Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности
статья по логопедии
Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_maltseva_o.n._klintsova_i.p.docx | 568.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
«Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022»
14-15 апреля 2022 года
«Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности»
Мальцева Ольга Николаевна,
учитель - логопед
Клинцова Ирина Петровна,
учитель - логопед,
1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию такие практические методики в работе учителя-логопеда, которые работают, нравятся дошкольникам и дают хорошие результаты.
2. Всем известны особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи. У них наблюдаются быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому педагогу необходимо постоянно искать инновационные пути решения этой проблемы. После долгих поисков мы нашли некоторые приемы и технологии, позволяющие более качественно проводить коррекционную работу.
3. Коррекция тяжёлых нарушений речи у дошкольников проводится учителем-логопедом комплексно, по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слог-слово-предложение-текст);
- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
- профилактика дисграфии и дислексии.
Мы наблюдаем также нарушения восприятия графического образа буквы, значение которого состоит в ее узнавании, определении составляющих ее элементов. Успешность формирования зрительного образа букв, в первую очередь, зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия.
4. Для коррекции данных нарушений и укрепления памяти нами используются разнообразные обучающие приемы, одним из которых является применение изографов.
Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, разной конфигурации и размера, различным образом расположенными в пространстве и в совокупности оптически похожими на предмет, название которого зашифровано. Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова.
5. Изографы позволяют:
- стимулировать развитие внимания, мышления, памяти;
- расширять и обогащать активный словарь, импрессивную речь детей, закреплять навыки словообразования;
- развивать наблюдательность, навык зрительного анализа и синтеза;
- совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух;
- тренировать пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез, сенсомоторную координацию.
6. При включении в работу с детьми с ТНР изографов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:
1. В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
2. Расшифровка изографа начинается с подробного рассматривания и нахождения всех букв, «спрятанных» в нём. Затем следует:
3. визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе;
4. составление слова;
5. выкладывание слова из букв разрезной азбуки;
6. записывание полученного слова в тетради печатными буквами;
7. называние букв и звуков слова;
8. определение гласных и согласных звуков;
9. разделение слова на слоги;
10. придумывание предложения со словом;
11. составление других слов из букв слова-изографа.
7,8 – фотографии
9. Уважаемые коллеги, вашему вниманию, предлагается несколько вариантов изографов. (Маяк, кошка, художник). Попробуйте расшифровать предлагаемые изографы, пользуясь последовательностью операций.
10. Итак, на собственном опыте вы убедились, что включение наглядных моделей в процесс обучения стимулирует познавательную активность, расширяет и обогащает активный словарь, импрессивную и связную речь, закрепляет навыки словообразования. В данном приеме заложен и огромный творческий потенциал для педагога – создание авторских изографов.
11. Еще одним способом, способствующим повышению интереса у дошкольников, является перку́ссия (лат. percussio, буквально - нанесение ударов, постукивание).
Перкуссия - медицинский термин. Как самостоятельный метод диагностики ее стал использовать австрийский врач Леопольд Ауэнбруггер, а физическое обоснование перкуссии было дано чешским врачом Йозефом Шкодой в 1839 году. Этот метод заключается в простукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом.
Перкуссия – это и название ударных инструментов, и игры на них. Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки и т. д.).
12. Детская перкуссия - это шумовые и перкуссионные музыкальные инструменты, небольшого размера: это шейкеры, маракасы, треугольники, тамбурины. 13. Кроме того, мы знакомим детей с боди перкуссией - новым музыкальным направлением, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента. Она помогает не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Искусство «играть музыку» без использования инструментов способно развить чувство ритма у детей, навыки слушания и взаимодействия через ритмические композиции, улучшает умение импровизировать. «Боди перкуссия» знакома нам всем с детства, вот только называлось оно совершенно по-другому – «ладушки», «танец маленьких утят» – многие детские танцы и игры, направленные на развитие координации и владения собственным телом. Это притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки ладонями, щелчки пальцами.
14. Начинать использование перкуссии в работе с дошкольниками с ТНР следует с отбивания простых ритмических рисунков ладонями, после этого можно добавлять различные вариации с притопами и щелчками на свой вкус. Какие основные задачи мы ставим перед собой здесь? Мы планируем:
- развивать восприятие ритмических особенностей родной речи через взаимодействие с собственным телом и музыкальными инструментами;
- облегчать усвоение грамматической структуры слова (проговаривать слова по слогам, не пропуская отдельных звуков и целых слогов);
- формировать устойчивый интерес к музыкальному исполнению.
15. Еще одним интересным приемом в работе с детьми ТНР является применение оригинального учебно - игрового пособия «Волшебные гонзики», решающего следующие задачи:
- развивать связную монологическую речь, умение вести диалог, расширять и обогащать активный словарь;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, образное мышление, актерские навыки;
- воспитывать усидчивость;
- регулировать эмоциональное состояние, например, ребёнка с РАС.
16. Гонзики помогают превратить любое развивающее занятие в веселую увлекательную игру, которая обязательно понравится детям. Вот лишь несколько заданий, которые могут выполняться с их участием:
- чтение стихов - диалогов по ролям и выполнение несложных движений наподобие пальчиковой гимнастики. Используются стихотворения Саши Черного, О. Александровой, М. Дружининой и др. детских поэтов;
- молчаливые игры, основанные на принципе зеркального отражения (дети повторяют за взрослым движения пальчиков, изображают эмоции);
- игровые упражнения для развития мелкой моторики;
- театрализованные упражнения и сценки.
17. Лучшие учебные материалы по использованию данного приема собраны в методическом пособии «Волшебные гонзики», составленный Анной Иосифовной Бурениной.
18. А сейчас предлагаем вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия с использованием гонзиков. (Видеофрагмент занятия с ребенком)
Вы видите, что применение игрового пособия повышает интерес у ребенка, который наряду с уже практически решенными логопедическими проблемами имеет еще и нарушения опорно – двигательного аппарата.
19. Поведем итог. Наглядное моделирование с помощью изографов, применение перкуссии, направленной на развитие координации и владение собственным телом, использование игрового пособия «Веселые гонзики» - перспективные направления в процессе коррекционно – развивающего обучения детей с ТНР, так как не только повышают интерес у дошкольников к работе над речевыми дефектами, но и развивают речевую, познавательную и творческую активность, навык самовыражения через слово и движение, чем повышает самооценку ребенка и способствует его социально – коммуникативному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"
В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...
Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...
Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...
Презентация "Особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности".
В презентации отражены особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности....
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА " Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями"
ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ...
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.
Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....