Конспект занятия «Вот и осень наступила»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Юлия Александровна Смирнова

Конспект занятия на тему "Вот и осень наступила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Осень»

Цель:

  • Закрепить знания детей об осенних приметах, сезонных изменениях.

Задачи:

• Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

• Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

• Воспитывать бережное отношение к растениям и животным

Материал к занятию:

• Карточки с явлением природы по временам года;

• Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру;

• Цветок «Годовик» (картинка)

Предварительная работа:

• Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Ход занятия:

Воспитатель: - «Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся»

Дети здороваются и садятся на свои места.

Воспитатель: - «Сегодня на занятии мы с вами поговорим об осени. Вот послушайте стихотворение А. Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: - «Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? »

Ответы детей (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени».

Воспитатель: - «Почему это стихотворение грустное? »

Ответы детей (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края) .

Воспитатель: - «Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы».

Дети называют явления природы.

Воспитатель: - «Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы» (весенние, летние, осенние). Вызванные дети выполняют задания

Воспитатель: - «Сколько месяцев в году? »

Ответы детей (в году 12 месяцев) .

Воспитатель: - «Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? »

Ответы детей (К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Воспитатель: - «Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? »

Ответы детей (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей)

Воспитатель: - «А почему златоцветом? »

Ответы детей (листья на деревьях жёлтые)

Воспитатель: - «А почему рябинником и птичьей стаей? »

Ответы детей

Воспитатель: - «Как готовятся к зиме звери? »

Ответы детей (Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище) .

Воспитатель: - «Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле? »

Ответы детей (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают) .

Воспитатель: - «Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь».

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся (прыжок на месте)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок)

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель: - «Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют? »

Ответы детей (Листопадом) .

Воспитатель: - «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь? »

Ответы детей (Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит) .

Воспитатель: - «Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы».

«Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме»,

«Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду»,

«Паутина стелется по растениям – к теплу»,

«Гром в сентябре предвещает теплую погоду»,

«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».

Воспитатель: - «Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? »

Ответы детей (Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше) .

Воспитатель: - «Какие улетают чуть позже? »

Ответы детей (Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды) .

Воспитатель: - «Какие птицы улетают последними? »

Ответы детей (Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает) .

Воспитатель: - «Какие птицы летят в одиночку? »

Ответы детей (Сокол и кукушка) .

Воспитатель: - «Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли? »

Ответы детей (Журавли летят клином) .

Воспитатель: - «Утки как летят? »

Ответы детей (Утки летят правым фронтом) .

Воспитатель: - «Как летят гуси? »

Ответы детей (Гуси летят косяком) .

Воспитатель: - «Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? »

Ответы детей (Перелетными птицами) .

Воспитатель: - «А птиц, которые зимуют у нас? »

Ответы детей (Зимующие птицы) .

Воспитатель: - «В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота? »

Ответы детей (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей) .

Воспитатель: - «Ребята, а чем занимаются люди в октябре? »

Ответы детей (Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту) .

Воспитатель: - «Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

Воспитатель: - «Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? »

Ответы детей («Ворота зимы», «предзимник»)

Воспитатель: - «Чем занимаются лесные жители в ноябре? »

Ответы детей (Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал) .

Воспитатель: - «Какие работы у людей в ноябре? »

Ответы детей (Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки) .

Воспитатель: - «Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему? »

Ответы детей (В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре) .

Воспитатель: - «Молодцы ребята».

Воспитатель: - «Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму».

Итог занятия. Повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево на берегу озера"

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе...

Конспект НОД "Вот и осень наступила" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект может быть использован в работе воспитателей...

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Конспект занятия «КАКАЯ ОНА ОСЕНЬ? Вид занятия: интегрированное занятие - путешествие, сюжетное. Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

Формировать представления о признаках осени;объяснять смену осеннего настроения, используя макет «Окошко погоды». Закрепить знания детей о дарах осени в процессе лепки овощей. Развивать способности пе...

Конспект занятия по математике «Осенью в лесу» (итоговое занятие за полугодие в средней группе)

Конспект занятия по математике   «Осенью в лесу»(итоговое занятие за полугодие в средней группе)...

Конспект по речевому развитию "Осень наступила"

Учить детей рассказывать (личный опыт), придерживаясь плана. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе....