конспект обучающей ситуации "Вот и осень наступила"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект игровой обучающей ситуации по познанию окружающего мира, систематизирующей знания детей об осенних изменениях в природе. Для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие "Вот и осень наступила" | 228.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад 247» УГО
Конспект обучающей ситуации
«Вот и осень наступила»
Составитель: воспитатель Завгородняя Ольга Геннадьевн
Конспект обучающей ситуации
«Вот и осень наступила»
Возраст детей: средняя группа.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тема: осень.
Программные задачи:
- актуализировать и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе (листопад, увядание природы, частые дожди, отлёт птиц в тёплые края, сбор урожая, подготовка животных к зиме), активизировать словарь детей;
- познакомить детей с причинами этих изменений;
- учить проявлять сострадание, сопереживание, оказывать помощь зимующим птицам;
- воспитывать эстетический вкус средствами музыки.
Оборудование и материалы: картины на осеннюю тематику (вид осенней природы, сбор перелетных птиц в дорогу, осенняя прогулка в лес); картинки с изображением зимующих птиц; записи песен «Падают листья» (муз .М.Красева, сл. М.Ивенсен) и «Виноватая тучка» (муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина); книга «Энциклопедия для малышей в сказках» (Елена Ульева).
Ход работы
Мотивационно-ориентировочный этап
Прослушивание песни «Падают листья» (муз .М.Красева, сл. М.Ивенсен)
Педагог: Вот какая красивая песня прозвучала. Давайте с вами поговорим о том, о чем же она нам рассказывает.
Анализ песни
Педагог: О каком времени года поётся в песне? (об осени).
-Как вы узнали? (падают листья, листопад, листья кружатся, летят).
-Листья какие?
Выставляется картина, на которой изображены осенняя природа, листопад.
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном. (В.Орлов)
- Почему деревья сбрасывают листья, как вы думаете?
Зимой природа засыпает. Вместо дождика из тучек сыпятся снежинки, а иногда и целые хлопья снега. Если деревья и кусты останутся с листьями, то ветки от тяжести снега сломаются. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы этого не случилось, зимой деревья стоят голые, без листьев. (Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций).
Поисковый этап
-Что ещё происходит осенью. (прослушивание отрывка из песни). Птицы на юг улетают.
Выставляется картина, изображающая отлет птиц.
Зачитывает главу из книги «Энциклопедия для малышей в сказках» (Елена Ульева).
Для чего осенью птицы улетают на юг
Однажды в одном маленьком гнёздышке, прикреплённом под крышей дома, появилась маленькая шустрая ласточка. Выбралась она из своего гнезда, стала мама учить её летать и приговаривать:
- Учись, моя деточка, старайся, ведь осенью нам придётся лететь далеко, на юг.
И маленькая ласточка старалась. А мама ей опять:
- Теперь учись ловить мошек. Старайся, набирайся сил, ведь осенью нам придётся лететь на юг.
- Опять юг, - подумала ласточка, - зачем куда-то лететь, если и здесь хорошо. Тепло, много мошек.
Но проходили дни и стало холодать. Мошек и комаров становилось не так уж много. И однажды мама сказала:
- Вот и наступила осень, пора лететь на юг. Если мы останемся здесь, то погибнем от голода и холода.
И они полетели. Через горы, поля и болота, пока не добрались до тёплых краёв. Здесь было много и мошек и комаров, но ласточка всё равно скучала по родине. – ведь там она появилась на свет.
- Мы когда-нибудь вернёмся домой?
- Конечно, вернёмся. Скоро на родине наступит весна, и мы прилетим обратно, чтобы снова свить гнёзда и вывести птенцов.
- Вот здорово! – обрадовалась ласточка и стала ждать желанного дня.
- Осенью для насекомоядных птиц становится мало корма, ведь насекомых зимой нет. Поэтому им приходится лететь в тёплые края, например, в Африку, чтобы перезимовать. Весной они возвращаются обратно.
Проводится беседа о перелетных птицах, причинах их отлета на юг.
Игра «Угадай и найди птицу»
Педагог предлагает детям угадать птицу по описанию и найти картинку с её изображением в группе (картинки заранее прячутся в разных местах группы).
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (дятел)
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (Ворона)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
Эта птица – символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
- Каких птиц мы с вами нашли?
Педагог напоминает детям, что эти птицы зимующие. Вместе находят объяснение этому названию. Проводится беседа о том, как тяжело птицам выжить в зимний период. Вместе ищут ответы на вопрос. как облегчить им жизнь зимой.
Педагог: - Ой, дождик пошел!
Инсценировка песни «Виноватая тучка». (муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина)
Рефлексивно-оценочный этап
Педагог предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии. Спрашивает, как они думают, удастся ли им помочь зимующим птицам.
Напоминает детям последний куплет песни «Падают листья», выставляет картину с изображением гуляющих по осеннему лесу детей.
- Зачем мы пойдём в лес с корзинками? Зачем еще можно пойти в лес осенью? (За желудями, орехами, шишками, красивыми листьями для букетов и поделок.)
-Давайте и мы с вами сходим на прогулку, насобираем осенних листиков для наших игр, поделок. А ещё осенние листочки могут стать нашими волшебными помощниками в рисовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Вот и осень наступила" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект может быть использован в работе воспитателей...
Конспект занятия «Вот и осень наступила»
Конспект занятия на тему "Вот и осень наступила"...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Поездка в осенний лес» (в рамках тематической недели «Осень наступила» с использованием ActivBoard)
Цель: формировать умение соотносить цифру и количество предметов.Задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа.Закрепить названия геометрических фигур.Закреплять порядковый счет в ...
Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»
Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.
Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...
Конспект по речевому развитию "Осень наступила"
Учить детей рассказывать (личный опыт), придерживаясь плана. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе....