Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.
материал по логопедии
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya-logopeda_.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда с детьми
с особыми образовательными потребностями
(из опыта работы).
Я расскажу об опыте своей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями в условиях логопункта. Опыт работы с таким ребёнком в нашем детском саду ещё небольшой. Мы работаем с ним второй учебный год.
В настоящее время в нашей образовательной организации созданы условия для ребёнка с задержкой психического развития. Эти условия созданы на основании заключения Центральной психолого – медико – педагогической комиссии. Ребёнку рекомендована АООП для обучающихся с задержкой психического развития.
Основные направления работы учителя-логопеда:
- Коррекционно-развивающая работа с ребёнком.
- Работа с воспитателями.
- Работа с родителями.
Остановлюсь подробнее на каждом направлении.
1. Коррекционно-развивающая работа с ребёнком.
Коррекционные занятия с ребёнком проводятся на логопункте детского сада в форме индивидуальных занятий.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• формирование пространственных представлений;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
• развитие и коррекция всех компонентов речи
Работа с ребёнком с задержкой психического развития имеет свои особенности.
Особенности организации работы с ребёнком с зпр:
- в работе с ребёнком с зпр необходимо на подготовительном этапе больше времени уделить положительной мотивации и формированию интереса к логопедическим занятиям
Положительный эмоциональный фон необходимо создавать в самом начале занятия, сопровождая его сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить ребёнка на восприятие учебного материала на протяжении всего занятия. В ходе занятия необходимо избегать критических замечаний по отношению к ребёнку; указав на ошибку, нужно объяснить, как можно её исправить. Такие позитивные высказывания учителя-логопеда как: «Я рада, что ты справился с этим заданием», «Я знала, что ты можешь пересказать эту сказку», «Посмотри, как ты стал красиво писать», — помогают детям с речевыми проблемами.
Заинтересовать ребёнка на логопедических занятиях помогают разнообразные дидактические игры с включением кукольных героев. Например, пришла на занятие кукла Маша, которая не знает с какого дерева листик упал. Ребёнок с удовольствием ей поможет и назовет деревья, и определит правильно листик.
Различных кукол можно также использовать при подведении итога занятия. Кукла может поощрить ребёнка или сделать ему замечание в корректной форме.
Как показывает опыт, куклы, участвующие на логопедических занятиях, вызывают положительные эмоции у детей-логопатов, что повышает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом.
- следующая особенность
Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
Виды заданий разнообразны: “послушай и определи нужный звук в слоге”, “распредели картинки по наличию звука”. Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными.
- Максимальное использование при коррекции дефектов речи у ребёнка с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического)
Например, при знакомстве со звуком А рассматриваем в зеркале артикуляцию этого звука, проговариваем, что рот широко открыт при произнесении. Рассматриваем символ звука А – большой красный круг. Затем выкладываем из палочек букву, в воздухе пишем эту букву, а дома задание – с помощью пластилина вылепить эту букву.
- еще одной характерной особенностью работы с ребёнком с зпр является обязательное систематическое и многократное повторение материала, которое обусловлено особенностями процессов памяти ребенка с зпр
- тщательный подбор наглядного материала так, чтобы лишний материал не отвлекал ребёнка
- частая смена видов деятельности на занятии, обязательное включение пальчиковой гимнастики и физкультминуток
Пальчиковая гимнастика проводится в течение 3 в начале занятия или в середине занятия в форме физкультминутки. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук («Погладим котенка») Далее даются задания на удержание позы кисти руки, сначала по подражанию, затем по речевой инструкции («Зайчик», «Кольцо», «Коза-дереза» и др.). Позже детям предлагаются упражнения, состоящие из серии последовательных движений («Пальчики здороваются»)
Работа с воспитателями:
Ведётся тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями, где прописаны комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения. Даются задания, которые воспитатели отрабатывают с ребёнком в вечернее время.
Работа с родителями:
Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования и планам индивидуальной коррекционной работы.
Проведение консультаций по темам: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?», «Профилактика речевых нарушений», «Как выполнять домашние задания логопеда»
Проводятся консультации через информацию, размещённую на стенде «Логопед советует».
Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий логопеда.
Как показывает мой практический опыт, только в этом случае родители могут выступать полноценными помощниками в коррекционной работе учителя-логопеда.
Мама ребёнка часто приходит на консультацию. Мама отзывчива, внимательно относится к нашим рекомендациям; проводит оздоровительные мероприятия: посетила невролога, планирует санаторное лечение. На мой взгляд, только совместная с родителями работа будет эффективной в данном случае.
В конце учебного года проводится итоговая диагностика результатов коррекционной работы. Затем проводятся консультации родителей по результатам коррекционной работы.
Результаты диагностики обсуждаются на консилиуме ДОУ; проводится анализ проведённой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
Педагогическая этика в работе с семьёй ребенка с особыми образовательными потребностями.
В статье подобран материал и литература по педагогической этике.Представлены ситуации, правила построения взаимодействия с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии....
Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями
Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....
СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....
Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности
Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...
Квест-игры в работе педагога с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье рассмотрен алгоритм создание квест-игры для детей....