Беседа в старшей группе «Дикие животные Севера»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Симанова Ирина Владимировна

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера.

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру. воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные: углублять представления детей о диких животных холодных стран;

систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивающие: развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

развитие артикуляционных движений языка и мимики лица; снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество, развитие способов коммуникации; развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_severa.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в старшей группе «Дикие животные Севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера.

Программные задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру. воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные: углублять представления детей о диких животных холодных стран;

систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивающие: развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;

развитие артикуляционных движений языка и мимики лица; снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество, развитие способов коммуникации; развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

-Ребята,я загадаю вам загадку:

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)

- Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на Северный полюс (В Арктику).

- Ребята, а как мы попадем на Северный полюс? (на самолете, на корабле и т. д.)

- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Это цветик-семицветик. Из какой сказки?

-Сказка «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Благодаря этому цветку мы с вами попадем на Северный Полюс.

- Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.

- Белого цвета.

- Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Давайте вспомним слова, которые нам помогут попасть на Северный Полюс:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели. .

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.

- Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе. Это часть Земли - царство вечной мерзлоты. Там воды Северного Ледовитого океана закованы во льды, которые никогда не тают. В Арктике целую зиму длится полярная ночь и солнце не показывается на небе.

- Ребята, на северном полюсе есть необыкновенное явление. Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, что это такое?

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Небо часами очень красиво переливается разноцветными огнями.

Кругом большие льдины, плавают айсберги.

Но, прежде чем знакомиться с животными, мы с вами должны согреться, ведь мы на Севере, где очень холодно.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною, мишка

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

А вот кто то нас встречает. Кто это?

И первый кого мы встречаем на нашем пути (показ картинок с изображением животных Севера) - это морж.

Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде морж никогда не замерзает, так как его спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

- Моржи питаются рыбками, червяками, рачками, моллюсками.

- Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.

Олени.

- Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?

- Это олень.

- Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

- Длинные рога.

- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег и помогают зимой добывать из-под снега себе пищу.

- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

- Чем же питаются северные олени?

- Мхом, травой.

- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Вот я вижу тут еще одно животное Севера. Кто же это?

- Это тюлень.

- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

- Плавники.

- Верно, плавники, а не ласты.

- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

- Тюлень питается рыбой.

- Правильно, он питается рыбой и разными мелкими морскими животными.

- А почему детёныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того чтобы быть незаметным для хищников.

- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

- Что спасает от холода тюленей?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

- Верно, молодцы!

Белый медведь

- Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?

- Белый медведь.

- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

- Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

- У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

-Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? - Это морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, и как вы думаете, чем он питается? - Рыбой

-Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того что бы быть незаметным для хищников.

- Правильно, Ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? - Это пингвин.

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину - папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

Ребята наша экскурсия окончена. А чтобы вспомнить, всех, кого мы с вами повстречали сегодня,я вам загадаю загадки:

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим мы на ластах? (Моржи).

В океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник мох зелёный.

Любит снежные луга? (Олень).

Этот котик не мурчит,

Не шипит и не рычит.

В море он купается,

Рыбкой там питается. (Морской котик).

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах одеты ласты.

Вы узнали господина? (Пингвин.)

Я предлагаю нарисовать то, что больше всего понравилось и организовать выставку «Путешествие на Северный полюс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе.Тема: «Животные Севера и Юга. Составление сравнительно-описательного рассказа».

Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными, обозначающими животных, сложными прилагательными. Форм...

КОНСПЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» в старшей группе Тема: "Животные Севера."

Беседа с просмотром презентации "Животные Севера"Интеграция с другими областями. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитиеПрограммное содержани...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. тема: « Животные Севера». Белый медведь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 7 «ЯГОДКА»        ПГТ. ДЖУБГАМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСК...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе тема: «Животные Севера»

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:- Формировать представления детей о живот...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...