СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
методическая разработка (старшая группа)
Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и приемов, которые способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду. В статье представлен такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и приемов, которые способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду. В статье представлен такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_maksimova_gv.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Фамилия, имя, отчество: Максимова Галина Владимировна
Место работы, должность: учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №11» г.Чебоксары
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский
Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и приемов, которые способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в детском саду. В статье представлен такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
В настоящее время коррекция недостатков развития ребенка с особыми образовательными потребностями и ребенка – инвалида становится все более актуальной проблемой педагогики в России и в мировой практике. Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи детей в стране нуждаются в поддержке. Кроме того, важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Важно отметить, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 8 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.
Согласно ФГОС ДОО образование для ребенка должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Учитель-логопед в работе с детьми с особыми образовательными потребностями использует как традиционные, так и нетрадиционные методы и средства развития речи. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, логопед использует такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога. «Биоэнерготастика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой логопед применяет на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, так как это требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.
Игровые упражнения по биоэнергопластике:
«Птенчики» - ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен
вперед, перпендикулярно остальным.
«Лопаточка» - ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.
«Чашечка» - ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
«Иголочка» - пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
«Часики» - ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево - вправо и другие.
Творческий подход, использование альтернативных инновационных методов и приемов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности учителя-логопеда и детей с особыми образовательными потребностями в детском саду.
Литература.
- Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь логопедам и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
- Дети с отклонениями в развитии. Методические пособия (Автор – составитель Н.Д. Шматко) – М.: «АКВА - РИУМ ЛТД», 2001. – 128с.
- Комарова Т. С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно – образовательной работы дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
- Мы нужны друг другу: Игровые сеансы с детьми раннего возраста. Весна: Из опыта работы Центра игровой поддержки ребенка. – М.:АРКИТИ, 2014. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности
Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...
Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким о...