Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"
материал по окружающему миру
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять причино-следственные и временную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Дидактические игры считаются одним из эффективнейших средств обучения и развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с экологическим содержанием в работе дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к деятельности, к игре. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в их логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять причино-следственные и временную зависимость предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуются умения детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Дидактические игры считаются одним из эффективнейших средств обучения и развития дошкольников. Учитывая особенности возраста и возможности ребенка педагог подбирает дидактические игры, игровые приёмы и упражнения во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми.
Игры экологического содержания разнообразны в зависимости от задач.
а) для обогащения экологических представлений.
- дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
- игра приносит положительные эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность; в разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
В начале работы особое внимание уделяю играм с дидактическими игрушками и материалом, так как ребёнка легче заинтересовать умственной задачей, решение которой заключается в действии с предметом (на основе наглядно-действенного мышления). Предметами - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Дети сравнивают, находят сходства и отличия.
Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).
Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, мышление.
Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее, в таком случае количество игрового материала должно быть рассчитано на количество детей в группе.
Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Ворона и воробей». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания (ворона ходит, а воробей прыгает), эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Именно через игру формируются и закрепляются знания детей о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/24/picture-1201934-1577178992.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ- ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН «ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ», НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕ
Период модернизации, в котором находится в настоящее время российское образование, коснулся и его первого звена – дошкольного образования. Детский сад как дом и мир детей – проблема взросл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1283535-1603908326.jpg)
СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ. "Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями".
Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (Из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/08/picture-1075908-1544296236.jpg)
Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности
Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1276441-1617035345.jpg)
Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написа...
Нейропсихологические технологии в рамках работы учителя – дефектолога с детьми имеющими особые потребности.
Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук: теоретическая психология и клиническая неврология. Это область клинической психологии, котора...
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....