Организация мероприятий

по обучению дошкольников безопасному поведению на улице».

 Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих

задач:

1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:

• ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

• познакомить с основными видами транспортных средств;

• определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

• проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;

• разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

• рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

• научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

• обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

Также

• Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

• самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

• интерактивный опрос;

• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.

У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.

Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Занятия по правилам дорожного поведения также проводятся и в группах кратковременного пребывания. С учетом лимита времени воспитатель может выборочно давать ребятам задания в альбомах по рисованию, развивающие их познавательные способности и активизирующие их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:

• дошкольники младшей группы способны запомнить только два, три ярких признака предметов;

• дети средней группы могут запомнить три, четыре признака предмета;

• дети из старшей группы запоминают не больше пяти, шести признаков предмета.

Имеются в виду: цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета.

При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет), к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

 

Советы родителям

старших дошкольников

Уважаемые мамы и папы!

Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

На прогулке, по дороге в детсад и домой закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились переход переходом, почему именно в этом месте и т.д.).

Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила:

  • Ходить по тротуару следует с правой стороны.
  • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе сторон
  • Переходить дорогу полагается только шагом.
  • Необходимо подчиняться сигналу светофора.
  • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть.
  • Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
  • Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.

Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!

Рекомендации

родителям старших дошкольников

 Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила

Ходить по тротуару следует с правой стороны.

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

Переходить дорогу полагается только шагом.

Необходимо подчиняться сигналу светофора.

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

Играть можно только во дворе.

Правила поведения

при сезонных изменениях погоды

Пасмурный день

Повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина. Надо быть очень осторожным. Внимательно осматриваю дорогу и улицу.

Внимание! Наступила зима…

Дороги стали скользкими, вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину. В такую погоду надо быть очень осторожным.

Идет снег…

Обратите внимание, что люди идут, подняв воротники, стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

При дожде…

Надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. Затормозить машине трудно. Когда идет дождь, стекло у нее бывает грязным, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты мешают осматривать дорогу. Надо очень внимательно, не спеша переходить дорогу!

Анкета для родителей

«Я и мой ребенок на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть). Анкета поможет узнать, могут Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

ФИО участник опроса_____________________________________________

1.        Ваш ребенок знает:

  • название города, в котором живет; свой домашний адрес: название улицы, номер дома и квартиры, а также номер телефона;
  • название улицы, номер дома, квартиры. телефона;
  • домашний адрес, но не полностью.

Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада

  • пешком;
  • на транспорте.

3.        Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:

переходите дорогу всегда соблюдая все правила- остановиться, осмотреться, быстро перейти дорогу, взяв ребенка за руку;

 • переходите дорогу, взяв ребенка за руку;

•        переходите дорогу, не соблюдая определенные правила;

4.        Кто научил ребенка соблюдать правила?

  • детский сад;
  • родители;
  • бабушка, дедушка;
  • учится сам;

5.        Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

  • ежедневно:
  • иногда:
  • очень редко:        
  • не говорим на эту тему;
  • другие ответы.

6.        Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать,
что они обозначают?

  • да;
  • нет:
  • затрудняюсь ответить.

7.        Как Ваш ребенок ведет себя в транспорте?

  • Спокойно стоит на остановке: садится вместе со взрослым к автобус: не шумит, если есть возможность, садится на свободное сиденье; не высовывается на окна;
    не сорит в салоне.
  • Бегает и прыгает на остановке: садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого: пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в салоне транспорта

8.        Соблюдаете ли Вы сами правила движения?

  • всегда соблюдаю;
  • не всегда;
  • не соблюдаю.

9.        Нарушаете ли Вы правила, когда идете вместе с ребенком?

  • нет;
  • иногда бывает, когда спешим;

•        не обращаю внимания, ни на какие правила.

10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:

  • будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны:
  • будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;

•        не эффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Хвойные деревья родного края»

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями....

Проект "Мой родной Алтайский край"

Проект в подготовительной группе по экологии...

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край»

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край»...

Проект «Хвойные деревья воронежского края»

Природа и здоровье – эти два понятия тесно связаны между собой. Прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приоб...

Проект " " Мой родной Алтайский край"

Цель : Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного края села, местным достопримечательностям....

Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем  на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о пр...

Конспект ООД "Природа леса Алтайского края"

Конспект ООД "Природа леса Алтайского края"Возрастная категория : старшая группаОбразовательная область: "Познавательное развитие"...