ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»
проект по логопедии (старшая группа)

Маркина Инна Петровна

 В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизменения, учатся применять полученную информацию для составления рассказов и словотворчества. Руководя дидактической  игрой, учитель-логопед  формирует активное познавательное стремление  узнавать, искать, проявлять усилие и  находить; а также обогащать, развивать и корректировать  речь детей в течение всего коррекционного периода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад №36 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

 «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой  активности детей старшей группы компенсирующей направленности»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 учитель-логопед

                                                                                  высшей кв. категории

                                                                                  Маркина И.П.

                                                   г. Саранск, 2020                      

ВВЕДЕНИЕ

Ценность дидактической  игры как средства познавательно-речевой  активности детей старшей группы компенсирующей направленности заключается в том, что, развивая   детей, педагоги оказывают коррекционное воздействие на каждого из детей. Таким образом, при правильном руководстве детьми, речевая игра становиться школой  развития, обучения и воспитания детей с ОНР.

 В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизменения, учатся применять полученную информацию для составления рассказов и словотворчества.

Руководя дидактической  игрой, учитель-логопед  формирует активное познавательное стремление  узнавать, искать, проявлять усилие и  находить; а также обогащать, развивать и корректировать  речь детей в течение всего коррекционного периода.

Таким образом,  все это содействует  преодолению общего недоразвития речи и познавательному  развитию детей.

                                                 ПАСПОРТ  ПРОЕКТА
Вид проекта:
познавательно – речевой, информационный, практико – ориентированный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный, 1 год.

Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи проекта:
1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм коррекционной развивающей образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.
2. Формировать у детей умения играть в дидактические словесные игры, развивая у них интерес и активное участие.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
4. Развивать коммуникативные  навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.

6. Воспитывать мотивацию к обучению, умение понимать задание и самостоятельно выполнять его.

7. Воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость.


Предмет исследования: дидактические речевые  игры, как средство коррекции общего недоразвития речи.

Обеспечение:
- специальная методическая литература;
- картинный материал к дидактическим играм и атрибуты к ним;
- аудио- и видеозаписи по теме;
- набор иллюстративного материала, набор схем, мнемотаблиц и слайдов.

Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта.
3. Беседы.
4. Введение новой лексики.
5. Подбор дидактического материала иллюстраций  соответствующих тематике лексико-грамматических тем.
6. Чтение художественной литературы по изучаемым темам.
7. Консультации в родительском уголке, беседы.

Предполагаемый результат:
• развиваются и корректируются  все стороны речи: лексика, грамматика, связная речь и самостоятельная речь;
• развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация;
• развивается способность к воображению и словотворчеству;
• возрастает речевая и познавательная активность детей в других видах деятельности;
• родители  знакомятся со структурой речевой  дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;
• обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение компетентности родителей при выборе речевых дидактических игр;
• итог консультации– практикума –активное использование речевых  развивающих игр дома с детьми.

                                              РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА


Подготовительный этап
Задачи:

-изучение литературы, интернет-ресурсов  и подготовка к осуществлению проекта;
- разработка паспорта проекта, перспективного плана работы;

- подбор и изучение литературы по теме проекта;
- подготовка речевых  игр для работы с детьми;
- создание каталога речевых дидактических игр.

Основной этап
Задачи:

- работа с детьми,

-работа с родителями детей старшей группы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

1 период обучения

Сентябрь

3 неделя

Тема: « Части тела»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование сущ. с ум.-ласкат. суффиксами ед. и мн. ч.

(Д/и «Назови ласково»)

Образование множественного числа имен существительных на –и, -ы.

 (Д/и «Один-много»)

Развитие связной речи

Составление простых предложений по вопросам, картинке и демонстрации действий (Д/и «Расскажи»)

4 неделя

Тема: «Игрушки»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (Д/и «Назови ласково»)

Обеспечивать постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий. Выделение вопросов «Кто?», «Что?».

 (Д/и «Кто? Что?)

Развитие связной речи

Составление рассказа-описания из 2-3 предложений по схеме.

(Д/и «Расскажи»)

Октябрь

1 неделя

Тема: «Осень»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Выделение вопросов «кто?», «что?» и действия «что делает?».

(Д/и «Кто? Что?Что делает?»)

Ед. и мн. число глаголов настоящего  и прошедшего времени (идет-идут, ушел-ушли).

(Д/и «Измени слово»)

Развитие связной речи

Составление небольших рассказов по сюжетной картине.

(Д/и «Расскажи-ка»)

2 неделя

Тема: «Огород. Овощи»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (морковь-морковка).

(Д/и «Назови ласково»)

Усвоение глаголов муж. и жен. рода прошедшего времени.

(Д/и «Магазин»)

Развитие связной речи

Рассказы-описания об овощах.

(Д/и  «Опиши овощ», Д/и «Сравни овощи»)

3 неделя

Тема: «Сад. Фрукты»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Практическое усвоение глаголов муж. и жен. рода.

(Д/и «Магазин»)

Практическое усвоение форм словообразования сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами.

(Д/и «Назови ласково»)

Развитие связной речи

Учить связно рассказывать  по содержанию небольших картин.

(Д/и «Расскажи-ка»)

Рассказы-описания о фруктах, сравнение фруктов  по схеме.

 (Д/и  «Опиши овощ», Д/и «Сравни овощи»)

4 неделя

Тема: «Одежда»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Самостоятельная постановка вопросов

(Д/и «Задай вопрос»)

Развитие связной речи

Учить связно, рассказывать по описанию, по содержанию небольших сюжетных картин.

(Д/и  «Опиши одежду», Д/и «Расскажи-ка»)

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Детский сад»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование сущ. ед. и мн. числа, глаг. мн.числа.

(Д/и «Один-много»)

Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.

«Д/и «Скажи какой какая, какое?»)

Согласование сущ. с личными местоимениями (мой-моя).

(Д/и «Жадина»)

Развитие связной речи

Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и».

Д/и «Скажи наоборот»

Учить связно, рассказывать по содержанию небольших картин: д/и «Что мы делаем в детском саду?»,  используя накопленный опыт-материал по теме, словотворчество.

Тема: «Головные уборы, обувь»

        

2 неделя

Формирование лексико-грамматических компонентов

Употребление глаголов настоящего времени.

(Д/и «Что делает?»)

Закрепление мн.ч. сущ.

(Д/и «Один-много»)

Развитие связной речи

Составление предложений по демонстрации действий.

(Д/и «На улицу»)

Учить связно рассказывать  по содержанию небольших картин (2-3 предложения).

(Д/и  «Расскажи-ка»)

Рассказы-описания, сравнительные рассказы  об одежде и обуви по схеме.

(Д/и «Опиши головной убор, обувь»)

3 неделя

Тема: «Дом и его части»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами., мн.ч. сущ.

(Д/и «Один-много», «Назови ласково»)

Практическое образование относительных прилагательных.

(Д/и «Из чего?»)

Развитие связной речи

Совершенствование навыка развития диалога.

(Д/и «Будем строить дом»)

Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.

(Д/и «Сравни дома»)

Рассказ по картине, по серии картин из 2-3 предложений.

(Д/и «Составь рассказ»)

4 неделя

Тема: «Мебель»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Закрепление ед. и мн. числа имен сущ.

(Д/и «Один-много»)

Практическое образование относительных прилагательных.

(Д/и «Из чего?»)

Развитие связной речи

Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.

(Д/и «Стул и табурет»)

Уметь связно составлять рассказ  по сюжетной картине, мнемотаблице схеме.

(Д/и  «Расскажи-ка»)

2 период обучения

        

Декабрь

1 неделя

Тема: « Зима»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование прилагательных от существительных (от названий).

Выделение слов-признаков.

(Д/и «Какая погода?»)

Развитие связной речи

Составление предложений с употреблением  слов признаков, определений и объединение их в короткий рассказ.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

(Д/и  «Расскажи-ка»)

2 неделя

Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений животных.

Д/и «Сравни животных»

Описательные рассказы.

Д/и «Опиши животного»

3 неделя

Тема: «Домашние птицы и их детеныши»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какая?, какой? какое?

(Д/и «Какая? какой? какое?)

Развитие связной речи

 Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений птиц.

Д/и «Сравни птиц»

Описательные рассказы.

Д/и «Опиши птицу»

4 неделя

Тема: «Новогодний праздник»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какая?, какой?

(Д/и «Какая? какой? какое?)

Образование прилаг. от сущ. (от названий).

(Д/и «Придумай слово»)

Знакомство со словами-действиями.

Развитие связной речи

Составление небольшого рассказа по представлению, сюжетной картине с проблемным сюжетом.

(Д/и  «Расскажи-ка»)

Январь

3 неделя

Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: какая?, какой?

(Д/и «Какая? какой?)

Развитие связной речи

Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений животных.

Д/и «Сравни животных»

Описательные рассказы.

Д/и «Опиши животного»

4 неделя

Тема: «Зимующие птицы»

Развитие связной речи

Д/и  «Закончи предложение».

Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Пересказ рассказа  «Кормушка».

Составление рассказа коллективного опыта по образцу.

Февраль

1 неделя

Тема: «Продукты питания»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование прилагательных от существительных (от названий).

(Д/и « Скажи слово правильно»)

Развитие связной речи

Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопрос.

(Д/и  «Магазин»)

Составление предложений по вопросам, опорным словам.

Рассказ по серии сюжетных картин.

(Д/и «Расскажи-ка»)

2 неделя

Тема:  «Посуда»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование прилаг. от сущ. (от названий).

(Д/и « Скажи слово правильно»)

Закрепление умения образовывать производные наименования предметов посуды.

(Д/и «Найди посуду и назови»)

Активизация употребления слов противоположного значения.

(Д/и «скажи наоборот»)

Развитие связной речи

Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

(Д/и  «Загадай загадку»)

Составление описательных рассказов по картине, серии картин, описательные рассказы.

(Д/и «Расскажи-ка»)

3 неделя

Тема: «Профессии»

Развитие связной речи

Составление рассказа по картине, серии картин  «Моя любимая профессия».

(Д/и «Расскажи-ка»)

3 период обучения

Март

1 неделя

Тема: «Весна (ранняя)»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.

(Д/и «Какая? какой?)

Развитие связной речи

Составление предложений по вопросам, опорным славам.

Составление рассказа по картине, серии сюжетных картин.

(Д/и «Расскажи-ка»)

2 неделя

Тема: «Перелетные птицы»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Уточнение и активизация приставочных глаголов.

Предлоги «в» «из», «под»,  «откуда», «отчего» и др.

(Д/и «Где птицы живут?»)

Развитие связной речи

Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений птиц.

Д/и «Сравни птиц»

Описательные рассказы.

Д/и «Опиши птицу»

3 неделя

Тема: «Семья»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Закрепление употребления сущ. с ум.-ласкат. суффиксами.

(Д/и «Назови ласково»)

Знакомство с родственными принадлежностями (мой-моя-мои) в сочетании с сущ. муж. и жен. рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными ед. и мн. числа.

(Д/и «Чья, чей?»)

Развитие связной речи

Составление предложений по демонстрации действий.

Обучение рассказыванию по картине, схеме.

(Д/и «Расскажи-ка»)

4 неделя

Тема: «Животные жарких стран»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Употребление притяжательных прилагательных.

(Д/и «Чей хвост, чья голова?»)

Усвоение слов-антонимов.

(Д/и «Скажи наоборот»)

Развитие связной речи

Проведение сложных диалогов с вопросами: «кому?», «где?», «когда?», «откуда?».

Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Обучение составлению рассказов, описаний, сравнений животных.

Д/и «Сравни животных»

Описательные рассказы, расширение.

Д/и «Опиши животного»

Апрель

1 неделя

Тема: «Транспорт»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Выделение слов-признаков.

(Д/и «Какая? какой?какие?»)

Закрепление слов-действий.

Различение и выделение названий по назначению.

(Д/и «Что делает?»)

Развитие связной речи

Уметь связно рассказывать по сюжетной картине.

Составление  рассказа-описания о транспорте по мнемотаблице.

(Д/и «Расскажи-ка»)

2 неделя

Тема: «Наш город»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Закрепления навыка образования относительных прилагательных, слов-антонимов.

(Д/и  «Придумай название улице», «Скажи наоборот»)

Развитие связной речи

Расширение рассказа-описания.

(Д/и «Расскажи-ка»)

3 неделя

Тема: «Лес»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование прилагательных с уменьшю-ласкат. суффиксами.

(Д/и «Назови ласково»)

Развитие связной речи

Составление рассказов по теме.

Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

 Распространение предложений.

(Д/и «Расскажи-ка»)

Сознательное восприятие речи и слухового внимания

Д/и «Поймай слово»

 4 неделя

Тема: «Ягоды»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование сущ. и прилаг. с уменьш. суффиксами.

(Д/и «Назови ласково»)

Развитие связной речи

Экскурсии.

Составление рассказов-описаний по теме и их распространение.

Обучение составлению рассказов по представлению.

(Д/и «Расскажи-ка»)

Сознательное восприятие речи и слухового внимания

Д/и «Поймай слово».

Май

2 неделя

Тема: «День Победы»

Развитие связной речи

Пересказ «Пограничник».

Составление рассказ по теме (с придумыванием окончания, началом рассказа).

(Д/и «Расскажи-ка»)

3 неделя

Тема: «Насекомые»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование прилаг. с уменьш. суффиксами –еньк, -оньк.

(Д/и «Назови ласково»)

Отработка предлогов : в, на, под, за, из-за, из-под

(Д/и «Кто куда спрятался»)

Развитие связной речи

Развитие диалогической речи

(Д/и  «Угадай кто ты?»)

Составление рассказа-описания по мнемотаблице

Составление рассказа-описания по представлению.

Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

(Д/и «Расскажи-ка»)

4 неделя

Тема: «Цветы»

Формирование лексико-грамматических компонентов

Образование сущ. во множ. числе.

(Д/и (Один-много)

Согласование числит. с сущ в роде. числе и падеже.

(Д/и «Посчитай от 1 до 5)

Развитие связной речи

Составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин, схеме, по представлению.

(Д/и «Расскажи-ка»)

Решение поставленных задач с детьми:
• Активное использование в совместной деятельности речевых наглядных дидактических игр.
• Введение данных  дидактических игр при помощи разных форм реализации игрового действия.
• Поощрение (за самостоятельную и верные ответы, привлечение детей, внимательность, сознательный контроль за своей речью и речью сверстников) - как приём активизации интереса к речевым играм.
 

1. Консультации:
- «В какие речевые игры  необходимо играть с детьми»;
- «Как научить ребенка играть в дидактические игры»;
- «Домашние речевые игры ребенка».

2. Родительское собрание «Применение речевых игр  с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для развития всех сторон речи».

3. Выставки:
- «Дидактические речевые игры»;
- «Выставка групповых настольно-дидактических игр с учетом возраста детей».

4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка».

                  Результаты проектной деятельности
-  Активизирована работа в группе по формированию речевой активности детей в игровой деятельности  и на занятиях по КРОД с использованием дидактических игр;
- У детей по завершении реализации проектной деятельности наметились значительные результаты в коррекции речи: возросла речевая  и познавательная активность детей в разных видах деятельности;
- Пополнение предметно – развивающей  среды  дидактическим материалом, речевыми играми;
- Проявление интереса родителей к структуре дидактической игры, ее обучающим задачам, способам подачам детям;
- Родители заинтересовались темой и получили новую и полезную информацию (90% родителей  стали активными участниками проводимых мероприятий по проекту);
- Повысилась  компетентности родителей при выборе речевых игр, понимание значения данного вида педагогической работы
- Создание родителями в группу новых дидактических игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
- Обмен педагогическим опытом, рост профессиональной  компетентности педагогов;
- Создание  условий для эффективного осуществления педагогической работы по формированию познавательной активности детей в игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....

План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....

«Игра - путешествие по Ставропольскому краю» для детей старшей группы компенсирующей направленности.

1.Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и СК, об...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Конспект сюжетно-ролевой игры по теме "Почта" для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Конспект сюжетно-ролевой игры по теме "Почта" для детей старшей группы компенсирующей направленности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...