ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»
проект по логопедии (старшая группа)
В дидактической игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам словообразования и словоизменения, учатся применять полученную информацию для составления рассказов и словотворчества. Руководя дидактической игрой, учитель-логопед формирует активное познавательное стремление узнавать, искать, проявлять усилие и находить; а также обогащать, развивать и корректировать речь детей в течение всего коррекционного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_igrovoy_deyatelnosti.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»
Подготовила:
учитель-логопед
высшей кв. категории
Маркина И.П.
г. Саранск, 2020
ВВЕДЕНИЕ
Ценность дидактической игры как средства познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности заключается в том, что, развивая детей, педагоги оказывают коррекционное воздействие на каждого из детей. Таким образом, при правильном руководстве детьми, речевая игра становиться школой развития, обучения и воспитания детей с ОНР.
В дидактической игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети обучаются практическим навыкам словообразования и словоизменения, учатся применять полученную информацию для составления рассказов и словотворчества.
Руководя дидактической игрой, учитель-логопед формирует активное познавательное стремление узнавать, искать, проявлять усилие и находить; а также обогащать, развивать и корректировать речь детей в течение всего коррекционного периода.
Таким образом, все это содействует преодолению общего недоразвития речи и познавательному развитию детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта:
познавательно – речевой, информационный, практико – ориентированный.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, 1 год.
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи проекта:
1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм коррекционной развивающей образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.
2. Формировать у детей умения играть в дидактические словесные игры, развивая у них интерес и активное участие.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
6. Воспитывать мотивацию к обучению, умение понимать задание и самостоятельно выполнять его.
7. Воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость.
Предмет исследования: дидактические речевые игры, как средство коррекции общего недоразвития речи.
Обеспечение:
- специальная методическая литература;
- картинный материал к дидактическим играм и атрибуты к ним;
- аудио- и видеозаписи по теме;
- набор иллюстративного материала, набор схем, мнемотаблиц и слайдов.
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта.
3. Беседы.
4. Введение новой лексики.
5. Подбор дидактического материала иллюстраций соответствующих тематике лексико-грамматических тем.
6. Чтение художественной литературы по изучаемым темам.
7. Консультации в родительском уголке, беседы.
Предполагаемый результат:
• развиваются и корректируются все стороны речи: лексика, грамматика, связная речь и самостоятельная речь;
• развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация;
• развивается способность к воображению и словотворчеству;
• возрастает речевая и познавательная активность детей в других видах деятельности;
• родители знакомятся со структурой речевой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;
• обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение компетентности родителей при выборе речевых дидактических игр;
• итог консультации– практикума –активное использование речевых развивающих игр дома с детьми.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Задачи:
-изучение литературы, интернет-ресурсов и подготовка к осуществлению проекта;
- разработка паспорта проекта, перспективного плана работы;
- подбор и изучение литературы по теме проекта;
- подготовка речевых игр для работы с детьми;
- создание каталога речевых дидактических игр.
Основной этап
Задачи:
- работа с детьми,
-работа с родителями детей старшей группы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
1 период обучения
Сентябрь
3 неделя
Тема: « Части тела»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование сущ. с ум.-ласкат. суффиксами ед. и мн. ч.
(Д/и «Назови ласково»)
Образование множественного числа имен существительных на –и, -ы.
(Д/и «Один-много»)
Развитие связной речи
Составление простых предложений по вопросам, картинке и демонстрации действий (Д/и «Расскажи»)
4 неделя
Тема: «Игрушки»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (Д/и «Назови ласково»)
Обеспечивать постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий. Выделение вопросов «Кто?», «Что?».
(Д/и «Кто? Что?)
Развитие связной речи
Составление рассказа-описания из 2-3 предложений по схеме.
(Д/и «Расскажи»)
Октябрь
1 неделя
Тема: «Осень»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Выделение вопросов «кто?», «что?» и действия «что делает?».
(Д/и «Кто? Что?Что делает?»)
Ед. и мн. число глаголов настоящего и прошедшего времени (идет-идут, ушел-ушли).
(Д/и «Измени слово»)
Развитие связной речи
Составление небольших рассказов по сюжетной картине.
(Д/и «Расскажи-ка»)
2 неделя
Тема: «Огород. Овощи»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (морковь-морковка).
(Д/и «Назови ласково»)
Усвоение глаголов муж. и жен. рода прошедшего времени.
(Д/и «Магазин»)
Развитие связной речи
Рассказы-описания об овощах.
(Д/и «Опиши овощ», Д/и «Сравни овощи»)
3 неделя
Тема: «Сад. Фрукты»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Практическое усвоение глаголов муж. и жен. рода.
(Д/и «Магазин»)
Практическое усвоение форм словообразования сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами.
(Д/и «Назови ласково»)
Развитие связной речи
Учить связно рассказывать по содержанию небольших картин.
(Д/и «Расскажи-ка»)
Рассказы-описания о фруктах, сравнение фруктов по схеме.
(Д/и «Опиши овощ», Д/и «Сравни овощи»)
4 неделя
Тема: «Одежда»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Самостоятельная постановка вопросов
(Д/и «Задай вопрос»)
Развитие связной речи
Учить связно, рассказывать по описанию, по содержанию небольших сюжетных картин.
(Д/и «Опиши одежду», Д/и «Расскажи-ка»)
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Детский сад»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование сущ. ед. и мн. числа, глаг. мн.числа.
(Д/и «Один-много»)
Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.
«Д/и «Скажи какой какая, какое?»)
Согласование сущ. с личными местоимениями (мой-моя).
(Д/и «Жадина»)
Развитие связной речи
Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и».
Д/и «Скажи наоборот»
Учить связно, рассказывать по содержанию небольших картин: д/и «Что мы делаем в детском саду?», используя накопленный опыт-материал по теме, словотворчество.
Тема: «Головные уборы, обувь»
2 неделя
Формирование лексико-грамматических компонентов
Употребление глаголов настоящего времени.
(Д/и «Что делает?»)
Закрепление мн.ч. сущ.
(Д/и «Один-много»)
Развитие связной речи
Составление предложений по демонстрации действий.
(Д/и «На улицу»)
Учить связно рассказывать по содержанию небольших картин (2-3 предложения).
(Д/и «Расскажи-ка»)
Рассказы-описания, сравнительные рассказы об одежде и обуви по схеме.
(Д/и «Опиши головной убор, обувь»)
3 неделя
Тема: «Дом и его части»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами., мн.ч. сущ.
(Д/и «Один-много», «Назови ласково»)
Практическое образование относительных прилагательных.
(Д/и «Из чего?»)
Развитие связной речи
Совершенствование навыка развития диалога.
(Д/и «Будем строить дом»)
Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.
(Д/и «Сравни дома»)
Рассказ по картине, по серии картин из 2-3 предложений.
(Д/и «Составь рассказ»)
4 неделя
Тема: «Мебель»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Закрепление ед. и мн. числа имен сущ.
(Д/и «Один-много»)
Практическое образование относительных прилагательных.
(Д/и «Из чего?»)
Развитие связной речи
Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.
(Д/и «Стул и табурет»)
Уметь связно составлять рассказ по сюжетной картине, мнемотаблице схеме.
(Д/и «Расскажи-ка»)
2 период обучения
Декабрь
1 неделя
Тема: « Зима»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование прилагательных от существительных (от названий).
Выделение слов-признаков.
(Д/и «Какая погода?»)
Развитие связной речи
Составление предложений с употреблением слов признаков, определений и объединение их в короткий рассказ.
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
(Д/и «Расскажи-ка»)
2 неделя
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений животных.
Д/и «Сравни животных»
Описательные рассказы.
Д/и «Опиши животного»
3 неделя
Тема: «Домашние птицы и их детеныши»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какая?, какой? какое?
(Д/и «Какая? какой? какое?)
Развитие связной речи
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений птиц.
Д/и «Сравни птиц»
Описательные рассказы.
Д/и «Опиши птицу»
4 неделя
Тема: «Новогодний праздник»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какая?, какой?
(Д/и «Какая? какой? какое?)
Образование прилаг. от сущ. (от названий).
(Д/и «Придумай слово»)
Знакомство со словами-действиями.
Развитие связной речи
Составление небольшого рассказа по представлению, сюжетной картине с проблемным сюжетом.
(Д/и «Расскажи-ка»)
Январь
3 неделя
Тема: «Дикие животные и их детеныши»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какая?, какой?
(Д/и «Какая? какой?)
Развитие связной речи
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений животных.
Д/и «Сравни животных»
Описательные рассказы.
Д/и «Опиши животного»
4 неделя
Тема: «Зимующие птицы»
Развитие связной речи
Д/и «Закончи предложение».
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Пересказ рассказа «Кормушка».
Составление рассказа коллективного опыта по образцу.
Февраль
1 неделя
Тема: «Продукты питания»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование прилагательных от существительных (от названий).
(Д/и « Скажи слово правильно»)
Развитие связной речи
Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопрос.
(Д/и «Магазин»)
Составление предложений по вопросам, опорным словам.
Рассказ по серии сюжетных картин.
(Д/и «Расскажи-ка»)
2 неделя
Тема: «Посуда»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование прилаг. от сущ. (от названий).
(Д/и « Скажи слово правильно»)
Закрепление умения образовывать производные наименования предметов посуды.
(Д/и «Найди посуду и назови»)
Активизация употребления слов противоположного значения.
(Д/и «скажи наоборот»)
Развитие связной речи
Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.
(Д/и «Загадай загадку»)
Составление описательных рассказов по картине, серии картин, описательные рассказы.
(Д/и «Расскажи-ка»)
3 неделя
Тема: «Профессии»
Развитие связной речи
Составление рассказа по картине, серии картин «Моя любимая профессия».
(Д/и «Расскажи-ка»)
3 период обучения
Март
1 неделя
Тема: «Весна (ранняя)»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
(Д/и «Какая? какой?)
Развитие связной речи
Составление предложений по вопросам, опорным славам.
Составление рассказа по картине, серии сюжетных картин.
(Д/и «Расскажи-ка»)
2 неделя
Тема: «Перелетные птицы»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Уточнение и активизация приставочных глаголов.
Предлоги «в» «из», «под», «откуда», «отчего» и др.
(Д/и «Где птицы живут?»)
Развитие связной речи
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений птиц.
Д/и «Сравни птиц»
Описательные рассказы.
Д/и «Опиши птицу»
3 неделя
Тема: «Семья»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Закрепление употребления сущ. с ум.-ласкат. суффиксами.
(Д/и «Назови ласково»)
Знакомство с родственными принадлежностями (мой-моя-мои) в сочетании с сущ. муж. и жен. рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными ед. и мн. числа.
(Д/и «Чья, чей?»)
Развитие связной речи
Составление предложений по демонстрации действий.
Обучение рассказыванию по картине, схеме.
(Д/и «Расскажи-ка»)
4 неделя
Тема: «Животные жарких стран»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Употребление притяжательных прилагательных.
(Д/и «Чей хвост, чья голова?»)
Усвоение слов-антонимов.
(Д/и «Скажи наоборот»)
Развитие связной речи
Проведение сложных диалогов с вопросами: «кому?», «где?», «когда?», «откуда?».
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений животных.
Д/и «Сравни животных»
Описательные рассказы, расширение.
Д/и «Опиши животного»
Апрель
1 неделя
Тема: «Транспорт»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Выделение слов-признаков.
(Д/и «Какая? какой?какие?»)
Закрепление слов-действий.
Различение и выделение названий по назначению.
(Д/и «Что делает?»)
Развитие связной речи
Уметь связно рассказывать по сюжетной картине.
Составление рассказа-описания о транспорте по мнемотаблице.
(Д/и «Расскажи-ка»)
2 неделя
Тема: «Наш город»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Закрепления навыка образования относительных прилагательных, слов-антонимов.
(Д/и «Придумай название улице», «Скажи наоборот»)
Развитие связной речи
Расширение рассказа-описания.
(Д/и «Расскажи-ка»)
3 неделя
Тема: «Лес»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование прилагательных с уменьшю-ласкат. суффиксами.
(Д/и «Назови ласково»)
Развитие связной речи
Составление рассказов по теме.
Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
Распространение предложений.
(Д/и «Расскажи-ка»)
Сознательное восприятие речи и слухового внимания
Д/и «Поймай слово»
4 неделя
Тема: «Ягоды»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование сущ. и прилаг. с уменьш. суффиксами.
(Д/и «Назови ласково»)
Развитие связной речи
Экскурсии.
Составление рассказов-описаний по теме и их распространение.
Обучение составлению рассказов по представлению.
(Д/и «Расскажи-ка»)
Сознательное восприятие речи и слухового внимания
Д/и «Поймай слово».
Май
2 неделя
Тема: «День Победы»
Развитие связной речи
Пересказ «Пограничник».
Составление рассказ по теме (с придумыванием окончания, началом рассказа).
(Д/и «Расскажи-ка»)
3 неделя
Тема: «Насекомые»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование прилаг. с уменьш. суффиксами –еньк, -оньк.
(Д/и «Назови ласково»)
Отработка предлогов : в, на, под, за, из-за, из-под
(Д/и «Кто куда спрятался»)
Развитие связной речи
Развитие диалогической речи
(Д/и «Угадай кто ты?»)
Составление рассказа-описания по мнемотаблице
Составление рассказа-описания по представлению.
Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.
(Д/и «Расскажи-ка»)
4 неделя
Тема: «Цветы»
Формирование лексико-грамматических компонентов
Образование сущ. во множ. числе.
(Д/и (Один-много)
Согласование числит. с сущ в роде. числе и падеже.
(Д/и «Посчитай от 1 до 5)
Развитие связной речи
Составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин, схеме, по представлению.
(Д/и «Расскажи-ка»)
Решение поставленных задач с детьми:
• Активное использование в совместной деятельности речевых наглядных дидактических игр.
• Введение данных дидактических игр при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Поощрение (за самостоятельную и верные ответы, привлечение детей, внимательность, сознательный контроль за своей речью и речью сверстников) - как приём активизации интереса к речевым играм.
1. Консультации:
- «В какие речевые игры необходимо играть с детьми»;
- «Как научить ребенка играть в дидактические игры»;
- «Домашние речевые игры ребенка».
2. Родительское собрание «Применение речевых игр с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для развития всех сторон речи».
3. Выставки:
- «Дидактические речевые игры»;
- «Выставка групповых настольно-дидактических игр с учетом возраста детей».
4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка».
Результаты проектной деятельности
- Активизирована работа в группе по формированию речевой активности детей в игровой деятельности и на занятиях по КРОД с использованием дидактических игр;
- У детей по завершении реализации проектной деятельности наметились значительные результаты в коррекции речи: возросла речевая и познавательная активность детей в разных видах деятельности;
- Пополнение предметно – развивающей среды дидактическим материалом, речевыми играми;
- Проявление интереса родителей к структуре дидактической игры, ее обучающим задачам, способам подачам детям;
- Родители заинтересовались темой и получили новую и полезную информацию (90% родителей стали активными участниками проводимых мероприятий по проекту);
- Повысилась компетентности родителей при выборе речевых игр, понимание значения данного вида педагогической работы
- Создание родителями в группу новых дидактических игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
- Обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;
- Создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по формированию познавательной активности детей в игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....
План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....
«Игра - путешествие по Ставропольскому краю» для детей старшей группы компенсирующей направленности.
1.Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и СК, об...
Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...
Конспект сюжетно-ролевой игры по теме "Почта" для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Конспект сюжетно-ролевой игры по теме "Почта" для детей старшей группы компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...