Нейропсихологические технологии в рамках работы учителя – дефектолога с детьми имеющими особые потребности.
консультация по коррекционной педагогике

 

Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук: теоретическая психология и клиническая неврология. Это область клинической психологии, которая изучает мозговую организацию психических процессов и ее становление у детей.

  Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в работе учителя- дефектолога и учителя – логопеда доказана наукой и практикой. Данный подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический аспект предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

  Преобладающим органом нашего тела безусловно является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.

  Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с раннего дошкольного и до подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах заболеваний, как расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах. Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводится систематически и последовательно.

  Для работы с детьми с признаками аномального развития, в рамках нейропсихологического подхода Л.С. Цветковой разработана концепция формирующего обучения. В отличие от коррекционного, формирующее обучение не исправляет, а как бы ускоряет формирование отставших по времени от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов.

  Важным, для возможности формирующего нейропсихологического воздействия, является положение о двустороннем взаимодействии между морфогенезом мозга и формированием психики. Для появления определенной функции требуется необходимая степень зрелости нервной системы.

  Работа по формированию ВПФ, испытывающих дефицит в развитии, должна проходить в игровой, предметной деятельности, а также проводится системно по пути формирования и упрочения межфункционального взаимодействия высших психических функций и формирования психологических систем, которые в дальнейшем отвечали бы требованиям, предъявляемым учебной деятельностью.

  Приоритетной задачей формирующего обучения, по Л.С. Цветковой, является формирование не изолированных ВПФ, а их систем, не отдельных операций и действий, а обучение ребенка общему принципу того или иного вида деятельности.

  Общая методическая организация формирующего обучения включает:

- развернутое нейропсихологическое обследование детей;

- методы формирования активной произвольной деятельности;

- дифференцированные методы формирующего обучения;

- формы организации занятий и отдыха детей;

- методы учета динамики формирования высших психических функций.

  Начало работы в ключе нейропсихологического подхода строится на приеме: «Личность и произвольная деятельность», в этот блок входят «сквозные» темы, работа над которыми ведется на всех занятиях. Обучение по этим темам является необходимым условием формирования системности ВПФ и учебной деятельности в целом.

  Для работы над данным блоком используются методы, обозначенные авторами как методы формирования активной произвольной деятельности. Коррекция начинается с формирования мотива игровой и предметной деятельности. Мотивирование дошкольника с нарушением интеллекта может быть, как специально организованное, так и по «принципу заинтересованности», выводящее воспитанника из самостоятельно организованной деятельности.

  Специальная организация занятий (ответы у доски, дифференцированное задание по микрогруппам, домашнее задание) создает атмосферу обучения, целью которого является: формирования у детей старшего дошкольного возраста новых мотивов в ходе «примеривания» новой социальной роли (будущий первоклассник), «погружения» в новую социальную ситуацию.

  Важным моментом в формировании ВПФ у детей с нарушением интеллекта является их перевод на новый качественный уровень - уровень произвольной регуляции деятельности, ее осознанности. При проведении формирующего обучения специальный акцент необходимо делать на формировании произвольной регуляции деятельности.

  Дальнейшее использование элементов нейропсихологической коррекции строится на основе диагностики нейропсихолога. В рекомендациях специалиста - нейропсихолога указаны дисфункции мозговых структур. Прописаны блоки мозга, в которых наблюдаются нарушения определенных функций. Например, нарушение основной функции первого (энергетического) блока является нарушение регуляции процессов активации мозга, обеспечения общего активационного уровня, необходимого для осуществления любого вида психической деятельности. Первый блок реализует контроль над общим изменением уровня активации мозга и над локальными уровнями активации.

  Для формирования произвольной регуляции деятельности и тесно связанных с ней умений подчиняться правилам и строго следовать инструкции Л.С. Цветковой с коллегами были разработаны ряд специальных методов: «Минутка тишины», «Мы школьники», «Я дежурный», методов игр (игры «Четыре стихии», «Охотник и зайчик», «На посту» и др.). Психологический смысл этих методов и игр заключается в том, что произвольное выполнение заданий задается не инструкцией и не педагогом, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников, и затем педагогом проводится разбор и оценка выполнения заданий.

  Это не прямое воздействие на произвольную деятельность, а обходное в форме выполнения заданий или роли. В этом случае формируется личностный смысл при выполнении задания. Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.

  Следует указать, что форму проведения занятий и процедуру применения методов формирующего обучения также необходимо строить с учетом и оказания воздействия на произвольную регуляцию деятельности.

  Вторая задача формирующего обучения: планирование, организация и контроль деятельности. Она закладывает основы организации деятельности, в том числе и интеллектуальной, а также создает основу для формирования личности ребенка. Формирование умения планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность проводится при использовании таких приемов как «Организация рабочего места», «Организация пространства листа», «Само- и взаимоконтроль» и др. Эти методы выступают как этапы выполнения большинства заданий.

  Второй пример нейропсихологического подхода в работе учителя – дефектолога. Нарушение функций работы второго блока мозга. Это модальности: зрительная, слуховая, тактильно – кинестетическая.

  Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой разработаны два ряда методик, применяемых при коррекции трудностей обучения, связанных с недостаточным развитием функций программирования и контроля (III блок мозга) и для развития функций II блока мозга. В методиках предлагается схема совместной деятельности ребенка с педагогом, которая включает следующие этапы:

  1. Пошаговое совместное выполнение действия по речевой инструкции психолога (на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются специалистом).
  2. Пошаговое совместное выполнение действия по наглядной программе (программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком: специалист организует последовательное выполнение программы и сличение результата с программой).
  3. Совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом к более свернутым формам выполнения программы (роль педагога в реализации программы и контроле при выполнении этого этапа сокращается).
  4. Самостоятельное выполнение действия по программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях (ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия, специалист наблюдает за тем, обращается ли ребенок к наглядной программе при затруднениях, и при необходимости напоминает об этом).
  5. Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал (возможности переноса контролируются специалистом).

  Во время одного занятия используются задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа от начала к концу задания усложняются, при этом сложность программирования увеличивается от этапа к этапу.

Эффективность программы обеспечивается адекватностью подбора заданий соответствующим возможностям и особенностям ребенка.

  Важным принципом тематического и методического построения занятий цикла является их преемственность, например, отработанные умения (в широком смысле) в теме «Вербально-логическое мышление» (категориальные связи между словами, формирование семантических групп и др.) должны явиться опорой и необходимым условием в овладении темами «Слухоречевая память» и «Зрительно-предметная память» (на их основе осуществляется опосредствованное запоминание вербального или зрительно-предметного материала с опорой на группировку по семантическому категориальному признаку).

  Таким образом, на каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических систем (систем ВПФ) и функциональных систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические технологии в рамках работы учителя – дефектолога с детьми имеющими особые потребности.

Нейропсихология – это самостоятельная научная дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук: теоретическая психология и клиническая неврология. Это область клинической психологии, которая изучает мозговую организацию психических процессов и ее становление у детей.

  Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в работе учителя- дефектолога и учителя – логопеда доказана наукой и практикой. Данный подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический аспект предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

  Преобладающим органом нашего тела безусловно является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.

  Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с раннего дошкольного и до подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах заболеваний, как расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дисграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах. Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводится систематически и последовательно.

  Для работы с детьми с признаками аномального развития, в рамках нейропсихологического подхода Л.С. Цветковой разработана концепция формирующего обучения. В отличие от коррекционного, формирующее обучение не исправляет, а как бы ускоряет формирование отставших по времени от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов.

  Важным, для возможности формирующего нейропсихологического воздействия, является положение о двустороннем взаимодействии между морфогенезом мозга и формированием психики. Для появления определенной функции требуется необходимая степень зрелости нервной системы.

  Работа по формированию ВПФ, испытывающих дефицит в развитии, должна проходить в игровой, предметной деятельности, а также проводится системно по пути формирования и упрочения межфункционального взаимодействия высших психических функций и формирования психологических систем, которые в дальнейшем отвечали бы требованиям, предъявляемым учебной деятельностью.

  Приоритетной задачей формирующего обучения, по Л.С. Цветковой, является формирование не изолированных ВПФ, а их систем, не отдельных операций и действий, а обучение ребенка общему принципу того или иного вида деятельности.

  Общая методическая организация формирующего обучения включает:

- развернутое нейропсихологическое обследование детей;

- методы формирования активной произвольной деятельности;

- дифференцированные методы формирующего обучения;

- формы организации занятий и отдыха детей;

- методы учета динамики формирования высших психических функций.

  Начало работы в ключе нейропсихологического подхода строится на приеме: «Личность и произвольная деятельность», в этот блок входят «сквозные» темы, работа над которыми ведется на всех занятиях. Обучение по этим темам является необходимым условием формирования системности ВПФ и учебной деятельности в целом.

  Для работы над данным блоком используются методы, обозначенные авторами как методы формирования активной произвольной деятельности. Коррекция начинается с формирования мотива игровой и предметной деятельности. Мотивирование дошкольника с нарушением интеллекта может быть, как специально организованное, так и по «принципу заинтересованности», выводящее воспитанника из самостоятельно организованной деятельности.

  Специальная организация занятий (ответы у доски, дифференцированное задание по микрогруппам, домашнее задание) создает атмосферу обучения, целью которого является: формирования у детей старшего дошкольного возраста новых мотивов в ходе «примеривания» новой социальной роли (будущий первоклассник), «погружения» в новую социальную ситуацию.

  Важным моментом в формировании ВПФ у детей с нарушением интеллекта является их перевод на новый качественный уровень - уровень произвольной регуляции деятельности, ее осознанности. При проведении формирующего обучения специальный акцент необходимо делать на формировании произвольной регуляции деятельности.

  Дальнейшее использование элементов нейропсихологической коррекции строится на основе диагностики нейропсихолога. В рекомендациях специалиста - нейропсихолога указаны дисфункции мозговых структур. Прописаны блоки мозга, в которых наблюдаются нарушения определенных функций. Например, нарушение основной функции первого (энергетического) блока является нарушение регуляции процессов активации мозга, обеспечения общего активационного уровня, необходимого для осуществления любого вида психической деятельности. Первый блок реализует контроль над общим изменением уровня активации мозга и над локальными уровнями активации.

  Для формирования произвольной регуляции деятельности и тесно связанных с ней умений подчиняться правилам и строго следовать инструкции Л.С. Цветковой с коллегами были разработаны ряд специальных методов: «Минутка тишины», «Мы школьники», «Я дежурный», методов игр (игры «Четыре стихии», «Охотник и зайчик», «На посту» и др.). Психологический смысл этих методов и игр заключается в том, что произвольное выполнение заданий задается не инструкцией и не педагогом, а правилами задания и игры, выполнение которых к тому же происходит в группе на виду у всех участников, и затем педагогом проводится разбор и оценка выполнения заданий.

  Это не прямое воздействие на произвольную деятельность, а обходное в форме выполнения заданий или роли. В этом случае формируется личностный смысл при выполнении задания. Здесь возникает взаимодействие группы ВПФ и психических образований: внимания, памяти, речи, восприятия и личности, эмоций.

  Следует указать, что форму проведения занятий и процедуру применения методов формирующего обучения также необходимо строить с учетом и оказания воздействия на произвольную регуляцию деятельности.

  Вторая задача формирующего обучения: планирование, организация и контроль деятельности. Она закладывает основы организации деятельности, в том числе и интеллектуальной, а также создает основу для формирования личности ребенка. Формирование умения планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность проводится при использовании таких приемов как «Организация рабочего места», «Организация пространства листа», «Само- и взаимоконтроль» и др. Эти методы выступают как этапы выполнения большинства заданий.

  Второй пример нейропсихологического подхода в работе учителя – дефектолога. Нарушение функций работы второго блока мозга. Это модальности: зрительная, слуховая, тактильно – кинестетическая.

  Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой разработаны два ряда методик, применяемых при коррекции трудностей обучения, связанных с недостаточным развитием функций программирования и контроля (III блок мозга) и для развития функций II блока мозга. В методиках предлагается схема совместной деятельности ребенка с педагогом, которая включает следующие этапы:

  1. Пошаговое совместное выполнение действия по речевой инструкции психолога (на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются специалистом).
  2. Пошаговое совместное выполнение действия по наглядной программе (программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком: специалист организует последовательное выполнение программы и сличение результата с программой).
  3. Совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом к более свернутым формам выполнения программы (роль педагога в реализации программы и контроле при выполнении этого этапа сокращается).
  4. Самостоятельное выполнение действия по программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях (ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия, специалист наблюдает за тем, обращается ли ребенок к наглядной программе при затруднениях, и при необходимости напоминает об этом).
  5. Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал (возможности переноса контролируются специалистом).

  Во время одного занятия используются задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа от начала к концу задания усложняются, при этом сложность программирования увеличивается от этапа к этапу.

Эффективность программы обеспечивается адекватностью подбора заданий соответствующим возможностям и особенностям ребенка.

  Важным принципом тематического и методического построения занятий цикла является их преемственность, например, отработанные умения (в широком смысле) в теме «Вербально-логическое мышление» (категориальные связи между словами, формирование семантических групп и др.) должны явиться опорой и необходимым условием в овладении темами «Слухоречевая память» и «Зрительно-предметная память» (на их основе осуществляется опосредствованное запоминание вербального или зрительно-предметного материала с опорой на группировку по семантическому категориальному признаку).

  Таким образом, на каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических систем (систем ВПФ) и функциональных систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

РАБОТА ДОМАШНЕГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ЗАИКАНИЕ)

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правиль­ный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения ...

Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).

Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательныхучреждений является педагогической системой, обеспечивающейиндивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Презентация "Нейроигра в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ОВЗ"

Презентация показывает значимость применения нейроиг в работе с детьми, имеющими ОВЗ, ее эффективное влияние на развитие ВПФ, поведенческих и эмоциональных проблем, развитие межполушарного взаимодейст...