«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» Конспект (технологическая карта) интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие в зимний лес» (для детей 4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект (технологическая карта) интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие в зимний лес» (для детей 4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starkova_nv._nod_konspekt_tehnologicheskaya_karta.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 «Теремок» ЯМР
Конспект (технологическая карта)
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
на тему «Путешествие в зимний лес»
(для детей 4-5 лет)
Подготовила: Старкова Наталия Вадимовна
воспитатель
г. Ярославль 2020 год
Вид образовательной деятельности | Тематическая, интегрированная | |
Форма организации образовательной деятельности | Занятие-путешествие | |
Форма организации детей | По количеству детей: подгрупповая, которая включала совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей. По местоположению детей: свободное передвижение по групповому помещению, практическая (продуктивная) деятельность - сидя за столом парами; По видам деятельности: чередование различных видов деятельности (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная). | |
Цель: | Формирование представлений о зайце и способах его изображения, передавая особенности его строения (части тела, их форму, соотношение по величине) и размещения в пространстве. | |
Задачи: | Образовательные | Формировать умение рисовать округлые формы слева направо, не отрывая руки от бумаги слитной линией; закрашивать краской, не выходя за контур. Формировать представления о сезонных изменениях в природе, в жизни диких животных (зайцев), их повадках, внешнем виде. |
Развивающие | Развивать координацию в системе «глаз-рука». Развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, память, воображение. Развивать диалогическую форму речи, активизировать словарь детей. | |
Воспитательные | Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать чувство взаимопомощи, желание передавать радость другим. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | |
Образовательные области |
| |
Педагогические технологии | Личностно-ориентированные: создавать условия, чтобы ребенок имел возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него; педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры. Элементы здоровьесберегающи технологий: смена двигательной активности, чередование различных видов деятельности, динамическая пауза, физкультминутка, пальчиковая гимнастика Развивающее обучение: ребёнок – полноценный субъект деятельности, субъект своего развития (активно-деятельностный тип обучения), соблюдение меры трудности и преодоление препятствий («зона ближайшего развития»), принцип сотрудничества Проблемное обучение: проблемные вопросы: почему зайчик плачет? легко ли их было сосчитать? почему? | |
Методы и приёмы | Игровые | Методы и приёмы: игровая ситуация, сюрпризный момент, обыгрывание игрушки |
Словесные | Методы и приёмы: беседа, художественное слово, вопросы (мотивирующие (побуждающие к действию), наводящие (направляющие), уточняющие, проблемные, оценочно-рефлексивные), объяснение, словесная инструкция, педагогическая оценка | |
Наглядные | Методы и приёмы: рассматривание игрушки, показ способов выполнения | |
Практические | Методы и приёмы: показ способов выполнения, оказание помощи, совместные действия воспитателя и ребёнка | |
Ресурсы, материалы, оборудование | Технические средства обучения | музыкальный центр |
Демонстрационный материал | игрушки-зайцы (серый и белый), панно «Зайцы спрятались в лесу» | |
Раздаточный материал | тонированные листы бумаги, ёмкости с водой, краски гуашь (белая и чёрная), кисти № 5, № 3 подставки под кисти, тряпочка для промакивания | |
Тематическое оборудование | тематическое оформление части группового помещения (зимний лес) | |
Предварительная работа | чтение художественных произведений на зимнюю тематику (стихотворений, рассказов, сказок); - беседы на темы: «Зима», «Как дикие животные готовятся к зиме»; - продуктивная деятельность (лепка, аппликация) по теме; - рассматривание картинок, открыток, иллюстраций с изображением зайца. | |
Индивидуальный, дифференцированный подход | Обратить внимание как держит кисточку ХХХХХ., ХХХХХ. Обратить внимание как закрашивает овальную форму ХХХХХ, ХХХХХ. Помочь нарисовать овал ХХХХХ….Стимулировать речь ХХХХХ.., ХХХХХ. чтобы они отвечали на вопросы полными предложениями. | |
Планируемый (прогнозируемый) результат | Ребята познакомятся со способами изображения зайчика и самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) его нарисуют. |
Технологическая карта НОД
№ | Этапы (структурные компоненты деятельности) | Содержание совместной образовательной деятельности | Виды детской деятельности | время |
1 | Организационный момент | Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостей - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. - А теперь посмотрите на меня. Давайте улыбнемся друг другу. У вас хорошее настроение? А вы любите путешествовать? Хотите отправиться в путешествие? Давайте вместе три раза хлопнем в ладоши: «Раз, два, три, путешествовать пошли!». (играет музыка) | Коммуника-тивная | 1 мин |
2 | «Вхождение в тему» (мотивация совместной деятельности) беседа, динамическая пауза | Воспитатель: - Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (в лес) - А какое время года? (зима) - Как вы узнали? Почему? (потому что в лесу всё белое, лежит снег) - Если время года – зима, значит, мы с вами попали в какой лес? (в зимний) Воспитатель: - Вы рады приходу зимы? (ответы детей) - А почему вы любите зиму? (зимой наступает Новый год, Дед Мороз дарит подарки, …). - А какие игры вы любите зимой? (хоккей, кидаться снежками, лепить снеговика) - На чем можно кататься зимой? (на коньках, на лыжах, на санках, на ледянках). - И в лесу все звери рады приходу зимы! (звук плача) Ой, вы слышите, кто-то плачет? Давайте посмотрим! Воспитатель подводит детей к пеньку, из-за которого выглядывают уши зайчика, обращает внимание детей: - Ой, как вы думаете, кто здесь плачет? (зайчик). Как вы догадались? (у зайчика длинные уши) Воспитатель берет игрушку в руки. Воспитатель: «Заяц лёг на бугорок, Подремать решил часок, А пока он сладко спал, Белый снег на землю пал. Вот проснулся заяц серый, Удивился, в чем же дело?» Воспитатель: - Ребята, почему же зайчик удивился? (заяц не успел подготовиться к зиме, не успел поменять шубку) - Как же он готовится к зиме? (меняет серую шубку на белую) - Для чего зайчик меняет свою шубку (спасается от диких зверей: волка, лисы) - Посмотрите на эту картину (на белом фоне белые зайцы) здесь спрятались зайчики от волка и лисы? Сколько их? Кто хочет сосчитать? (ребенок подходит к мольберту и считает). - Почему зайчиков трудно сосчитать? (зайчики белые и снег белый) - А наш зайчик серый….А как мы можем ему помочь? (нарисовать зайчика в белой шубке, поменять зайчику серую шубку на белую) - Но, прежде чем начнем рисовать, давайте немного поиграем. - Как вы думаете в зимнем лесу: тепло или холодно? - Давайте немного погреемся. Дети выполняют динамическую паузу: «Скок поскок, скок поскок. Прыгнул зайка на пенек. Зайке холодно сидеть Нужно лапочки погреть Лапки вверх, лапки вниз, На носочках поднялись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок поскок, А затем вприсядку, И не замерзнут лапки» (Движения по тексту стихотворения) Воспитатель: - Все согрелись? И зайчик наш согрелся, а теперь давайте его рассмотрим. | игровая коммуникативная игровая коммуникативная познавательно-исследовательская коммуникативная игровая двигательная | 10 мин |
3. | Показ способов изображения, использование подводящего диалога (беседы) практическая деятельность, пальчиковая гимнастика | Воспитатель с детьми рассматривают зайчика - Какой формы у зайца голова? (овальной) - Какие уши? (длинные) - Длинные ушки нужны, для того чтобы их вот так поднять и прислушаться – не крадется ли. Как вы думаете кто? (волк, лиса) - Что есть на мордочке? (глазки, носик, ротик) - Какие глазки? (маленькие, черненькие, круглые) - Какой носик? (маленький, черненький, кругленький) - Какой формы у зайца туловище? (овальной) - И голова овальной формы, и туловище овальной формы. А что больше: голова или туловище? - Сколько лапок у зайца? (четыре, две передние и две задние) - А какой у зайчика хвостик? (маленький, круглый) - А какого цвета шубка у зайчика? (серого) - А мы каким цветом нарисуем зайчика, чтобы его было не видно на снегу? (белым). - А теперь ребята присаживайтесь пожалуйста за столы. Посмотрите, как можно нарисовать зайчика. - Каким цветом я нарисую зайчика? (белым) - А у вас есть белая краска? Воспитатель показывает способы изображения, начиная с туловища зайца, располагая его в середине листа: Какую я беру кисточку? (пятерочку). Мою, споласкиваю, набираю краски какого цвета? (белую). Как вы думаете с чего я начну рисовать зайчика? (с туловища). Почему? (потому что самая большая часть). Нарисую туловища зайца, располагая его в середине листа (показала рукой) ставлю точечку и одной линией слева-направо, не отрывая руки рисую большой овал. Как надо правильно закрасить туловище? (длинными мазками в одну сторону, слева направо, не заезжая за края). - В верхней части туловища нарисую голову. Какой формы я нарисую голову? (овальную). Она по размеру меньше или больше, чем туловище? Как мы её закрасим? - Ушки будем рисовать длинные, прямой линией сверху-вниз к голове. - Глазки и носик сразу нарисуем? (нет) Почему? (краска ещё не высохла, чтобы краска не растеклась) - С одной стороны туловища расположена голова. А с другой стороны? (хвостик) Какой у зайчика хвостик? (маленький, круглый). Правильно, хвостик нарисуем маленький, кругленький. - А что еще не нарисовала? (лапы) Воспитатель обращает внимание детей на то, что мы видим зайчика сбоку. Сколько лапок у зайчика видно? (две: одна передняя и одна задняя). Посмотрите каким способом я рисую лапки? - Воспитатель обращает внимание детей на то, что у зайца два глаза, а если посмотрим на зайчика сбоку, то сколько видим глаз? (один) Мы рисуем зайца сбоку, поэтому сколько мы нарисуем глаз? (только один глаз). А каким цветом можно нарисовать? (черным). Глаз маленький (голосом) значит какую кисточку возьмем? (троечку). И нарисуем глаз. Вот так (показывает). Красивый получился зайчик? (Да). Хотите нарисовать такого же зайчика? (Да) - Прежде, чем вы сами начнете рисовать, давайте встанем (за стульчиком) и разомнем наши пальчики. Зайка под кустом сидит, И ушами шевелит, вот так, вот так он ушами шевелит, Зайка, зайка где твой дом? За, за, за большим кустом. Молодцы. А теперь присаживаемся на свои места. Воспитатель: - С чего мы начнем рисовать зайчика? (с туловища). -Давайте покажем в воздухе, как мы будем рисовать туловище. (закрепление в воздухе) Но сначала возьмем какую кисточку? Как следует смочим водой в какой баночке? (в баночке с красными кружочками), а споласкиваю в какой баночке? (с зелеными кружочками) Возьмем правильно кисточку, как правильно нужно держать кисточку? - около железной юбочки (воротничка). Набираем краску какого цвета? (белую). Рисуем овал в середине листа. А теперь можете приступать к работе. (играет спокойная музыка) - Молодцы, закрашиваем аккуратно. Длинными мазками. А теперь мы что нарисуем? Как будем рисовать уши? (прямыми линиями сверху-вниз) Дети рисуют зайца, проговаривая все этапы рисования. В процессе рисования воспитатель выполняет индивидуальный подход к детям. Тем детям, которые быстро нарисовали зайца, воспитатель предлагает нарисовать сугроб, дорожку падающий снег). После работы воспитатель напоминает детям, что надо аккуратно вымыть кисточки, промокнуть о тряпочку и положить на подставку. | познавательно-исследова-тельская коммуника-тивная Коммуника-тивная Коммуника-тивная Двигатель-ная Изобрази-тельная | 12 мин |
4. | Анализ продукта деятельности (образовательного результата) | Воспитатель любуется работами детей, обращая внимание на индивидуальность каждого рисунка. Воспитатель: «Какие вы все молодцы, зайчик, зайчик (воспитатель берет зайчика) посмотри какие красивые получились рисунки. От лица зайчика хвалю: Ой, какие у вас белые получились зайчата. Молодцы ребята. Воспитатель: Ребята посмотрите, что произошло с зайчиком? (он стал белым) | Коммуника-тивная | 1 мин |
5. | Подведение итога образовательной деятельности, систематизация знаний | Воспитатель от лица зайчика: «Был я сер, а стал я бел, кто меня переодел?» - Ребята, а кто переодел зайчика? (мы помогли) - Ребята, как мы помогли зайчику? (нарисовали зайчику белую шубку) Давайте себе похлопаем. | коммуникативная игровая | 0,5 мин |
6. | Рефлексия | Рефлексия от лица персонажа: - Спасибо вам, ребята, за помощь, теперь мне не страшны ни волк, ни лиса. Я вам хочу подарить угощение (например, шоколадные шишки). | коммуникативная игровая | 0,5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности на основе ФГОС ДО для детей старшей группы "Дымковская игрушка"
Формироывание у детей интереса к русской народной игрушке...
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группы Тема: «Домашние животные»
Образовательная область: «Познание»Тема: «Домашние животные»Интеграция видов деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социаль...
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельностиТема: "На поиски радуги"(подготовительная к школе группа)...
"Путешествие в ФиксиГород" Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности с применением квест-технологии в средней группе (4-5 лет) общеразвивающей направленности
Конспект интегрированной НОД по ПДД для детей среднего возраста (4-5 лет) группы общеразвивающей направленности "Путешествие в ФиксиГород".НОД с использованием квест-технологии, а также ИКТ ...
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Материал для закрепления пройденного материала для детей подготовительной к школе группы...
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Народная игрушка»
Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Народная игрушка»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи для детей подготовительной к школе группы Тема: КВН «Экономический цветик-семицветик»
Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитиеЦель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их ...