Образовательный проект по теме: «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?» Для детей старшей группы компенсирующей направленности Воспитатель: Бородина Елена Евгеньевна
проект (старшая группа)
Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса попробовать незнакомые ягоды, испугавшись, раздавить муравья и т. д.).
Отсюда и возникла необходимость в создании проекта, целью которого стало : Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе; Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни, посредством сказочных героев журнала «Сибирячок».
Посредством сказочных героев журнала «Сибирячок» и созданной игровой ситуации, дети ежедневно получали информацию о том, как различать опасное и безопасное для человека и природы, полезное и нужное, лечебное и простое, познакомились с природоохранными и запрещающими знаками.Благодаря созданным условиям предметно развивающей среды, за счёт наглядного и демонстрационного материал: презентации, иллюстрации, фотографий, игр, библиотечки книг и журналов «Сибирячок», кукол прототипов героев журнала «Сибирячок», сделанных руками родителей, проект получился интересным и занимательным, что и позволило достигнуть планируемых результатов. Таким образом, в результате проведенной работы цель была достигнута . Благодаря проделанной работе у детей сформированы основы безопасного поведения в природе. Дети начали выделять источники опасности, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых ситуациях воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и явлениями, дети увереннее чувствуют себя в реальной жизни, а родители стараются не просто оградить их от опасности, но и совместно с детьми играя, далее знакомят с миром природы безопасно и интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppa_11.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 216 ОАО «РЖД»
Образовательный проект по теме:
«Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?»
Для детей старшей группы компенсирующей направленности №11
Воспитатель: Бородина Елена Евгеньевна
Иркутск 2021
Содержание:
Актуальность:
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. И решать эту проблему необходимо с детства. Потому как природа - это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.
Но в дошкольном возрасте у детей недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях в природе. Как различить опасное и безопасное для человека и природы, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу).
Конечной целью такого обучения станет формирование у ребёнка нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Цель:
Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе; Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни, посредством сказочных героев журнала «Сибирячок».
Вид проекта:
познавательно – творческий, групповой
Продолжительность:
краткосрочный -1 неделя
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники, родители
Продукт проекта:
Плакат по охране природы
Проблема:
Нужны ли запрещающие знаки в лесу?
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
- Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
- Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;
- Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе (об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья);
- Познакомить детей с природоохранными и запрещающими знаками;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру: желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- У детей появится интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
- Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- Дети познакомятся с примерами безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе;
- Будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
- Смогут различать, и называть природоохранные и запрещающие знаки.
Для родителей:
Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе;
Развивающая предметно – пространственная среда:
- уголок природы в группе;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг и журналов «Сибирячок»
- куклы прототипы героев журнала «Сибирячок», сделанные руками родителей
Используемая литература:
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,
Голицына Н.С. «Экологическое воспитание дошкольников»,
Иванова А.И. «Живая экология»,
Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок»,
Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий»,
Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»,
Н.А. Рыжова «Я и природа»
Веракса Н, Галимов ОР «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Горькова ЛГ, Кочергина АВ, Обухова ЛА «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. "Безопасность: учебное пособие по «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Этапы проекта «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?»
для детей старшей группы компенсирующей направленности №11
Этапы проекта | Деятельность воспитателя и специалистов ДОУ | Деятельность детей |
I этап (поисковый) | Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию. На утреннем круге тематической недели «Грибы и ягоды» воспитанница нашей группы Вика Крючкова в рамках маршрута выходного дня ездила вместе с родителями в лес за грибами. При въезде в лес она увидела стенд с запрещающими знаками, они ее заинтересовали. Во время ее рассказа о поездке за грибами она задала нам вопрос: для чего нужны запрещающие знаки в лесу? На что я предложила ребятам совместно с воспитателями и родителями найти ответ на поставленный вопрос. | Принимают задачи проекта. Что мы знаем? Природу нужно беречь. Что хотим узнать? Как мы можем помочь природе? Нужны ли запрещающие знаки в лесу? Как узнать? Обратимся за помощью к воспитателям, книгам, родителям, напишем письмо Сибирячку, |
II этап (аналитический) | Сбор информации: Подборка программно- методического обеспечения для реализации проекта. | Планируют с педагогом, как будут реализовывать задачи проекта. |
III этап (практический) | Смотри перспективный план по проекту | |
IV этап презентационный рефлексивный | Подведение итогов | Презентуют плакат «Что нельзя делать в лесу?» |
Перспективный план по проекту: «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?» для детей старшей группы компенсирующей направленности №11
Период времени | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |
Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Понедельник | Составление «Письма Сибирячку» Игра – драматизация «К нам в гости приехал Сибирячёк с друзьями» Дидактическая игра «Дерево –это…» (для птиц, для художника, для зайца, для усталого путника…) | Дидактические игры: «Найди, исправь ошибку», «Как избежать неприятности?», «Береги природу». Мастерская «Сибирячка» Создание макета «Осенний лес» из природного и бросового материала (грибы, ветки с ягодами, кусты, лесные жители). Рассматривание альбома: «Жалобная книга природы» | Внести: восковые мелки, листы бумаги, дидактические игры. Внести атрибуты для Игры – драматизации «К нам в гости приехал Сибирячёк с друзьями» Внести для рассматривания репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой» И. И. Шишкин; «Берёзовая роща» Левитан И. И | Консультация для родителей: «Общение с природой - прекрасно или опасно?», |
Вторник | Доктор Антиох с презентацией «Опасные насекомые. Правила поведения при общении с животными » Рисование коллективное запрещающих знаков «Не разоряй муравейник!», «Не лови бабочек!», «Не трогай руками животных!» Конструирование из бумаги способом оригами: «Животные наших лесов» | Игровая ситуация: «Осторожно! Я кусаюсь…» Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!» (Правила поведения при общении с животными) Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Зайцы в лесу», «У медведя во бору». Рассматривание картин: «Звери наших лесов» (альбом). | Показ презентации «Опасные насекомые. Правила поведения при общении с животными » Внести: восковые мелки, листы бумаги, схема составления рассказа, книги «Кто охраняет полянку» Дмитрова, «В гостях у насекомых» В. Танасийчук, «Беспризорная кошка» Б. Житков | Памятка для родителей «Как вести себя при встрече с животными» |
Среда | НОД «Таёжкина школа. Ядовитые растения» Рисование коллективное запрещающих знаков: «Не срывай и не топчи цветы и ягоды» Рассматривание альбома: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения» Физкультминутка: «За малиной» | Дидактические игры: «Съедобные – несъедобные ягоды» Настольно-печатанные игры: «Зеленый дом» Пальчиковая гимнастика: «Цветок» Чтение стихотворения: «На земле исчезают цветы» Рисование красками веточки рябины;изготовление ягод из скрученных салфеток в комочки. | Внести книги: Н. Красильников, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица», альбом: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения», Настольно-печатанные игры: «Зеленый дом» Внести схемы и модели «Ягоды» для самостоятельного составления описательных загадок. Внести карандаши, краски и трафареты. «Обведи и раскрась ягоды». | Акция: «Мастера в лесу» их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, куски коры, листья, шишки) в рамках выходного дня с родителями. |
Четверг | Беседа: «Зачем люди ходят в лес» Решение проблемной ситуации с лешим Кешой: Лисичка принесла грибы, которые собрала в лесу, но не знает какие грибы съедобные, а какие нет» Рисование коллективное запрещающих знаков: «Не срывай несъедобные грибы» и «Аккуратно срезай грибы и не топчи их» | Дидактические игры: «Не всякому грибу место в лукошке», «На лесной полянке» Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков Математическая игра «В поисках грибной полянки». Ориентация на листе бумаги, с использованием заданных маршрутов. Сюжетно-ролевая игра: «Первая помощь при отравлениях». | Внести схемы и модели «грибы» для самостоятельного составления описательных загадок. Внести муляж гриба и маленьких зверюшек. Обыгрывание по рассказу Сутеева «Под грибом». | Памятка для родителей: «Что делать при отравлении грибами?» |
Пятница | Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу» Викторина с Сибирячком и его друзьями «Правила поведения на природе» Рисование коллективное: плакат с запрещающими знаками: «Охрана природы – экологические знаки» и презентация плаката. Пословицы, поговорки, народные приметы: По лесу ходи – под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Враг природы тот, кто лес не бережет; | Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы» Дидактические игры: «Хорошо, плохо», «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа» Сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Лесное путешествие» Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» | Внести для рассматривания плакаты: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе» Внести: Настольно-печатанные игры: «Земля и её обитатели», «Лото-ассоциации», «Пищевые цепочки», «Зеленый дом» | Опытно –исследовательская деятельность: изучение природоведческой литературы, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями) «Мы исследователи» - разработка правил поведения в природе, Дома дети реализуют замыслы |
Результативность.
- У детей появился интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
- Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых), проявляют бережное отношение к природе
- Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе
- Созданы в группе необходимых условий по ознакомлению детей с природой (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление альбомов рисунков)
Для родителей:
Повысилась степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект - занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе по теме «Для чего нужны дорожные знаки»
Конспект - занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе по теме «Для чего нужны дорожные знаки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?»
Программные задачи: познакомить детей с новым дорожным знаком «Осторожно: дети». Расширять знания детей о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход». Продолжать работу ...
НОД по теме "Для чего нужны дорожные знаки". Старшая и подготовительная группа.
Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками....
Конспект НОД на тему: «Для чего нужны дорожные знаки?»
Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения....
КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ?»
Цель. Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения. Нагля...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ПДД "Для чего нужны дорожные знаки" для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности на дорогах «Для чего нужны дорожные знаки»
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками. Задачи:Познакомить воспитанников с предупреждающими, указательными,...