Проект «Русские валенки» для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприятие мира, то можно реагировать на все синхронно с ребенком, а это и есть самое важное для контакта. Создавая совместный проект,мы повысим психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Выстроим духовно-нравственные отношения между ребенком и родителем.
Ход проекта построен на играх, хороводах, на знаниях истории и традиций русского народа. Родители и дети активно включены в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_valenki.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 «Айболит»
Проект
«Русские валенки»
для детей старшей группы
компенсирующей направленности №11 «Бусинка»
Разработчики:
Якимова С.А.,
музыкальный
руководитель,
Гарцук С.В.,
Воспитатель
Осетрова Н.Р,
воспитатель
г. Усть–Илимск
2022 год
Обоснование проекта
Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприятие мира, то можно реагировать на все синхронно с ребенком, а это и есть самое важное для контакта. Создавая совместный проект,мы повысим психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Выстроим духовно-нравственные отношения между ребенком и родителем.
Ход проекта построен на играх, хороводах, на знаниях истории и традиций русского народа. Родители и дети активно включены в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение.
Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидят, что дети гордятся ими, им захочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Дети в своей памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость сопереживания. Взрослые и дети творчески подойдут к выполнению заданий: придумают поделки для конкурса, приготовят костюмы, испекут сладкое угощение и поделятся рецептами, примут участие в выставке, составят книжки-малышки про валенки.
Дети, родители, бабушки и дедушки примут активное участие в играх, конкурсах, расскажут много стихов, узнают историю возникновения валенка.
В рамках проекта пройдёт семейный праздник, который станет итоговым событием и доставит много радостных, волнующих минут.
Мамы и папы будут гордиться своими детьми, а внуки и внучки – бабушками и дедушками, а я – творческой фантазией всех участников проекта и плодотворным сотрудничеством семьи и детского сада.
Конкурсы и мероприятия, проведенные в рамках проекта, расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепят связь между поколениями.
Наименование проекта: «Русский валенок».
Вид проекта: творческий, групповой.
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Сроки реализации: краткосрочный, 12-23 января 2022г.
Цель проекта: приобщение воспитанников ДОУ к ценностям семейных и национальных традиций русского народа
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения русского валенка, с культурными традициями, связанными с этой русской обувью, через различные виды деятельности;
- развивать у детей интерес к русской культуре, народному быту;
- развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.
- формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- обеспечить преемственность: семья - детский сад;
- активизировать мотивацию педагогов детского сада по повышению эффективности работы по воспитанию детей в духе народных традиций;
- активизировать мотивацию родителей на сотрудничество с дошкольным учреждением в вопросах формирования семейных и национальных традиций.
Актуальность:
У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать.
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Социальная значимость проекта: направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей.
Гипотеза проекта: если создать соответствующую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
1 этап – подготовительный:
В течении первой недели участники образовательных отношений:
- подбирают информацию о валенках в книгах, журналах, в интернете
- рассказывают истории о валенках из своего детства, жизни;
- разработка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
- видео экскурсия на швейную фабрику.
II этап – реализация:
- выставка, посвященная истории русского валенка (войлочный валенок, книжка «валенок», валенок - «домик», валенок «самовар», новогодняя открытка в форме валенка.)
- занятия по изо деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- украшение войлочных валенок детьми совместно с родителями.
- составление и отгадывание загадок, разучивание потешек, прибауток.
- дефиле войлочного валенка, украшенный детьми совместно с родителями.
В педагогическом процессе используются следующие методы, оперируя собранным материалом:
- беседа, рассматривание разных видов валенок;
- чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- разучивание песен, стихов;
- прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”
- использование дидактических и подвижных русских народных игр;
- решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”.
III этап – подведение итогов:
- сладкое угощение в форме валенка приготовленные родителями и детьми;
- проведение развлечения «Русский валенок»;
- сбор отзывов о детских и родительских впечатлениях о проекте;
- оформление альбома “Русский валенок”
- анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
Ожидаемые результаты: Работа над проектом позволит достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Данный проект даст ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Литература:
1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство-Пресс,2004.
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Сценарий развлечения «Русский валенок»
Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал.
1-й скоморох:
Что за славный денек!
Собирайся, народ!
Будем петь и шутить
Да себя веселить.
2-й скоморох:
А мы пришли вас позабавить,
С праздничком поздравить.
Мы вам скажем без утайки –
Не прожить нам без хозяйки.
Ведущая:
Дорогих гостей встречает,
Добрым словом привечает.
И так вышло, что сейчас
У нее мы все в гостях.
Принимай, хозяйка, нас.
Начинаем в добрый час!
Тук-тук (2 раза)
В ворота слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек –
Девчонок и мальчишек!
Под музыку выходят Хозяйка .
Хозяйка:
Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей.
Хоровод
Хозяйка: Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! Валенки и сейчас очень нужная и необходимая обувь. Её надевают взрослые и дети в сильные морозы.
Танец с валенками.
Хозяйка: В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.
Всем нам отдохнуть пора,
А вот отдыху – игра.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!
Проводится игра “Бой валенками”.
Далее выполняют ритмическое в соответствии с текстом.
Белым снегом замело, (Ходят, отводя руками воображаемый снег.)
Все дороги на село.
Все дороги, все пути –
Ни проехать, ни пройти! (Удивляются.)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым. (Ходят с высоким поднятием ног.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Снег, снег, белый снег –
Засыпает он нас всех. (Водят хоровод.)
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег – (Имитируется езда “На саночках”.)
Мчимся мы быстрее всех.
Хозяйка: Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать. Вот он и придумал. Кто знает, что?
Испокон веков валенки в российских деревнях использовались в качестве подушки, вернее, её содержимого. А что – штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полотях
В отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус30 градусов, валенки использовали иногда в качестве…почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона. А вы дети, для чего бы могли использовать валенки7 (паровозики мастерить, клетки для птиц, корзины для мусора, костюмы из войлока сделать, копилку для монеток сделать).
Проводятся игры: “Пробеги по сугробам в валенках”, “Прыжки в валенках на скакалке”.
А я вам теперь загадки загадаю:
Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой, утром – в садик, вечером – домой! (Валенки).
Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки).
Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки).
Да, отгадка одна – это валенки. А как же их делают?
Дети (примерный рассказ). Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: с овечек, состригают шерсть и перерабатывают ее. Потом обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают в общую массу – войлок – и катают – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов: черные, серые, белые. А производят только в России, и традиция этого промысла передается из поколения в поколение. Так что валенки не просто натуральная обувь, она еще и полезная.
Дефиле валенок.
Хозяйка: А есть ли музей валенок? Хотите узнать? Просмотр презентации.
Есть два музея русских валенок: один в Москве, а другой в городе Мышкине Ярославской области. В Московском музее можно увидеть, как художественные валенки в форме самовара, чайника, паровоза и даже самолета, так и исторические: офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, которые носили военные и милиционеры в 20-30 годы 20 столетия. А также валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежавшие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж.
Нельзя обойти вниманием белоснежные свадебные валенки. Оказывается, помимо домотканых половичков и скатерти, которые девушки вязали долгими вечерами, с малолетства готовясь к замужеству, в приданное невесты входила и пара новеньких валенок ручной работы. Так что поговорка “Два сапога – пара” взялась не с потолка.
А в Мышкинском музее под гордым названием “Русский валенок” есть валенки, украшенные изящной сеткой и красными розами, с ажурными голенищами, расписанные цветами и диковинными птицами. Есть даже гусарские валенки с миниатюрными металлическими шпорами!
Под музыку демонстрируются модели художественно оформленных валенок.
А теперь давайте посмотрим выставку детских рисунков “Русский валенок”.
Под музыку идет просмотр выставки.
Хозяйка: А я приглашаю всех гостей на чай. Приглашаю к самоварчику, выпить чаю по стаканчику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.
Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...
Проект "Русская Матрешка" для детей старшей группы
данные проект - это целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русс...
Презентация "Валенки, валенки..." для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Знакомство со старинной русской обувью- валенками.Задачи: 1. Познакомить детей с историей валенок 2. Показать детям технологию изготовления...
ПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста
Спиридонова МарияПРОЕКТ «Русская матрешка» для детей старшего дошкольного возрастаПодготовили : Попова Олеся Юрьевна; Спиридонова Мария Викторовна....
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспита...
Конспект занятия по лепке на тему: «Обувь. Валенки» для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по лексической теме " Обувь,зимняя обувь"...