Экологический проект «Хвойные деревья родного края»
проект (подготовительная группа) на тему

Лаврентьева Светлана Николаевна

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Звениговский детский сад «Ракета»

Экологический проект

 «Хвойные деревья родного края»

Звенигово

2015г.

Вид проекта: информационно-познавательный

Участники проекта: дети и родители подготовительной группы

Срок реализации:   4месяца (декабрь-март)

Актуальность проекта: Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний.  Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Наш марийский край богат лесами, а леса-это легкие планеты.  Особый эффект для оздоровления  организма представляют  хвойные деревья.  На территории нашего города, в частности в лесо-парковой зоне  и близлежащих лесополос, обильно произрастает сосна обыкновенная. Жители города даже не подозревают, как им повезло, находиться рядом с таким богатством природы. Во–первых, сосна имеет очень полезное свойство очищать загрязненный воздух, а в городе, как известно, воздух, которым мы дышим, состоит в основном из   автомобильных выхлопов,  пыли и т.д. Во-вторых, издревле сосна использовалась человеком в хозяйстве (в постройке жилища, изготовлении мебели, скипидара, дегтя) и столь же давно стала лекарственным растением. Установлено, что хвоя сосны и молодые побеги (почки)содержат смолу, эфирное масло, миндальные соли, дубильные вещества, витамины С1,В2, К, провитамин А. С лекарственной целью используются молодые побеги и хвоя.

В народной медицине популярен отвар сосновых почек, обладающий, как показали исследования, противомикробным, дезинфицирующим, мочегонным, желчегонным, кровоочистительным и отхаркивающим действием. Его назначают при заболеваниях дыхательных органов, ревматизме, рахите, при нарушенном обмене веществ. Пары отвара

почек способны снимать воспаление, дезинфицировать органы дыхания (народное средство от кашля).

Сосна помогает и в борьбе с таким тяжким недугом, как туберкулез легких.

Противотуберкулезным средством является спиртовая настойка почек (принимают в виде капель с водой) и сами фитонциды сосновой хвои, что и побуждает устраивать такие лечебницы в сосновых борах.

Сосна, как никакое другое растение находится в непосредственной близости от нас с самого детства. Дети на прогулках возле своего двора используют в своих играх сосновые шишки, иголки, кору. Детям с рождения знаком аромат весенних свежих почек, смолы. Так почему же мы должны обращаться за лечением и укреплением организма к совершенно незнакомым медикаментам, лекарственным травяным сборам, витаминным комплексам западного производства, когда все это, да еще в более экологически чистой форме и без риска аллергии и т.д. нам может дать сосна, которая растет за окном.

Природа и здоровье – эти два понятия тесно связаны между собой. Прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Хвойные деревья родного края».

Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями.

        Задачи:

  1. Создать условия  для ознакомления детей  с хвойными деревьями;
  2. Сформировать представления о роли  хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы;
  3. Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
  4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе;
  5. Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе;
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут   деревья родного края помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относиться,  возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний о хвойных деревьях родного края
  • Данные проект будет способствовать повышению экологической культуры дошкольников
  • Участники проекта узнают много нового о роли хвойных деревьев в жизни человека
  • Пополнится предметно-развивающая среда пособиями для занятий по ознакомлению с окружающим

Этапы реализации:

1этап. Подготовительный

Содержание работы:
- изучение и анализ детской и педагогической литературы, составление плана работы  разработка конспектов  занятий , составление картотеки игр, подбор музыкальных произведений, иллюстративного материала;
-знакомство родителей с содержанием проекта ;
-проведение  консультации  для сотрудников детского сада «Сохраним хвойные леса!»;
-изготовление презентаций;
-
сформулировать проблему «Что мы знаем о хвойных деревьях?»

-провести беседу об экологической культуре детей. По результатам беседы выявили  знания :
низкий уровень знаний –6 %
средний уровень знаний 45– %
высокий уровень знаний – 50%

2этап. Практический

Реализация проекта. Перспективный план реализации экологического проекта «Хвойные деревья Марийского   края»:

Пути реализации проекта

Пути реализации включали в себя такие разделы как:

Ознакомление с окружающим

-занятие «Лесная красавица ель»

- занятие «Знакомство с сосной»

- занятие «Знакомство с пихтой и лиственницей»

- занятие «Лес в жизни человека»

- занятие «Знакомство с Национальным парком «Марий Чодра»

- занятие «Хвойные деревья родного края»

Развитие речи

Обогащение словаря

Художественная литература

- разучивание стихотворений и пословиц о деревьях

- чтение художественной литературы о природе Ю.Русов, К. Ушинский

Изобразительная деятельность

-занятие по рисованию «Ёлка - колкая иголка»

- занятие  по рисованию  «Сосны»

- занятие …..«Иней на ветках»

-коллективная лепка «В лесу»

Дидактические игры:

- «Чудесный мешочек»

-«Узнай по запаху»

-«С какой ветки детки»

- «Один – много»

Самостоятельная деятельность:

-Рассматривание альбома «Хвойные деревья»,

Физкультурно-оздоровительная деятельность

-использование сосновых шишек, как массажор,

-«Чудо-дорожка» (ходьба по сосновой дорожке)

- фитопрофилактика (ароматизация группы, внесение веток пихты, сосны, ели в группу)

-дыхательная гимнастика

Совместная деятельность

- эксурсии, прогулки-походы в парк, сосновый лес, 

-наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ

Работа с родителями:

-консультация,

-папки – раскладушки,

-индивидуальные беседы,

-помощь в составлении альбома «Хвойные деревья»,   «Питомник»

-выставка детских рисунков «Хвойные деревья родного края»,

-поделки из сосновых шишек,

-составление и оформление экологической сказки

-рассказ мамы Лизы Л.  о лесопитомнике

3 этап. Подведение итогов

Продукт проектной деятельности: рисунки, альбом «Хвойные деревья», массажно-оздоровительное оборудование «Сосновая тропинка», «Сосновые колесики»

• провести итоговую беседу по усвоению экологической культуры у детей, участвующих в проекте. По результатам итоговой беседы выявили:
низкий уровень знаний –2 %
средний уровень знаний –30 %
высокий уровень знаний –68 %

Диагностика по программе Авдеевой, Стеркиной. Раздел «Человек и природа», по программе Васильевой «Экологическое развитие»

Какая литература, пособия были использованы

  1. Программа «Воспитания и обучения в детском саду»
  2. А.Пекпаев «Мы изучаем природу»
  3. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  5. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  6. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  7. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  8. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда группы, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни- это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"

Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....

Презентация "Деревья родного края"

Презентация "Деревья родного края", поможет воспитателям и родителям донести до ребенка информацию о том, что у деревьев есть друзья и есть враги. Раскрыть значение насекомых (полезных и вредителей) в...

"Деревья родного края"

Цель:формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовательные задачи:1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2.   ...

Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Деревья родного края»

Любовь к Родине – высшее проявление  любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу,  родной природе, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям в...

Конспект занятия "Деревья родного края".

Формирование первоначальных патриотическия чувств. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, развивать связную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....

Экологический проект «Хвойные деревья Красноярского края»

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем  на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о пр...