Образовательный проект по теме: «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?» Для детей старшей группы компенсирующей направленности Воспитатель: Бородина Елена Евгеньевна
проект (старшая группа)

Бородина Елена Евгеньевна

Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса попробовать незнакомые ягоды, испугавшись, раздавить муравья и т. д.).

Отсюда и возникла необходимость в создании проекта,  целью которого стало : Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе; Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни, посредством сказочных героев журнала «Сибирячок».

Посредством сказочных героев журнала «Сибирячок» и  созданной игровой ситуации, дети ежедневно получали информацию о том, как  различать опасное и безопасное для человека и природы, полезное и нужное, лечебное и простое, познакомились с природоохранными и запрещающими знаками.Благодаря созданным условиям предметно развивающей среды, за счёт наглядного и демонстрационного материал: презентации, иллюстрации, фотографий, игр,  библиотечки книг и журналов «Сибирячок», кукол прототипов героев журнала «Сибирячок», сделанных  руками родителей, проект получился интересным и занимательным, что и позволило  достигнуть планируемых результатов. Таким образом, в результате проведенной работы цель была достигнута . Благодаря проделанной работе у детей сформированы основы безопасного поведения в природе. Дети начали выделять источники опасности, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых ситуациях воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и явлениями, дети увереннее чувствуют себя в реальной жизни, а родители стараются не просто оградить их от опасности, но и совместно с детьми играя, далее знакомят с миром природы безопасно и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppa_11.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 216 ОАО «РЖД»

Образовательный проект по теме:

«Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?»

Для детей старшей группы компенсирующей направленности №11

Воспитатель: Бородина Елена Евгеньевна

Иркутск 2021

Содержание:

Актуальность:

В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. И решать эту проблему необходимо с детства. Потому как природа - это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.

Но в дошкольном возрасте у детей недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях в природе. Как различить опасное и безопасное для человека и природы, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу).

Конечной целью такого обучения станет формирование у ребёнка нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Цель:

Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе; Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни, посредством сказочных героев журнала «Сибирячок».

Вид проекта:

познавательно – творческий, групповой

Продолжительность:

краткосрочный -1 неделя

Участники проекта:

воспитатели, воспитанники, родители

Продукт проекта:

Плакат по охране природы

Проблема:

Нужны ли запрещающие знаки в лесу?

Задачи проекта:

Образовательные:
- Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
- Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

- Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;

- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;

- Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе (об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья);

- Познакомить детей с природоохранными и запрещающими знаками;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;

- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру: желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
- вызвать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

Для детей:
- У детей появится интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;

- Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

- Дети познакомятся с примерами безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе;

- Будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;

- Смогут различать, и называть природоохранные и запрещающие знаки.

Для родителей:
Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе;

Развивающая предметно – пространственная среда:

- уголок природы в группе;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг и журналов «Сибирячок»

- куклы прототипы героев журнала «Сибирячок», сделанные руками родителей

Используемая литература:

Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,

Голицына Н.С. «Экологическое воспитание дошкольников»,

Иванова А.И. «Живая экология»,

Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок»,

Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий»,

Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»,

Н.А. Рыжова «Я и природа»

Веракса Н, Галимов ОР «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Горькова ЛГ, Кочергина АВ, Обухова ЛА «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. "Безопасность: учебное пособие по «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Этапы проекта «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?»

для детей старшей группы компенсирующей направленности №11

Этапы проекта

Деятельность воспитателя и специалистов ДОУ

Деятельность детей

I этап (поисковый)

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию.

На утреннем круге тематической недели «Грибы и ягоды» воспитанница нашей группы Вика Крючкова в рамках маршрута выходного дня ездила вместе с родителями в лес за грибами. При въезде в лес она увидела стенд с запрещающими знаками, они ее заинтересовали. Во время ее рассказа о поездке за грибами она задала нам вопрос: для чего нужны запрещающие знаки в лесу? На что я предложила ребятам совместно с воспитателями и родителями найти ответ на поставленный вопрос.

Принимают задачи проекта.

Что мы знаем? Природу нужно беречь.

Что хотим узнать?

Как мы можем помочь природе?

Нужны ли запрещающие знаки в лесу?

Как узнать?

Обратимся за помощью к воспитателям, книгам, родителям, напишем письмо Сибирячку,

II этап (аналитический)

Сбор информации:

Подборка программно- методического обеспечения для реализации проекта.

Планируют с педагогом, как будут реализовывать задачи проекта.

III этап (практический)

Смотри перспективный план по проекту

IV этап презентационный рефлексивный

Подведение итогов

Презентуют плакат «Что нельзя делать в лесу?»

Перспективный план по проекту: «Для чего нужны запрещающие знаки в лесу?» для детей старшей группы компенсирующей направленности №11

Период времени

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Составление «Письма Сибирячку»

Игра – драматизация «К нам в гости приехал Сибирячёк с друзьями»

Дидактическая игра «Дерево –это…» (для птиц, для художника, для зайца, для усталого путника…)

Дидактические игры: «Найди, исправь ошибку», «Как избежать неприятности?», «Береги природу».

Мастерская «Сибирячка»

Создание макета «Осенний лес» из природного и бросового материала (грибы, ветки с ягодами, кусты, лесные жители).

Рассматривание альбома: «Жалобная книга природы»

Внести: восковые мелки, листы бумаги, дидактические игры. Внести атрибуты для Игры – драматизации «К нам в гости приехал Сибирячёк с друзьями»

Внести для рассматривания репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой» И. И. Шишкин; «Берёзовая роща» Левитан И. И

Консультация для родителей: «Общение с природой - прекрасно или опасно?»,

Вторник

Доктор Антиох с презентацией

«Опасные насекомые. Правила поведения при общении с животными »

Рисование коллективное запрещающих знаков «Не разоряй муравейник!», «Не лови бабочек!», «Не трогай руками животных!»

Конструирование из бумаги способом оригами:

«Животные наших лесов»

Игровая ситуация: «Осторожно! Я кусаюсь…»

Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!»

(Правила поведения при общении с животными)

Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Зайцы в лесу», «У медведя во бору».

Рассматривание картин: «Звери наших лесов» (альбом).

Показ презентации «Опасные насекомые. Правила поведения при общении с животными »

Внести: восковые мелки, листы бумаги, схема составления рассказа,

книги «Кто охраняет полянку» Дмитрова, «В гостях у насекомых» В. Танасийчук, «Беспризорная кошка» Б. Житков

Памятка для родителей «Как вести себя при встрече с животными»

Среда

НОД «Таёжкина школа. Ядовитые растения»

Рисование коллективное запрещающих знаков: «Не срывай и не топчи цветы и ягоды»

Рассматривание альбома: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»

Физкультминутка: «За малиной»

Дидактические игры: «Съедобные – несъедобные ягоды»

Настольно-печатанные игры: «Зеленый дом»

Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

Чтение стихотворения: «На земле исчезают цветы»

Рисование красками веточки рябины;изготовление ягод из скрученных салфеток в комочки.

Внести книги: Н. Красильников, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица», альбом: «Ядовитые растения», «Лекарственные растения», Настольно-печатанные игры: «Зеленый дом»

Внести схемы и модели «Ягоды» для самостоятельного составления описательных загадок.

Внести карандаши, краски и трафареты. «Обведи и раскрась ягоды».

Акция: «Мастера в лесу» их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, куски коры, листья, шишки) в рамках выходного дня с родителями.

Четверг

Беседа: «Зачем люди ходят в лес»

Решение проблемной ситуации с лешим Кешой: Лисичка принесла грибы, которые собрала в лесу, но не знает какие грибы съедобные, а какие нет»

Рисование коллективное запрещающих знаков: «Не срывай несъедобные грибы» и «Аккуратно срезай грибы и не топчи их»

Дидактические игры:

«Не всякому грибу место в лукошке», «На лесной полянке»

Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков

Математическая игра «В поисках грибной полянки».

Ориентация на листе бумаги, с использованием заданных маршрутов.

Сюжетно-ролевая игра: «Первая помощь при отравлениях».

Внести схемы и модели «грибы» для самостоятельного составления описательных загадок.

Внести муляж гриба и маленьких зверюшек. Обыгрывание по рассказу Сутеева «Под грибом».

Памятка для родителей: «Что делать при отравлении грибами?»

Пятница

Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»

Викторина с Сибирячком и его друзьями «Правила поведения на природе»

Рисование коллективное: плакат с запрещающими знаками: «Охрана природы – экологические знаки» и презентация плаката.

Пословицы, поговорки, народные приметы:

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Враг природы тот, кто лес не бережет;

Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы»

Дидактические игры: «Хорошо, плохо», «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа»

Сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Лесное путешествие»

Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад»

Внести для рассматривания плакаты: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе» Внести: Настольно-печатанные игры: «Земля и её обитатели», «Лото-ассоциации», «Пищевые цепочки», «Зеленый дом»

Опытно –исследовательская деятельность: изучение природоведческой литературы, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями)

«Мы исследователи» - разработка правил поведения в природе,

Дома дети реализуют замыслы

Результативность.

  1. У детей появился интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
  2. Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых), проявляют бережное отношение к природе
  3. Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе
  4. Созданы в группе необходимых условий по ознакомлению детей с природой (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление альбомов рисунков)

Для родителей:

Повысилась степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе по теме «Для чего нужны дорожные знаки»

Конспект - занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе по теме «Для чего нужны дорожные знаки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?»

Программные задачи: познакомить детей с новым дорожным знаком «Осторожно: дети». Расширять знания детей о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход». Продолжать работу ...

НОД по теме "Для чего нужны дорожные знаки". Старшая и подготовительная группа.

Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками....

Конспект НОД на тему: «Для чего нужны дорожные знаки?»

Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения....

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ?»

Цель. Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения. Нагля...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности на дорогах «Для чего нужны дорожные знаки»

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками. Задачи:Познакомить воспитанников с предупреждающими, указательными,...