Конспект НОД в старшей группе.Тема: «Животные Севера и Юга. Составление сравнительно-описательного рассказа».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Шершнёва Людмила Алексеевна

Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными, обозначающими животных, сложными прилагательными. Формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом а; сложноподчинённые предложения, правильно употребляя существительные в творительном падеже. Учить составлять сравнительно-описательные рассказы, употребляя в речи распространённые дополнениями предложения, согласовывая части речи. Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Оборудование: Модель цветка, модели Севера и Юга, предметные картинки, изображающие животных Севера и Юга, предметные картинки изображающие пищу, вольеры, сооружённые из конструктора, модель сравнительно-описательного рассказа, картинки-задания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных, загадывание загадок, раскрашивание.

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Художественное творчество».

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой интересный цветок выложен на столе. У него 7 лепестков разного цвета. Да это же волшебный цветок цветик-семицветик, он выполняет все пожелания. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А поможет нам цветик-семицветик. Вот волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.

2. Основная часть. Активизация речи существительными обозначающими животных Севера, сложными прилагательными.

Воспитатель: Вот мы и оказались на Севере. На Севере очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. Игра «Надень себя». (Дети имитируют движения). Ребята, посмотрите кто это среди снегов и льдов? Подойдём поближе. (Дети идут по заснеженной тропке, подходят к предметным картинкам изображающих животных Севера)

Воспитатель: Артур, назови животных, которые живут на Севере (ребёнок перечисляет животных).

 Воспитатель: Ребята, расскажите о животных, какие они.

(воспитатель обращается к каждому ребёнку).

Дидактическая игра «Составь слово» (сложные прилагательные).

- Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

- У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

- У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

- У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

Разминка «Белые медвежата».

Ищут маму медвежата белоснежные ребята (на четвереньках)

Неуклюжие, смешные, все забавные такие (прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, становится очень холодно, предлагаю вам отправиться в Африку, там всегда жарко. Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты, по-моему, вели. Вокруг себя повернись и в Африке окажись.

Активизация речи существительными обозначающими животных Африки, сложными прилагательными.

Игра «Раздень себя».

Воспитатель: Как жарко, надо снять с себя зимнюю одежду. (Дети имитируют движения)

Воспитатель: В Африке тоже живут животные. Ребята, посмотрите животные пришли на водопой. Подойдём тихонько поближе, чтобы не спугнуть их (дети подходят к животным).

Воспитатель: Антон, назови животных живущих в жарких странах. Ребята, расскажите о животных, какие они (ответы детей).

- Если у крокодила короткие лапы, какой он? (коротколапый)

- У верблюда два горба, какой он? (Двугорбый)

- У слона большие уши, какой он? (большеухий)

- У жирафа длинные ноги, какой он? (длинноногий)

-У льва длинная грива, какой он? (длинногривый)

-У тигра острые зубы, какой он? (острозубый)

Разминка «Животные жарких стран».

Носит мама кенгуру в тёплой сумке детвору.

(ходьба по кругу, руками показывать большой живот)

А ребятки – кенгурятки целый день играют в прятки.

(присесть, закрыв глаза).

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты, по-моему, вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

Дидактическая игра «Кто где живёт».

Составление сложносочинённых предложений с союзом а.

Воспитатель: Путешествие было долгим, вы устали. Ребята, присядьте на стульчики, и пока вы отдыхаете, расскажите с помощью картинок-помощниц кто, где живёт. (Дети рассаживаются на стулья и берут лежащие на них картинки изображающие животных)

Предполагаемые ответы детей:

-Морж живёт на севере, а слон в Африке.

-Тюлень живёт на Севере, а тигр в Африке.

-Олень живёт на Севере, а лев в Африке.

-Медведь живёт на Севере, а жираф в Африке.

-Морж живёт на Севере, а верблюд в Африке.

-Олень живёт на Севере, а крокодил в Африке.

Воспитатель: Ребята, хочу предложить вам отправиться в зоопарк, где живут животные Севера и Африки. Их содержат в вольерах, загонах, клетках. Вы согласны?

Дети: Да.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты, по-моему, вели. Вокруг себя повернись в зоопарке окажись.

Классификация животных. «Хищные и травоядные животные»

Воспитатель: (обращается к каждому ребёнку)

- Стефания, назови хищных животных, которые живут на Севере.

- Вова, назови травоядных животных, которые живут на Севере.

- Софья, назови хищных животных, которые живут на Юге.

- Саша, назови травоядных животных, которые живут на Юге.

Дидактическая игра «Кто чем питается»

Составление сложноподчинённых предложений, употребление существительных в творительном падеже.

(Около вольеров тарелочки с картинками изображающие мясо, траву, фрукты)

Воспитатель: Ребята, животные голодные, накормите их и расскажите, чем накормили и почему.

 Саша, чем ты накормишь медведя и песца?

-Медведя и песца я накормлю рыбой и мясом, потому что это хищные животные.

(аналогично воспитатель спрашивает каждого ребёнка)

Разминка «Слонёнок».

Шагает слонёнок – скорей погляди.

(идут по кругу, одна рука как хобот впереди, другая, как хвостик – сзади)

Хобот большой у него впереди, хвостик смешной у него позади, две толстых ноги идут впереди.

(встают на четвереньки, идут по кругу)

Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

Составление сравнительно – описательных рассказов.

Воспитатель: Спасибо тебе, цветик-семицветик, помог ты нам побывать и на Севере, и на Юге, и в зоопарке. Многих животных нам удалось увидеть. Я хочу вам предложить рассказать с помощью картинок - помощниц о животных, сравнивая их (дети работают в паре за столами)

3. Итог занятия.

Молодцы, ребята. Ваши рассказы были очень интересными. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) А на память о нашем путешествии я хочу вам дать листочек - задание, дорисуйте недостающие части тела животных и раскрасьте их.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе.

на тему: «Животные Севера и Юга»

Тема: «Животные Севера и Юга. Составление сравнительно-описательного рассказа».

Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей существительными, обозначающими животных, сложными прилагательными. Формировать умение составлять сложносочинённые предложения с союзом а; сложноподчинённые предложения, правильно употребляя существительные в творительном падеже. Учить составлять сравнительно-описательные рассказы, употребляя в речи распространённые дополнениями предложения, согласовывая части речи. Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь. Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Оборудование: Модель цветка, модели Севера и Юга, предметные картинки, изображающие животных Севера и Юга, предметные картинки изображающие пищу, вольеры, сооружённые из конструктора, модель сравнительно-описательного рассказа, картинки-задания.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных, загадывание загадок, раскрашивание.

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Художественное творчество».

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой интересный цветок выложен на столе. У него 7 лепестков разного цвета. Да это же волшебный цветок цветик-семицветик, он выполняет все пожелания. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А поможет нам цветик-семицветик. Вот волшебные слова: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.

2. Основная часть. Активизация речи существительными обозначающими животных Севера, сложными прилагательными.

Воспитатель: Вот мы и оказались на Севере. На Севере очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. Игра «Надень себя». (Дети имитируют движения). Ребята, посмотрите кто это среди снегов и льдов? Подойдём поближе. (Дети идут по заснеженной тропке, подходят к предметным картинкам изображающих животных Севера)

Воспитатель: Артур, назови животных, которые живут на Севере (ребёнок перечисляет животных).

 Воспитатель: Ребята, расскажите о животных, какие они.

(воспитатель обращается к каждому ребёнку).

Дидактическая игра «Составь слово» (сложные прилагательные).

- Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

- У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

- У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

- У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

Разминка «Белые медвежата».

Ищут маму медвежата белоснежные ребята (на четвереньках)

Неуклюжие, смешные, все забавные такие (прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, становится очень холодно, предлагаю вам отправиться в Африку, там всегда жарко. Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты, по-моему, вели. Вокруг себя повернись и в Африке окажись.

Активизация речи существительными обозначающими животных Африки, сложными прилагательными.

Игра «Раздень себя».

Воспитатель: Как жарко, надо снять с себя зимнюю одежду. (Дети имитируют движения)

Воспитатель: В Африке тоже живут животные. Ребята, посмотрите животные пришли на водопой. Подойдём тихонько поближе, чтобы не спугнуть их (дети подходят к животным).

Воспитатель: Антон, назови животных живущих в жарких странах. Ребята, расскажите о животных, какие они (ответы детей).

- Если у крокодила короткие лапы, какой он? (коротколапый)

- У верблюда два горба, какой он? (Двугорбый)

- У слона большие уши, какой он? (большеухий)

- У жирафа длинные ноги, какой он? (длинноногий)

-У льва длинная грива, какой он? (длинногривый)

-У тигра острые зубы, какой он? (острозубый)

Разминка «Животные жарких стран».

Носит мама кенгуру в тёплой сумке детвору.

(ходьба по кругу, руками показывать большой живот)

А ребятки – кенгурятки целый день играют в прятки.

(присесть, закрыв глаза).

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты, по-моему, вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись. 

Дидактическая игра «Кто где живёт».

Составление сложносочинённых предложений с союзом а.

Воспитатель: Путешествие было долгим, вы устали. Ребята, присядьте на стульчики, и пока вы отдыхаете, расскажите с помощью картинок-помощниц кто, где живёт. (Дети рассаживаются на стулья и берут лежащие на них картинки изображающие животных)

Предполагаемые ответы детей:

-Морж живёт на севере, а слон в Африке.

-Тюлень живёт на Севере, а тигр в Африке.

-Олень живёт на Севере, а лев в Африке.

-Медведь живёт на Севере, а жираф в Африке.

-Морж живёт на Севере, а верблюд в Африке.

-Олень живёт на Севере, а крокодил в Африке.

Воспитатель: Ребята, хочу предложить вам отправиться в зоопарк, где живут животные Севера и Африки. Их содержат в вольерах, загонах, клетках. Вы согласны?

Дети: Да.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты, по-моему, вели. Вокруг себя повернись в зоопарке окажись.

Классификация животных. «Хищные и травоядные животные»

Воспитатель: (обращается к каждому ребёнку)

- Стефания, назови хищных животных, которые живут на Севере.

- Вова, назови травоядных животных, которые живут на Севере.

- Софья, назови хищных животных, которые живут на Юге.

- Саша, назови травоядных животных, которые живут на Юге.

Дидактическая игра «Кто чем питается»

Составление сложноподчинённых предложений, употребление существительных в творительном падеже.

(Около вольеров тарелочки с картинками изображающие мясо, траву, фрукты)

Воспитатель: Ребята, животные голодные, накормите их и расскажите, чем накормили и почему.

 Саша, чем ты накормишь медведя и песца?

-Медведя и песца я накормлю рыбой и мясом, потому что это хищные животные.

(аналогично воспитатель спрашивает каждого ребёнка)

Разминка «Слонёнок».

Шагает слонёнок – скорей погляди. 

(идут по кругу, одна рука как хобот впереди, другая, как хвостик – сзади)

Хобот большой у него впереди, хвостик смешной у него позади, две толстых ноги идут впереди.

(встают на четвереньки, идут по кругу)

Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад.

Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, ты по-моему вели. Вокруг себя повернись в детском садике окажись.

Составление сравнительно – описательных рассказов.

Воспитатель: Спасибо тебе, цветик-семицветик, помог ты нам побывать и на Севере, и на Юге, и в зоопарке. Многих животных нам удалось увидеть. Я хочу вам предложить рассказать с помощью картинок - помощниц о животных, сравнивая их (дети работают в паре за столами)

3. Итог занятия.

Молодцы, ребята. Ваши рассказы были очень интересными. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) А на память о нашем путешествии я хочу вам дать листочек - задание, дорисуйте недостающие части тела животных и раскрасьте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.Задачи: Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особен...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Дикие животные»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Дикие животные»...

Конспект ООД по составлению синквейна в старшей группе.Тема Домашние животные

Развить связную речь и закрепить лексическую тему «Домание животные» через составление синквейнов....

План образовательной деятельности средняя группа. Тема недели "Животные севера"

План образовательной деятельности средняя группа. Тема недели "Животные севера"...