Экологический проект «Хвойные деревья родного края»
проект (подготовительная группа) на тему
Цель проекта: развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Звениговский детский сад «Ракета»
Экологический проект
«Хвойные деревья родного края»
Звенигово
2015г.
Вид проекта: информационно-познавательный
Участники проекта: дети и родители подготовительной группы
Срок реализации: 4месяца (декабрь-март)
Актуальность проекта: Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наш марийский край богат лесами, а леса-это легкие планеты. Особый эффект для оздоровления организма представляют хвойные деревья. На территории нашего города, в частности в лесо-парковой зоне и близлежащих лесополос, обильно произрастает сосна обыкновенная. Жители города даже не подозревают, как им повезло, находиться рядом с таким богатством природы. Во–первых, сосна имеет очень полезное свойство очищать загрязненный воздух, а в городе, как известно, воздух, которым мы дышим, состоит в основном из автомобильных выхлопов, пыли и т.д. Во-вторых, издревле сосна использовалась человеком в хозяйстве (в постройке жилища, изготовлении мебели, скипидара, дегтя) и столь же давно стала лекарственным растением. Установлено, что хвоя сосны и молодые побеги (почки)содержат смолу, эфирное масло, миндальные соли, дубильные вещества, витамины С1,В2, К, провитамин А. С лекарственной целью используются молодые побеги и хвоя.
В народной медицине популярен отвар сосновых почек, обладающий, как показали исследования, противомикробным, дезинфицирующим, мочегонным, желчегонным, кровоочистительным и отхаркивающим действием. Его назначают при заболеваниях дыхательных органов, ревматизме, рахите, при нарушенном обмене веществ. Пары отвара
почек способны снимать воспаление, дезинфицировать органы дыхания (народное средство от кашля).
Сосна помогает и в борьбе с таким тяжким недугом, как туберкулез легких.
Противотуберкулезным средством является спиртовая настойка почек (принимают в виде капель с водой) и сами фитонциды сосновой хвои, что и побуждает устраивать такие лечебницы в сосновых борах.
Сосна, как никакое другое растение находится в непосредственной близости от нас с самого детства. Дети на прогулках возле своего двора используют в своих играх сосновые шишки, иголки, кору. Детям с рождения знаком аромат весенних свежих почек, смолы. Так почему же мы должны обращаться за лечением и укреплением организма к совершенно незнакомым медикаментам, лекарственным травяным сборам, витаминным комплексам западного производства, когда все это, да еще в более экологически чистой форме и без риска аллергии и т.д. нам может дать сосна, которая растет за окном.
Природа и здоровье – эти два понятия тесно связаны между собой. Прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Хвойные деревья родного края».
Цель проекта: развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями;
- Сформировать представления о роли хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы;
- Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе;
- Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.
Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут деревья родного края помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относиться, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний о хвойных деревьях родного края
- Данные проект будет способствовать повышению экологической культуры дошкольников
- Участники проекта узнают много нового о роли хвойных деревьев в жизни человека
- Пополнится предметно-развивающая среда пособиями для занятий по ознакомлению с окружающим
Этапы реализации:
1этап. Подготовительный
Содержание работы:
- изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление плана работы разработка конспектов занятий , составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений, иллюстративного материала;
-знакомство родителей с содержанием проекта ;
-проведение консультации для сотрудников детского сада «Сохраним хвойные леса!»;
-изготовление презентаций;
-сформулировать проблему «Что мы знаем о хвойных деревьях?»
-провести беседу об экологической культуре детей. По результатам беседы выявили знания :
низкий уровень знаний –6 %
средний уровень знаний 45– %
высокий уровень знаний – 50%
2этап. Практический
Реализация проекта. Перспективный план реализации экологического проекта «Хвойные деревья Марийского края»:
Пути реализации проекта
Пути реализации включали в себя такие разделы как:
Ознакомление с окружающим
-занятие «Лесная красавица ель»
- занятие «Знакомство с сосной»
- занятие «Знакомство с пихтой и лиственницей»
- занятие «Лес в жизни человека»
- занятие «Знакомство с Национальным парком «Марий Чодра»
- занятие «Хвойные деревья родного края»
Развитие речи
Обогащение словаря
Художественная литература
- разучивание стихотворений и пословиц о деревьях
- чтение художественной литературы о природе Ю.Русов, К. Ушинский
Изобразительная деятельность
-занятие по рисованию «Ёлка - колкая иголка»
- занятие по рисованию «Сосны»
- занятие …..«Иней на ветках»
-коллективная лепка «В лесу»
Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»
-«Узнай по запаху»
-«С какой ветки детки»
- «Один – много»
Самостоятельная деятельность:
-Рассматривание альбома «Хвойные деревья»,
Физкультурно-оздоровительная деятельность
-использование сосновых шишек, как массажор,
-«Чудо-дорожка» (ходьба по сосновой дорожке)
- фитопрофилактика (ароматизация группы, внесение веток пихты, сосны, ели в группу)
-дыхательная гимнастика
Совместная деятельность
- эксурсии, прогулки-походы в парк, сосновый лес,
-наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ
Работа с родителями:
-консультация,
-папки – раскладушки,
-индивидуальные беседы,
-помощь в составлении альбома «Хвойные деревья», «Питомник»
-выставка детских рисунков «Хвойные деревья родного края»,
-поделки из сосновых шишек,
-составление и оформление экологической сказки
-рассказ мамы Лизы Л. о лесопитомнике
3 этап. Подведение итогов
Продукт проектной деятельности: рисунки, альбом «Хвойные деревья», массажно-оздоровительное оборудование «Сосновая тропинка», «Сосновые колесики»
• провести итоговую беседу по усвоению экологической культуры у детей, участвующих в проекте. По результатам итоговой беседы выявили:
низкий уровень знаний –2 %
средний уровень знаний –30 %
высокий уровень знаний –68 %
Диагностика по программе Авдеевой, Стеркиной. Раздел «Человек и природа», по программе Васильевой «Экологическое развитие»
Какая литература, пособия были использованы
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду»
- А.Пекпаев «Мы изучаем природу»
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
- Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
- Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.
Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда группы, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни- это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"
Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....
Презентация "Деревья родного края"
Презентация "Деревья родного края", поможет воспитателям и родителям донести до ребенка информацию о том, что у деревьев есть друзья и есть враги. Раскрыть значение насекомых (полезных и вредителей) в...
"Деревья родного края"
Цель:формирование первоначальных патриотических чувств.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2. ...
Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"
Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Деревья родного края»
Любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, родной природе, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям в...
Конспект занятия "Деревья родного края".
Формирование первоначальных патриотическия чувств. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, развивать связную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....
Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о пр...