ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи для детей подготовительной к школе группы Тема: КВН «Экономический цветик-семицветик»
материал (подготовительная группа)

Кондакова Наталья Владимировна

Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитие

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие

В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран.

Учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа

Развивающие:

Формировать представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека;

Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Способствовать формированию  связанной  речи.

Развивать зрительную память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

Оборудование и материалы: копилки с эмблемами "Знатоки" и  "Экономы"; цветик-семицветик из картона; картинки с изображением купюр и флагов разных стран; разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар"; мольберты; монеты из бумаги; подносы; мяч;  2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; галстуки красного и зеленого цвета; угощение для ребят.

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик", рассматривание денег разных стран,  загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о  семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека".

Перед КВН  предложить детям выбрать и завязать на шею галстуки  красного и зеленого цвета, чтобы в нужный момент быстро разделить детей на команды.

Планируемые результаты:

- в игровой занимательной форме закрепляется у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран;

-умеют  дети  пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.

-формируется  представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека;

-развивается сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

-формируется уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

 -формируется  связанная  речь и развивается зрительная память, воображение

-воспитываются эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности финансового характера.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Полевского городского округа «Детский сад № 51»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

интегрированной непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию « развитие финансовой грамотности » и развитие речи
для детей подготовительной к школе группы
Тема: КВН  «Экономический цветик-семицветик»
                           

                                                                                                                                                   

Составила:Кондакова Н.В.

Образовательные области:речевое развитие ,познавательное развитие

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие

В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран.

Учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа

Развивающие:

Формировать представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека;

Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Способствовать формированию  связанной  речи.

Развивать зрительную память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

Оборудование и материалы: копилки с эмблемами "Знатоки" и  "Экономы"; цветик-семицветик из картона; картинки с изображением купюр и флагов разных стран; разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар"; мольберты; монеты из бумаги; подносы; мяч;  2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; галстуки красного и зеленого цвета; угощение для ребят.

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик", рассматривание денег разных стран,  загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о  семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека".

Перед КВН  предложить детям выбрать и завязать на шею галстуки  красного и зеленого цвета, чтобы в нужный момент быстро разделить детей на команды.

Планируемые результаты:

- в игровой занимательной форме закрепляется у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран;

-умеют  дети  пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.

-формируется  представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека;

-развивается сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

-формируется уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

 -формируется  связанная  речь и развивается зрительная память, воображение

-воспитываются эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности финансового характера.

Ход взаимодействия

Части, этапы

(последова-тельность) деятельности

Задачи этапа

Действия, деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Действия, деяте

льность детей,

выполнение, которой  приведет к достижению запланирова-нных результатов

Плани

руемый результат

1.

Организационно-мотивацион-ный этап

(3 мин)

Создание у детей положи-тельного эмо-ционального настроя и направленного внимания на предс

тоящую деятельность

Способство-вать формирова

нию  связанной  речи

Игра – приветствие «Круг друзей»

Воспитатель: Встанем в круг скорее дружно,

  Поздороваться нам нужно. Говорю вам всем: «Привет» -

 Улыбнись мне в ответ.

 Здравствуй, правая рука,

 Здравствуй левая рука!

 Здравствуй друг, здравствуй друг,

  Здравствуй весь наш дружный круг!

 Воспитатель:Ребята, вы помните сказку "Цветик-семицветик"?

 В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветик-семицветик, и Женя смогла исполнить семь своих желаний. Сегодня нам подарила такой цветок Фея экономических наук.

Это удивительный цветок: на каждом его лепестке Фея написала нам необычные задания. А вот её пожелание:

По моему хотению,

По моему велению

 Сделай детей умными

 И экономически грамотными!

Игровой:

Сло-весный

Нагля

дный

 Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом

Дети рассказывают сказку

создание эмоционального настроя, интереса к предстоящей деятельности

Формируется связанная речь

2.

Основной этап

(20мин)

Развивать сообразительность и самостоятельность мышления,

Воспитатель: Сегодня будут соревноваться между собой две команды.

 Ребята с красным  галстуком, садятся за один стол, вы будете командой "Знатоки".

- Дети у которых зеленый галстук, садятся за другой стол, вы будете командой "Экономы".

Воспитатель: Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы еще раз об этом поговорим, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре  вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем отрывать лепестки цветика-семицветика, но прежде, давайте вспомним правила игры КВН:

• Слушаем внимательно вопрос;

• Обсуждаем и даем ответ;

• Не кричим - это главное правило;

• За полный, правильный ответ зарабатываем монету;

• Побеждает та команда, у которой больше монет;

Все вопросы, загадки, задания будут касаться финансов,денег,зарплаты….

Воспитатель: Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Приступаем!

Сло-весный

Нагляд-ный

Дети отвечают на вопросы

Дети садятся

за стол

развивается зрительная память, мышление, воображение;

 умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
развивать зрительную

2.1

Практи-ческий этап

Игра «Разложи монеты по порядку»

Физкультми-нутка

Игра "Хочу и надо"

Игра «Да - нет!»

Умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.развивать зрительную память,мышление ,воображение

В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран.

Воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности

Формировать двига-тельную активность

Формировать представ-ление о потребно-стях, как желаниях и нуждах человека;

 учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа

Формировать уважи-тельное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Воспитывать  эмо-ционально – положи-тельное отношение и интерес к деятельности финансового характера

Воспитатель:   Отрываем первый лепесток:

  Лети, лети, лепесток,

   Через запад на восток,

 Через север, через юг,

   Возвращайся, сделав круг.

  Лишь коснёшься ты земли,

   Быть нам знайками вели!

Воспитатель: Для вас ребята вопрос  от Феи экономических наук:

   Бывают они медные, блестящие, бумажные,

   Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Воспитатель: Какие они бывают?

Воспитатель: Еще какие деньги?

Игра «Разложи монеты по порядку»

1, 5, 10,50                 1,2,5,10

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:Отрываем второй лепесток.

- Фея экономических наук предлагает вам вспомнить, как называются Российские деньги?

Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?

Воспитатель: Задание для команд "Узнай деньги разных стран". Выполнять задания вы будете парами.  

  Воспитатель раскладывает на столах для детей картинки с изображением купюр разных стран (России, США, Германии, Франции) и изображения флагов этих стран. Необходимо подобрать в пару к каждой купюре флаг той страны, где пользуются этими деньгами; сказать, как называются деньги, назвать страну.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильно выполненное задание)

Воспитатель:   Отрываем третий лепесток.

- Фея экономических наук, предлагает нам поговорить о том, что можно купить за деньги -  о товаре.

Воспитатель: Ребята, а что такое товар?

Воспитатель: А кто изготавливает товары?

Воспитатель: А где мы приобретаем товары?

Воспитатель: Задание для команд называется "Товар или услуга?».

Педагог обращает внимание детей на конверты, которые лежат перед ними на столах. В конвертах разрезные картинки, на которых изображены предметы: яблоко, носки, неваляшка, кровать, помидор, машина, стол, свитер; и люди разных профессий: дворник, полицейский, продавец, строитель, парикмахер, дрессировщик, балерина, доктор.

- Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их. В конце игры дети из каждой команды по очереди называют что или кто изображен: например, на картинке изображено яблоко - это товар или на картинке изображен парихмахер, он предоставляет услугу.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильные ответы)

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5    (шагаем на месте)

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5    (сгибаем и разгибаем) пальцы рук

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (загибаем мизинец и     безымянный)

Третья монетка одежду купить  (загибаем средний палец)

На четвертую монетку будем есть и пить   (загибаем указательный палец)

Ну а пятую дружок,  

пока спрячем в кошелёк    (прячем большой палец в кулак)

Воспитатель:   Отрываем пятый лепесток.

А сейчас мы с вами поговорим о том,  без чего человек не может жить:

 Этим словом предметы называют.

  Это слово, например, означает:

 Дом, одежду, обувь, воду,

 Свет, тепло и чистый воздух,

  Телевизор, самокат, конфету-

  Все нам в жизни нужно это!

  Что же это?

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Воспитатель:   Задание от Феи экономических наук для команд: посмотрите на доску, найдите среди всех изображений и назовите важные  потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить (изображения планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.

Дети:

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.

 -Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей.

-У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.

Воспитатель: Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:   Отрываем шестой лепесток.

-Ребята, была ли у вас такая ситуация:  вы идете домой из детского сада и просите у мамы что-нибудь купить, а мама вам не покупает?

Воспитатель: Как вы думаете, почему не покупает?

Воспитатель: Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджетподсчитать доходы и расходыВ каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет.

 А что такое семейный бюджет?

Воспитатель: Фея экономических наук предлагает командам помочь родителям распределить семейный бюджет и поиграть в игру "Хочу и надо". Перед каждой командой находится схема  потребностей и пять монет. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям «надо» или к желаниям «хочу»На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают  сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

     В конце игры вызываются дети из каждой команды, которые объясняют, как был распределен семейный бюджет: сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета, а когда уплачено за все жизненно важные потребности, можно купить, что хочется или отложить на следующую покупку. 

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:   Отрываем седьмой лепесток.

- Фея экономических наук предлагает вам вспомнить, как можно экономить деньги в семье.

Воспитатель:  Ребята, а откуда мы деньги берем?

Воспитатель:  А бабушки и дедушки?

Воспитатель:   А братья и сестры, которые учатся в колледжах, университетах, институтах?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да - нет!»  Я буду по очереди для каждой команды говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет".

-  Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

-Чаще обедайте в кафе.

- Проси у родителей подарки к каждому празднику.

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу.

-Бережно относитесь к своим вещам.

-Чаще пользуйтесь услугами такси.

-Старайся больше ходить пешком.

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

-Не лей понапрасну воду из - под крана.

-Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

(Воспитатель подводит итог, раздает монетки)

Наглядный:

Показ

Практический:

Выполнение упражнений.

Игровой

Словесный

Наглядный

Нагля-

дный

Сло-весный

Ответ детей: Деньги.

Ответ детей: Металлические деньги – монеты и бумажные купюры.

Ответ детей: Электрон-ные деньги – пластиковая карта.

Дети раскладывают монеты

Ответ детей: Рубли.

Дети: Валюта.

Выполняют задание в паре

Дети выполняют задание

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Ответы детей: Люди разных профессий.

Ответы детей: На рынке, в магазине, в торговых центрах, киосках.

Дети достают из конвертов разрезные картинки и собирают и

Движения выполняются в соответствии с текстом

Ответ детей: Потреб

ности.

Ответы детей

Дети: Да.

Ответы детей

Дети: Чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабаты-вают.

Дети: Это деньги, которые заработали все члены семьи.

Вызывают детей с каждой команды

Дети: Мамы и папы ходят на работу и получают зарплату.

Дети: Получают пенсию.

Дети: Получают стипендию.

Активно играют в игру

Уменют договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.развивать зрительную память,мышление ,воображение

воспитывается любознательность в процессе игровой деятельности.

Форми-руется двигательная активность

формировать представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека;

учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа

Формируется отношение к людям ,зарабатывающим деньги.

Воспитываются эмо-ционально – положи-тельное отношение и интерес к деятельности финансового характера.

3.

Заключи-тельный этап (4 мин)

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Фея экономических наук приготовила для вас  общую игру 

 -Ребята, а вы делали покупки самостоятельно?

Воспитатель: А все ли можно купить или обменять?

Дети: Нет

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Игра «Что нельзя купить за деньги?»

Команды выходите на ковер, становитесь в круг. Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот кому я брошу мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч воспитателю. Готовы?

Дети: Да.

     Воспитатель называет слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость.

Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания приготовила для вас Фея экономических наук?

Ответы детей.

Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю командам подсчитать свои монетки.

Сло-весный: беседа, Поощьре-ние

Дети: Да.

Угощение ребят сладкими призами.

Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности, установят практи-ческую значимость полученных знаний и опыта.

Обобщили полученные результаты

Результат:

- в игровой занимательной форме закрепляется у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран;

-умеют  дети  пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.

-формируется  представление о потребностях, как желаниях и нуждах человека;

-развивается сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

-формируется уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

 -формируется  связанная  речь и развивается зрительная память, воображение

-воспитываются эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности финансового характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом  с детьми подготовительной к школе группы ...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию "Профессий много на земле, выбирай любую" в подготовительной к школе группе с ТНР

НОД по ранней профориентации детей. Формировать представления детей о разных видах трудовой деятельности и о важном значении профессии в жизни человека....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Север - царство льда и снега» для детей подготовительной к школе группы

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на  Севере.Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, чт...