«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» Конспект (технологическая карта) интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие в зимний лес» (для детей 4-5 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Старкова Наталия Вадимовна

Конспект (технологическая карта) интегрированной непосредственно образовательной деятельности  на тему «Путешествие в зимний лес» (для детей 4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starkova_nv._nod_konspekt_tehnologicheskaya_karta.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 «Теремок» ЯМР

Конспект (технологическая карта)

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

на тему «Путешествие в зимний лес»

(для детей 4-5 лет)

Подготовила: Старкова Наталия Вадимовна

воспитатель

г. Ярославль 2020 год


Вид образовательной деятельности

Тематическая, интегрированная

 Форма организации образовательной деятельности

Занятие-путешествие

Форма организации детей

По количеству детей: подгрупповая, которая включала совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей.

По местоположению детей: свободное передвижение по групповому помещению, практическая (продуктивная) деятельность - сидя за столом парами;

По видам деятельности: чередование различных видов деятельности (коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная).

Цель:

Формирование представлений о зайце и способах его изображения, передавая особенности его строения (части тела, их форму, соотношение по величине) и размещения в пространстве.

Задачи:

Образовательные

Формировать умение рисовать округлые формы слева направо, не отрывая руки от бумаги слитной линией; закрашивать краской, не выходя за контур.

Формировать представления о сезонных изменениях в природе, в жизни диких животных (зайцев), их повадках, внешнем виде.

Развивающие

Развивать координацию в системе «глаз-рука».

Развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, память, воображение.

Развивать диалогическую форму речи, активизировать словарь детей.

Воспитательные

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Воспитывать чувство взаимопомощи, желание передавать радость другим.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Образовательные области

  • «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

Педагогические технологии

Личностно-ориентированные: создавать условия, чтобы ребенок имел возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него; педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.

Элементы здоровьесберегающи технологий: смена двигательной активности, чередование различных видов деятельности, динамическая пауза, физкультминутка, пальчиковая гимнастика

Развивающее обучение: ребёнок – полноценный субъект деятельности, субъект своего развития (активно-деятельностный тип обучения), соблюдение меры трудности и преодоление препятствий («зона ближайшего развития»), принцип сотрудничества

Проблемное обучение: проблемные вопросы: почему зайчик плачет? легко ли их было сосчитать? почему?

Методы и приёмы

Игровые

Методы и приёмы: игровая ситуация, сюрпризный момент, обыгрывание игрушки

Словесные

Методы и приёмы: беседа, художественное слово, вопросы (мотивирующие (побуждающие к действию), наводящие (направляющие), уточняющие, проблемные, оценочно-рефлексивные), объяснение, словесная инструкция, педагогическая оценка

Наглядные

Методы и приёмы: рассматривание игрушки, показ способов выполнения

Практические

Методы и приёмы: показ способов выполнения, оказание помощи, совместные действия воспитателя и ребёнка

Ресурсы, материалы, оборудование

Технические средства обучения

музыкальный центр

Демонстрационный материал

игрушки-зайцы (серый и белый), панно «Зайцы спрятались в лесу»

Раздаточный материал

тонированные листы бумаги, ёмкости с водой, краски гуашь (белая и чёрная), кисти № 5, № 3 подставки под кисти, тряпочка для промакивания

Тематическое оборудование

тематическое оформление части группового помещения (зимний лес)

Предварительная работа

чтение художественных произведений на зимнюю тематику (стихотворений, рассказов, сказок);

- беседы на темы: «Зима», «Как дикие животные готовятся к зиме»;

- продуктивная деятельность (лепка, аппликация) по теме;

- рассматривание картинок, открыток, иллюстраций с изображением зайца.

Индивидуальный, дифференцированный подход

Обратить внимание как держит кисточку ХХХХХ., ХХХХХ. Обратить внимание как закрашивает овальную форму ХХХХХ, ХХХХХ.   Помочь нарисовать овал ХХХХХ….Стимулировать речь ХХХХХ.., ХХХХХ. чтобы они отвечали на вопросы полными предложениями.

Планируемый (прогнозируемый) результат

Ребята познакомятся со способами изображения зайчика и самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) его нарисуют. 

Технологическая карта НОД

Этапы

(структурные компоненты деятельности)

Содержание совместной образовательной деятельности

Виды детской деятельности

время

1

Организационный момент

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостей

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- А теперь посмотрите на меня. Давайте улыбнемся друг другу. У вас хорошее настроение? А вы любите путешествовать? Хотите отправиться в путешествие? Давайте вместе три раза хлопнем в ладоши: «Раз, два, три, путешествовать пошли!». (играет музыка)

Коммуника-тивная

1 мин

2

«Вхождение в тему»

(мотивация совместной деятельности)

беседа, динамическая пауза

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (в лес)

- А какое время года? (зима)

- Как вы узнали? Почему? (потому что в лесу всё белое, лежит снег)

- Если время года – зима, значит, мы с вами попали в какой лес? (в зимний)

Воспитатель:

 - Вы рады приходу зимы? (ответы детей)

- А почему вы любите зиму? (зимой наступает Новый год, Дед Мороз дарит подарки, …).

- А какие игры вы любите зимой? (хоккей, кидаться снежками, лепить снеговика)

- На чем можно кататься зимой? (на коньках, на лыжах, на санках, на ледянках).

- И в лесу все звери рады приходу зимы! (звук плача) Ой, вы слышите, кто-то плачет?  Давайте посмотрим!

Воспитатель подводит детей к пеньку, из-за которого выглядывают уши зайчика, обращает внимание детей:

- Ой, как вы думаете, кто здесь плачет? (зайчик). Как вы догадались? (у зайчика длинные уши)

 Воспитатель берет игрушку в руки.

Воспитатель:

«Заяц лёг на бугорок,

Подремать решил часок,

А пока он сладко спал,

Белый снег на землю пал.

Вот проснулся заяц серый,

Удивился, в чем же дело?»

Воспитатель:

- Ребята, почему же зайчик удивился? (заяц не успел подготовиться к зиме, не успел поменять шубку)

- Как же он готовится к зиме? (меняет серую шубку на белую)

- Для чего зайчик меняет свою шубку (спасается от диких зверей: волка, лисы)

- Посмотрите на эту картину (на белом фоне белые зайцы) здесь спрятались зайчики от волка и лисы? Сколько их? Кто хочет сосчитать? (ребенок подходит к мольберту и считает).

- Почему зайчиков трудно сосчитать? (зайчики белые и снег белый)

- А наш зайчик серый….А как мы можем ему помочь? (нарисовать зайчика в белой шубке, поменять зайчику серую шубку на белую)

- Но, прежде чем начнем рисовать, давайте немного поиграем.

- Как вы думаете в зимнем лесу: тепло или холодно?

- Давайте немного погреемся.

Дети выполняют динамическую паузу:

«Скок поскок, скок поскок.

Прыгнул зайка на пенек.

Зайке холодно сидеть

 Нужно лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках поднялись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок поскок,

А затем вприсядку,

И не замерзнут лапки» (Движения по тексту стихотворения)

Воспитатель:

- Все согрелись? И зайчик наш согрелся, а теперь давайте его рассмотрим.

игровая

коммуникативная

игровая

коммуникативная

познавательно-исследовательская

коммуникативная

игровая

двигательная

10 мин

3.

Показ способов изображения, использование подводящего диалога

(беседы) практическая деятельность,

пальчиковая гимнастика

Воспитатель с детьми рассматривают зайчика

- Какой формы у зайца голова? (овальной)

- Какие уши? (длинные)

- Длинные ушки нужны, для того чтобы их вот так поднять и прислушаться – не крадется ли. Как вы думаете кто? (волк, лиса)

- Что есть на мордочке? (глазки, носик, ротик)

- Какие глазки? (маленькие, черненькие, круглые)

- Какой носик? (маленький, черненький, кругленький)

- Какой формы у зайца туловище? (овальной)

- И голова овальной формы, и туловище овальной формы. А что больше: голова или туловище?

- Сколько лапок у зайца? (четыре, две передние и две задние)

- А какой у зайчика хвостик? (маленький, круглый)

- А какого цвета шубка у зайчика? (серого)

- А мы каким цветом нарисуем зайчика, чтобы его было не видно на снегу? (белым).

- А теперь ребята присаживайтесь пожалуйста за столы. Посмотрите, как можно нарисовать зайчика.

- Каким цветом я нарисую зайчика? (белым)

- А у вас есть белая краска?

Воспитатель показывает способы изображения, начиная с туловища зайца, располагая его в середине листа:

Какую я беру кисточку? (пятерочку). Мою, споласкиваю, набираю краски какого цвета? (белую). Как вы думаете с чего я начну рисовать зайчика? (с туловища). Почему? (потому что самая большая часть). Нарисую туловища зайца, располагая его в середине листа (показала рукой) ставлю точечку и одной линией слева-направо, не отрывая руки рисую большой овал. Как надо правильно закрасить туловище? (длинными мазками в одну сторону, слева направо, не заезжая за края).

- В верхней части туловища нарисую голову. Какой формы я нарисую голову? (овальную). Она по размеру меньше или больше, чем туловище? Как мы её закрасим?

- Ушки будем рисовать длинные, прямой линией сверху-вниз к голове.

- Глазки и носик сразу нарисуем? (нет) Почему? (краска ещё не высохла, чтобы краска не растеклась)

- С одной стороны туловища расположена голова. А с другой стороны? (хвостик) Какой у зайчика хвостик? (маленький, круглый). Правильно, хвостик нарисуем маленький, кругленький.

- А что еще не нарисовала? (лапы) Воспитатель обращает внимание детей на то, что мы видим зайчика сбоку. Сколько лапок у зайчика видно? (две: одна передняя и одна задняя). Посмотрите каким способом я рисую лапки?

- Воспитатель обращает внимание детей на то, что у зайца два глаза, а если посмотрим на зайчика сбоку, то сколько видим глаз? (один) Мы рисуем зайца сбоку, поэтому сколько мы нарисуем глаз? (только один глаз). А каким цветом можно нарисовать? (черным). Глаз маленький (голосом) значит какую кисточку возьмем? (троечку). И нарисуем глаз. Вот так (показывает). Красивый получился зайчик? (Да). Хотите нарисовать такого же зайчика? (Да)

- Прежде, чем вы сами начнете рисовать, давайте встанем (за стульчиком) и разомнем наши пальчики.

Зайка под кустом сидит,

И ушами шевелит, вот так, вот так он ушами шевелит,

Зайка, зайка где твой дом?

За, за, за большим кустом.

Молодцы. А теперь присаживаемся на свои места.

Воспитатель:

- С чего мы начнем рисовать зайчика? (с туловища).

-Давайте покажем в воздухе, как мы будем рисовать туловище. (закрепление в воздухе)

Но сначала возьмем какую кисточку? Как следует смочим водой в какой баночке? (в баночке с красными кружочками), а споласкиваю в какой баночке? (с зелеными кружочками) Возьмем правильно кисточку, как правильно нужно держать кисточку? - около железной юбочки (воротничка). Набираем краску какого цвета? (белую). Рисуем овал в середине листа.

А теперь можете приступать к работе. (играет спокойная музыка)

- Молодцы, закрашиваем аккуратно. Длинными мазками. А теперь мы что нарисуем? Как будем рисовать уши? (прямыми линиями сверху-вниз)

Дети рисуют зайца, проговаривая все этапы рисования.

В процессе рисования воспитатель выполняет индивидуальный подход к детям. Тем детям, которые быстро нарисовали зайца, воспитатель предлагает нарисовать сугроб, дорожку падающий снег).

После работы воспитатель напоминает детям, что надо аккуратно вымыть кисточки, промокнуть о тряпочку и положить на подставку.

познавательно-исследова-тельская

коммуника-тивная

Коммуника-тивная

Коммуника-тивная

Двигатель-ная

Изобрази-тельная

12 мин

4.

Анализ продукта деятельности (образовательного результата)

Воспитатель любуется работами детей, обращая внимание на индивидуальность каждого рисунка. Воспитатель: «Какие вы все молодцы, зайчик, зайчик (воспитатель берет зайчика) посмотри какие красивые получились рисунки.

От лица зайчика хвалю: Ой, какие у вас белые получились зайчата. Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что произошло с зайчиком? (он стал белым)

Коммуника-тивная

1 мин

5.

Подведение итога образовательной деятельности, систематизация знаний

Воспитатель от лица зайчика:

«Был я сер, а стал я бел, кто меня переодел?»

- Ребята, а кто переодел зайчика? (мы помогли)

- Ребята, как мы помогли зайчику? (нарисовали зайчику белую шубку)

Давайте себе похлопаем.

коммуникативная

игровая

0,5 мин

6.

Рефлексия

Рефлексия от лица персонажа:

- Спасибо вам, ребята, за помощь, теперь мне не страшны ни волк, ни лиса. Я вам хочу подарить угощение (например, шоколадные шишки).

коммуникативная

игровая

0,5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группы Тема: «Домашние животные»

Образовательная область: «Познание»Тема: «Домашние животные»Интеграция видов деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социаль...

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельностиТема: "На поиски радуги"(подготовительная к школе группа)...

"Путешествие в ФиксиГород" Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности с применением квест-технологии в средней группе (4-5 лет) общеразвивающей направленности

Конспект интегрированной НОД по ПДД для детей среднего возраста (4-5 лет) группы общеразвивающей направленности "Путешествие в ФиксиГород".НОД с использованием квест-технологии, а также ИКТ ...

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Материал для закрепления пройденного материала для детей подготовительной к школе группы...

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Народная игрушка»

Технологическая карта  интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Народная игрушка»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи для детей подготовительной к школе группы Тема: КВН «Экономический цветик-семицветик»

Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитиеЦель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их ...