Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе тема: «Животные Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Николаевна Борисова

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Задачи:
- Формировать представления детей о животных северной страны.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Антарктида, белый медведь, Северный олень, пингвины, айсберг, ледокол.
- Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты земной поверхности, беседа о животных Антарктиды, рисование нетрадиционным методом белого медведя, чтение художественной литературы о северных животных, просмотр презентаций о Севере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное отделение  НОО с дошкольными группами МКОУ «КСОШ №2»

                          Конспект занятия

    по окружающему миру в старшей группе

              тема: «Животные Севера»

подготовила: воспитатель  Борисова Любовь Николаевна

                            Декабрь 2019 г.

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие» для
старшего возраста

                       тема:  «Животные Севера»

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.
Задачи:
- Формировать представления детей о животных северной страны.
- Развивать с помощью наглядного материала интерес к окружающему миру, экологическому мышлению.
- Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Антарктида, белый медведь, Северный олень, пингвины, айсберг, ледокол.
- Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты земной поверхности, беседа о животных Антарктиды, рисование нетрадиционным методом белого медведя, чтение художественной литературы о северных животных, просмотр презентаций о Севере.


Методика проведения:

Настрой детей на работу:

«Запоминает наша голова               (гладят себе по голове)

 Важные поступки и умные слова  

Слушаем внимательно                   (оттопыривают уши)

Смотрим обязательно                     (показывают бинокль)

Взрослых не перебиваем                 (грозят пальцем)

Много знаний получаем                   (сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель вносит игрушку белого медведя.
Воспитатель:

- Дети, а у нас сегодня гость,  кто пришёл к нам в гости?

Дети: Это белый медвежонок.

Воспитатель:

-Поприветствуйте его.       (дети говорят : «Здравствуй, Мишка»)

 -Как вы думаете, где живет белый медвежонок?

Дети: (индивидуальные ответы: я думаю, что белый медвежонок живёт на Севере).

Воспитатель:

- А сейчас попробуйте сформировать тему нашего занятия.

Дети:  Я думаю,  мы будем говорить о животных, которые  живут на Севере.
Воспитатель:  Да, правильно

-Этого медвежонка зовут Умка,  и он очень огорчён – он потерялся и не может найти свою маму. Малыши не могут жить без взрослых, давайте поможем ему найти маму.

Воспитатель:

-Как мы можем помочь белому медвежонку?

Дети:  я думаю, надо поискать маму         (ответы детей)

Воспитатель:

-Давайте  отправимся путешествовать по северным странам
Показ слайда
Воспитатель:   Но сначала отгадайте загадку:   

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она большущий шар.
Земля

(слайд)

-Планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные.

Воспитатель: Следующая загадка

                                               На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

глобус


Показ слайда
Воспитатель:  

-Посмотрите, вот он -  глобус.  (показать глобус)

-На глобусе мы можем увидеть всю Землю

-Давайте его рассмотрим

-На Северном полюсе находится Арктика  (показать на глобусе). В Арктике  много  снега и льда.

-Давайте все скажем «Арктика»   (индивидуальные ответы)

-На Южном полюсе находится Антарктика  (показать на глобусе).

- Давайте все скажем «Антарктика»   (индивидуальные ответы)

-В Антарктике расположен материк «Антарктида». Материк – это часть суши.

- Давайте все скажем «Антарктида»   (индивидуальные ответы)

-Антарктида на глобусе обозначена белым цветом? (показать указкой)

-Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что там снег и лёд

Воспитатель:

-Да, действительно, В Антарктиде как в Арктике много льда и снега.  В Антарктиде даже ещё холоднее.

-Посмотрите и послушайте про Арктику и Антарктиду.   (слайд)

-Чтобы помочь Умке найти свою маму, какой транспорт использовать – если много воды и льда?
Дети: Мы можем использовать корабль, ледокол
Воспитатель:

Сам по морю, он идёт,

Колет носом толстый лёд.

За собой сквозь льды провёл

Кораблей сто

(ледокол).   Показ слайда

-Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол     (ответы хоровые и индивидуальные)
Воспитатель: 

-Дети, что-то Умка загрустил.  Умка, не огорчайся,  сейчас дети споют песню про маму и она нас услышит

Песня мамонтёнка. ( Пусть мама услышит, …)  дети поют песню для медвежонка
Воспитатель:  (обращаюсь к медведю)

-Умка, понравилась песня, которую дети спели для тебя? Понравилась.

-Продолжаем наше плавание по Северному Ледовитому океану в поиске мамы.       (слайд)

- Северный  Ледовитый  океан находится на Севере нашей огромной страны и омывает берега  Арктики.  (Показать на глобусе)

-Как вы думаете, почему его называют Ледовитым?

Дети: Потому что много льда

-Посмотрите,  мимо проплывают огромные глыбы льда  (слайд)

Он плывёт, блестя на солнце

Этот остров ледяной,

Он большой, и не качнётся

Даже сильною волной.

Айсберг    

Дети:  Они называются айсберги.

Воспитатель:

-Вот какие молодцы! Правильно, это «Айсберги».
Показ слайда.

Воспитатель:

-Давайте скажем все вместе «Айсберг»  (спросить индивидуально)

-Айсберги бывают и на Северном полюсе  в Арктике на Южном полюсе в Антарктике.  (показать на глобусе)
- Ну, наконец, добрались до берега.    (слайд)

Полюс Северный снега

Полюбили навсегда.

Даже летом снег не тает -

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеяние? -

Это -... (северное сияние)

-Что это на небе? (Северное сияние)

-Северное сияние – это явление природы,  которое  бывает на Севере – в Арктике, переливается разноцветными огнями.  (Показать на глобусе).

- скажем все вместе «Северное сияние»  (спросить индивидуально)

- В Антарктике  на Южном полюсе (показать на глобусе)  тоже бывает сияние. Его называют  Полярным сиянием  (повторение хоровое и индивидуальное)

Воспитатель: 

-Здесь, на Севере,  часто бушуют метели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда снег не тает. На этом материке никогда не бывает тепла. Здесь много животных, послушайте загадку:

Большие рога, высокие ноги
Он ходит по снегу совсем без дороги.
Помочь человеку он может в делах.
Катает детишек на быстрых санях.
(Северный олень)

Показ слайда.

Воспитатель:

-Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрыто густой тёплой шерстью.  

-Как вы думаете, зачем Северному оленю нужны широкие копыта?

Дети: Чтобы ходить по снегу и не проваливаться

-Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
Дети: Чтобы не бояться холода.
Воспитатель: 

-Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода.       Живёт Северный олень на Северном полюсе  - в Арктике.  (Показать на глобусе).

-С. олени живут стадом и путешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями. Человек приручил Северного  оленя  и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальние расстояния.

Воспитатель:

-Как называют детёныша Северного оленя?

Дети: Детёныша С. оленя зовут - оленёнок

-Вика прочитает стихотворение про Северного оленя, послушайте:

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты  далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это - северный олень

Воспитатель:

-Давайте поиграем в игру: «Олени». Дети изображают оленей и выполняют движения.

Ходит северный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги)
А устанет – отдыхает
Мох копытом он копает

(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох)

Воспитатель:

-Умка, это не твоя мама? Нет, не его, ну давайте отгадаем ещё загадку, может это про его маму.

Разучился он летать,
Может плавать и нырять.
Ходит в стае среди льдин
Птица важная…пингвин
Показ слайда.

Воспитатель: 

 Султан  приготовил рассказ о пингвинах

« Пингвины - водоплавающая птица. У них очень толстый слой жира, который помогает переносить холод и морозы. Короткие крылья устроены так, что могут работать в воде, как винт корабля, а ноги маленькие, поэтому пингвин смешно ходит, переваливаясь с боку на бок. Пингвины ныряют в воду и ловят рыбу. Живут пингвины большими стаями. Животных и птиц нужно охранять и оберегать, им грозит вымирание».
- Давайте, дети, походим как пингвины (Дети ставят ноги вместе и изображают пингвинов)
Воспитатель: 

-Обитают пингвины в Антарктиде (показать на глобусе)

-Как называют детёныша пингвина?

Дети: детёныша пингвина зовут – пингвинёнок

Воспитатель:

-Дети, как вы думаете, здесь есть мама нашего медвежонка? Я знаю ещё загадку, может сейчас мы найдём маму, слушайте внимательно.

У него есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах, 
Бурый брат, а он весь белый
Но такой же сильный, смелый
Белый медведь
Показ слайда.

Воспитатель:

- А почему медведя назвали белым?

Дети: Я думаю, что, из – за окраски шерсти. (Алёша)

Воспитатель:

- Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем.

-Живёт Белый медведь в Арктике.  (Показать на глобусе)

Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая.

–Как вы думаете, как помогает белый цвет медведю?

Дети: Я думаю, белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда. (ответы детей)

Воспитатель:

-Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. Воспитатель:

-А как называют детёныша медведя?

Дети:  детёныша медведя называют – медвежонок.

Воспитатель:

-Посмотрите, наш Умка весело улыбается, он нашёл свою маму и теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку)

Рефлексия

 -Где мы сегодня побывали?  (Мы путешествовали по Северным странам)

-Что нового узнали?
- Как  живут северные олени?  (Северные олени живут в Арктике)

-Иди, Алёша, покажи на глобусе, где Арктика
- Чем питаются олени?
- Пингвины – это животные или птицы?
-Где живут пингвины?     (Пингвины живут в Антарктиде)

- Иди, Егор, покажи на глобусе, где расположена Антарктида.

- Где живёт белый медведь?  (Белый медведь живёт в Арктике)
- Чем питается?

А сейчас оцените свою работу: кому было всё понятно и интересно поднимите снежинку, а кому было что- то непонятно – поднимите сосульку.
Воспитатель:  (слайд) Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок, давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказанную помощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим. На этом наше путешествие окончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Игрушки»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Игрушки»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Животные севера»

Цель:Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера зимой....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе . Тема: «Продукты питания».

Конспект занятия  по окружающему миру в старшей группе .Тема: «Продукты питания».Цель: формирование представлений детей о продуктах питания.Задачи:Познакомить детей с продуктами ...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема "Космос"

Уточнить и обобщить знания о космосе;продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики;показать разнообразие видов звезд и созвездий;воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космон...