Конспект совместной образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию "Как дикие животные готовятся к зиме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности по познавательному развитию
в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
на тему
«Как дикие животные готовятся к зиме?»
г. Кузнецк
2019г
Цель: воспитание у детей познавательного интереса к живому.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ.
Речевое развитие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие образа животных
Физическое развитие: Формировать координацию движений.
Предварительная работа:
чтение стихов, художественной литературы и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?» «Сложи животное из частей» Опыт «Летом серый, зимой белый».
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, картинки животных, след лося.
Словарь: дупло, берлога, логово, нора, шерсть, подшёрсток, линяет, впадает в спячку.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: (на ковре)
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет:
Первый снег и первый лед.
Воспитатель: Сейчас у нас какое время года?
Дети: поздняя осень.
Воспитатель: Правильно это поздняя осень. А после осени, какое время года наступит?
Дети: Зима.
Воспитатель: Люди готовятся к зиме. Как?
Дети: Мы одеваем тёплые вещи, делаем на зиму заготовки, утепляем свои дома.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, тоже готовятся к зиме. Желаете отправиться в путешествие по лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Но перед этим вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей.
Дети: Тихо, не кричать.
Воспитатель: Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть?
Дети: Тёплые шапки, куртки, варежки, шарфики и т.д.
Воспитатель: Правильно, начинаем одеваться.
Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки")
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее)
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону)
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны)
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками).
Воспитатель: Молодцы, К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Нам нужно пройти через лес, а в лесу пенёчки, через них мы будем перешагивать (проходят между кубиками, переступая через них, и проходят на свои места).
- Вот мы с вами в лесу. (2 слайд)
Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных.
Ребята, но что-то никого из жителей леса не видно? Все готовятся к зиме.
3 слайд. К зиме мех зверей становится гуще, у них вырастает густой зимний подшёрсток, он становится пушистее и лучше согревает их в холодное время.
4 слайд. Посмотрите, кто - то спрятался под кустиками?
Дети: Спрятался зайчик.
Воспитатель: Как заяц готовится к зиме?
Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. Интересно он это делает, поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы по быстрее избавиться от летней шерстки. Сначала белеет хвост, потом – задние ноги, затем спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются чёрными. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов!
Воспитатель: А зачем зайцу шубу менять?
Дети: Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!
5 слайд. Воспитатель: У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.
Что ест заяц?
Дети: Обгладывает кору деревьев, грызёт тонкие веточки.
Воспитатель: Кто зимой впадает в спячку?
6 слайд. Дети: медведь
Воспитатель: Чем медведь питался летом и осенью?
Дети: ягодами, грибами, муравьями, рыбой.
Воспитатель: Он нагуливает жир. Где спит медведь?
7 слайд. Дети: в берлоге
Воспитатель: Он её устраивает под корнями вывороченного дерева, в сухом месте натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста.
Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и будет путать свои следы! Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.
Воспитатель: А кто ещё ложиться в спячку?
Дети: Ежи.
8 слайд. Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому! Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики (свернётся клубочком и катается по листьям), а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму.
А чем будет питаться зимой ёж?
Дети: Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.
Воспитатель: Смотрите, а с веточки на ветку кто- то прыгает. Кто это?
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
Дети: Белка. (9 слайд)
Воспитатель: Как белка готовится к зиме?
Дети: ответ.
Воспитатель: А на этом дереве у нее домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Нос закрывают хвостом. Зачем?
Дети: Чтобы не замерзнуть.
Воспитатель: Чем зимой белка будет питаться?
Дети: Белка делает запасы. Она грибы сушит на ветках, орехи прячет под корнями деревьев.
Воспитатель: Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.
А мы с вами отправляемся дальше, вдоль лесной речушки. (Дети встают и обходят « речку»).
И кого мы видим на реке?
Слайд 10. Дети: Бобра.
Воспитатель: Бобр – удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»!
Слайд 11. У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке и тщательно за ним ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки они скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой. Бобры живут семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, следы. Как, вы, думаете, чьи они?
( картинка следа)
Снегов копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Кто это? (лось)
12 слайд
Лось очень сильное и умное животное. От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем?
Дети: чтобы было теплей
Воспитатель: 13 слайд. У лося видны только голова и спина.
Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.
В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.
Воспитатель: (ребята, присядем).
Кто мне хочет рассказать про волка? 14 слайд.
Ребёнок выходит и рассказывает про волка (про шерсть, есть ли дом, чем питается). Шерсть у волка, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно. Летом у волка есть «дом», который называется логово. Зимой волк не спит и запасов на зиму не делает, как и лиса. Волки живут в лесу и питаются мелкими животными (зайцами, белками), грызунами (мышами, кротами). Волк крупнее лисы и очень вынослив. Зимой очень голодно, волки собираются в стаи вместе охотятся по ночам, они могут нападать на больших животных (лося, оленя), а днём спят на снегу. Поэтому волка и лису называют хищниками.
Воспитатель: А как лиса готовится к зиме? 15 слайд.
Воспитатель: Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
Дети: в норе
Воспитатель: Чем питается лиса?
Дети: она ловит мышей под снегом.
Воспитатель: (дети встают и проходят к столику). Предлагаю поиграть в игру «Где чей дом?». Нужно отгадать и показать картинку.
В берлоге живет…
В норе может жить…
В хатке живет…
В дупле живет…
Под кустиком живет…
В лесу живёт….(лось)
Воспитатель: Наше путешествие по лесу подошло к концу, нам пора вернуться в детский сад.
Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?
Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают.
Слайд 21.
В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль (показать картинку кормушек)
Ребята, как дикие животные готовятся к зиме? Что они для этого делают?
Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку,
Воспитатель: Будем помогать животным? Молодцы! Пойдёмте и поделимся своими знаниями с нашими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная совместная образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения. "Космическое путешествие"
Цель: 1. Формирование познавательных интересов и способностей у детей, умение решать задачи на упорядочивание и классификацию объектов на основе сенсорных эталонов. 2. Умение соблюдать основные нормы ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 6-7 лет по направлению «Речевое развитие» Тема: Путешествие в «Белую сказку».
Методическая копилка...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 6-7 лет по направлению (Формирование элементарных математических представлений) «Путешествие в страну «Математика»
Методическая копилкаПоддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет по направлению «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира) "Международный день родного языка"
Методическая копилкаПознакомить детей с «Международным днем родного языка»; с разными народами, проживающими в России....
Организованная совместная образовательная деятельность с детьми группы общеразвивающей направленности первого и второго года обучения «Овощи и фрукты»
Цель мероприятия· Закрепить знания детей об овощах и фруктах· Поощрять к высказываниям, активизировать речьОбразоват...
Конспект образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет образовательной области «Познание» («Природный мир»)
Тема: «Обитатели морских глубин»...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Тема: "Путешествие Лучика и его друзей"...