«Сказочный мир Корнея Чуковского»
проект по окружающему миру

Юранова Светлана Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочный мир Корнея Чуковского»

Участники: дети старшей группы, родители и воспитатели.
Проект: «Сказочный мир Чуковского»

Тип проекта: познавательно – речевой

Срок реализации: краткосрочный,3 недели. 

Цель проекта: познакомить детей с детским писателем К. И. Чуковским и его творчеством. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения писателя.

 Задачи проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского;

- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом;

- Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств;

- Расширять представления родителей о детской литературе;

- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;

- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.

-Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность.

- Развивать интерес к произведениям Чуковского.

- Воспитывать бережное отношение к книгам; желание защищать слабых, помочь им в трудной ситуации.

- Привлечь родителей к организации развлечений и досугов по произведениям К. И. Чуковского.

Актуальность проекта: Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру. Слабое знание детьми творчества детских писателей; недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей. Опираясь на это, мы выбрали для данного проекта произведение К. И. Чуковского. 

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность родителей и детей; методические разработки. подбор методической и художественной литературы;

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);

дидактические игры;

подбор стихов, сказок;

Методы проекта:

- игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;

- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа,

- наглядные: рассматривание книг, инсценировки;

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

К. И. Чуковский – детский писатель. Написал сказки: «Муха- цокотуха», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе». Сказки весёлые, интересные, их любят дети.

Что ещё написал К. И. Чуковский? Чем отличаются сказки Чуковского от сказок других авторов?

Будем спрашивать у взрослых.

Посмотреть мультфильмы. Послушать запись сказок в исполнении К. И Чуковского. Рассмотреть иллюстрации в книгах.

Задачи по работе с родителями:

- Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге;

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемый результат: Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:

- Создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;

- Оформление альбома рисунков по произведениям К.И.Чуковского.

- Отношение  детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

- Активное участие  родителей в реализации проекта.

- Умеют правильно и бережно обращаться с книгами.

Этапы проекта:

Перед проведением проекта «Сказочный мир Чуковского» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг, проводилась беседа о предстоящем мероприятии.

Детям и родителям было дано домашнее задание:

- перечитать любимые книжки К. И. Чуковского,

- нарисовать рисунок к любимому произведению.

1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2 этап – практический: Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей русских народных сказок.

- Выставка детских работ.

- Накопление методических материалов.

- Изготовление рекомендаций по проблеме «Какие сказки читать детям? ».

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

- пополнить уголок книги материалами по теме проекта;

- воспитывать аккуратность при работе с книгой.

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Беседа "Знакомство с жизнью К. И. Чуковского".

Рассматривание иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского..

Просмотр мультфильма "Мойдодыр".

Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон»,

 «Муха-цокотуха», «Путаница»,

 «Краденое солнце»,  «Мойдодыр», «Тараканище»,

«Доктор Айболит», «Федорино горе»

Художественно-продуктивная деятельность: «Украсим посуду для бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование).

Сюжетно-ролевые игры: Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"

Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки», «Угадай героя по описанию», «Счет сказочных персонажей», игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.

Настольные игры: «Разрезные картинки», Лото «Сказки»

Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)

1.Оформление альбома «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского».

2.Анкетирование для родителей на тему: "Помню ли я сказки дедушки Корнея?"

3.Консультация для родителей

«О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»

4. Памятка для родителей «Семья и книга».

5. Консультация "Как организовать домашнее чтение».

Познавательное развитие

НОД "Если солнышка не будет, что будет? "

НОД «Доктор Айболит»
Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского; игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки». Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.

Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского.

НОД "В Гостях у дедушки Корнея".

Речевое развитие

 Чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Крокодил».

Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме

Заучивание отрывков из произведений.

Социально коммуникативное развитие

просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского», беседа «Откуда пришла книга?»; беседа «Как надо относиться к книге?»; литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского;

Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Беседа по сказкам. Игра «Испорченный телефон».

Художественно эстетическое развитие

«Украсим посуду для бабушки Федоры» - рисование,  «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование).

«Айболит», аппликация по сказке Чуковского.

Физическое развитие

Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня".

Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д.

Тема: «В мире сказок К.И. Чуковского».

Программные задачи: показать удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту, формировать интерес к художественной литературе, учить высказывать суждения к поступкам героев произведений, развивать умения определять название сказки по прочитанному отрывку; продолжать совершенствовать различные виды речевой деятельности, обогащать словарный запас, развивать воображение, память, изобразительные навыки.

Оборудование: рисунки – силуэты к сказкам, выставка книг К. И. Чуковского, портрет К.И.Чуковского, цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, простые карандаши, аудиозапись с голосом К.Ч.Чуковского, костюм «Федоры», предметы из сказок К.Чуковского.

Предварительная работа: чтение сказок К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Собрались все дети в круг, ты мой друг, и я твой друг,

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Ребята, подарите улыбки и нашим гостям.

Воспитатель приглашает присесть на стульчики.

В. (загадывает загадку).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает. Что это? (это книга).

- Что такое книга? (Это когда есть обложка и листочки внутри).

- Зачем нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, быть умным).

- Чем отличаются детские книги от других? (Они с картинками, разноцветные, яркие, красивые, в них большие буквы, чтобы детям было легко читать).

- Кто пишет детские книги? (Писатели, которые любят детей, знают много интересных историй, придумывают истории загадочные, волшебные, весёлые и страшные).

-Каких детских писателей вы знаете? (Н. Носов, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.Михалков, А.Л. Барто, Е.Благинина, Б.Заходер, Б.Житков).

-Приглашаю вас в гости к писателю, который придумывал чудесные сказки в

стихах для детей. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека… Как? (Корней Иванович Чуковский).

-Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его назвали «дедушка Корней», «дедушка Чуковский». Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка, Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так появилась его первая сказка «Крокодил».

-Какие сказки вы знаете?

Предлагаю присесть на стулья.

-В сказках Чуковского много разных героев, много зверей, птиц, насекомых и у каждого ест имя. Давайте поиграем в игру «Кто есть кто».

Айболит – (доктор), Федора - (бабушка), Мойдодыр - (умывальник), Тотошка , Кокошка – (крокодильчики), Цокотуха – (муха), Бармалей -(разбойник), рыжий, усатый великан – (таракан), Каракула – (акула). (Дети показывают картинки с героями сказок).

-Ребята, у каждого из вас есть любимая сказка Чуковского. Поиграем в игру « Угадай, из какой сказки». ( Дети читают по очереди отрывки из сказок К.Чуковского, а другие называют, воспитатель задаёт вопросы детям).

- Чему учит сказка «Айболит»? ( Эта сказка учит помогать окружающим: людям и животным).

- Чему учит сказка «Краденное солнце»? (Сказка учит быть добрым, смелым, уметь защитить друзей).

Чему учит сказка «Муха-Цокотуха»? (Сказка учит быть добрым, смелым и вежливым».

- Чему учит сказка «Телефон»? (Телефон нам необходим для того, чтобы сообщать важные новости, по телефону нужно разговаривать вежливо).

-Чему учит сказка «Мойдодыр»? (Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом).

-Чему учит сказка «Тараканище»? (Эта сказка учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими).

-Чему учит сказка «Путаница»? ( Эта сказка учит нас быть послушными, не шалить и не баловаться).

-Чему учит сказка «Федорино горе» (Эта сказка учит быть аккуратными, внимательными, вежливыми и трудолюбивыми).

-Чему учит сказка «Бармалей»? ( Добро всегда побеждает зло, нужно быть добрее).

-Воспитатель предлагает послушать в исполнении автора сказку «Чудо – дерево».

Физкульминутка.

Будем бегать и играть, будем силы набирать,

Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, а потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим, во все стороны глядим.

Где же Африка - страна? Может помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем, как весёлый звонкий мячик.

Скок-поскок, скок - поскок, не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам по траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать, по густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали.

Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

- Следующая игра «Что сначало, что потом». (Соединить героя сказки с поступком, который он совершил. Воробей съел таракана, крокодил проглотил солнце, комар спас Муху – цокотуху, Айболит вылечил зверей, Федора помыла посуду, медведь вернул солнце в небо, лисички зажгли море, бабочка потушила море, был злой крокодил, стал добрым).

-Ребята, пока мы с вами играли, у меня оказались предметы и вещи из сказок К.Чуковского. Надо их снова отправить в сказки. Каждый из вас возьмёт по одному предмету и вспомнит сказку и строчки, в которой говорится об этом предмете.

Воздушный шарик из сказки «Тараканище», телефон из сказки «Телефон», монета из сказки «Муха-Цокотуха», мыло из сказки «Мойдодыр», блюдце из сказки «Федорино горе», спички из сказки «Путаница», фонендоскоп из сказки «Айболит», солнце из сказки «Краденное солнце», пальма из сказки «Бармолей».

- В какой сказке действует больше всего вещей и посуда перевоспитала свою хозяйку? Вспомните, как Федору звали по отчеству? (Федора Егоровна. Входит взрослый в костюме бабушки Федоры).

- Здравствуйте, ребятки! А кто я такая знаете? Про меня К. Чуковский целую историю рассказал. Помните, от меня вся посуда убежала, я о ней не заботилась, не мыла, не чистила. Плохо мне одной было, а потом я с посудой своей помирилась, теперь я – чистюля, любо – дорого посмотреть!

(Вы из сказки Чуковского «Федорино горе»!)

-Федора: Да это я, спасибо, узнали, милые вы мои! Очень вы мне, ребятки, нравитесь, тётушка я добрая и предлагаю вам поиграть.

(Пальчиковая гимнастика «Посуда»).

-Федора достаёт из сумки, принесённые с собой альбомные листы с нарисованными на них силуэтами посуды, и предлагает раскрасить их.

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо, 3 – наверх, 4 - вниз,

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

(Дети закрашивают карандашами, восковыми мелками, акварелью, гуашью, штрихуют простыми карандашами, рисуют печатками).

По окончании работ Федора хвалит детей и уходит.

Рефлексия.

Ребята, кому понравилось занятие положите на свою работу красный кружок, кому не очень понравилось занятие положите зелё

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.

Задачи:

- развивать творческие способности;

-развивать интерес к чтению книг;

- развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности

- воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

В ходе реализации проекта « Сказочный мир Чуковского» предполагаемые результаты были достигнуты:

Дети  закрепили и систематизировали знания о произведениях К.И. Чуковского. Дети сиаршей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Дети были участниками драматических и кукольных спектаклей. Дети научились отображать прочитанное в творческих работах.

1. В группе созданы  необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:

2.Создана библиотека произведений К.И.Чуковского;

3.Оформлен альбом рисунков по произведениям К.И.Чуковского.

4.Большинство детей к книге стали относится не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

5.Родители приняли активное участие в реализации проекта (мамы и папы, бабушки и дедушки)

Вывод:

Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: « Мойдодыр » - аккуратности и опрятности; « Федорино горе » - бережному обращению с посудой, порядку; « Айболит » - быть добрыми, заботиться о других; « Муха-Цокотуха » - смелости, уметь помогать другим.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.

Итоговое занятие: игра - викторина «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского.

Цель:

- закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;

- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев, ситуации, воспринимать образное содержание.

- развивать умение у детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

- развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

- Иллюстрации к сказкам К. Чуковского;

- Сказки К. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».

- Портрет К. Чуковского.

- Атрибуты к сказкам.


Ход занятия.

Ведущий:

- Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведем викторину на лучшего знатока сказок К. Чуковского.

- У нас две команды. Первая команда - «Солнышко». Вторая команда - «Ручеек»

Приветствие.

Девиз первой команды:

«Мы едины, мы непобедимы

Книжки мы читаем,

Сказок много знаем».

Девиз второй команды:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Ведущий:

- А оценивать наши конкурсы будет жюри.

1. Разминка - Для начала давайте вместе вспомним какие сказки Корнея Чуковского мы знаем? («Путаница», «Краденое солнце», «Телефон», «Муха – Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Федорино горе», «Крокодил».)

2. - Что такое? Что за шум? Что случилось? Не беда ли приключилась?.. Не волнуйтесь, все в порядке – едут к нам в гости книжки и загадки. Угадайте, кто там:

- Из какой сказки герой?

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет-

Она знать дает. (Собака «Айболит»)

Маленький, беленький

По лесочку прыг, прыг.

По снежочку тык, тык. (Заяц «Путаница»)

Осенью в щель заберется

А весной проснется. (Муха «Муха-Цокотуха»)

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? (Слон «Телефон»)

3.Ведущий:

– Поиграем с вами мы в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор).

Бармалей (разбойник).

Федора (бабушка).

Каракула (акула).

Мойдодыр (умывальник).

Цокотуха (муха).

Рыжий, усатый великан (таракан).

Тотошка, Кокошка (крокодильчики).

4. Ведущий:

- Вспомните ребята, кто в сказках К. Чуковского это сказал:

Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами. (Раки)

Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят (Мойдодыр)

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать! (Котята)

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой! (Федора)

5. Ведущий:

- Предлагаю поиграть вам в игру «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем сейчас угадаете. ( Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы):

Мочалка («Мойдодыр»)

Фонарик («Муха- цокотуха»)

Коробок («Путаница»)

Телефон («Телефон»)

Градусник («Айболит»)

Спички («Путаница»)

 - Вспомните сказку по отрывку. Из какой сказки эти строки?

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами («Путаница»)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня. («Мойдодыр»)

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

- Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели! («Телефон»)

А рядом прикорнула

Зубастая акула.

Зубастая акула

На солнышке лежит («Айболит»)

6. - А сейчас я предлагаю вам прослушать записи, а вы отгадайте про кого в ней рассказывается. (Звучат аудиозаписи.)

- Бармалей.

- Муха – Цокотуха

- Крокодил

- Айболит

- Федорино горе

- Мойдодыр

- Тараканище

- Телефон

7. Подведение итогов.

Ведущий:

Вот и подошла к концу наша викторина по сказкам К. Чуковского. Мы увидели, что дети любят и знают сказки К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы!

Награждение команд памятными подарками.

Консультация для родителей  «Семейное чтение»

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит — книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)

Цель представленных ниже материалов – напомнить родителям, что семейное чтение это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

Советы родителям

  • Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
  • Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
  • Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.
  • Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
  • Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
  • Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
  • Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
  • Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы — от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

Читайте Вашим детям

Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень  подходит для этого время перед отходом ко сну.

Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.

Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первой книгой может стать пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик.

Книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев, но только под присмотром, так как в этом возрасте ребёнок грызёт гранит науки в прямом смысле слова. Гиперактивному ребёнку на раннем возрасте лучше вводить по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну книжку, не отвлекаться на вторую. Психологи рекомендуют читать малышам стихи постоянно, но что делать, если на заучивание стихов у родителей нет ни сил, ни времени, а ребёнок ещё мал, чтобы сам обращаться с книгой?

Можно развесить по квартире листочки бумаги со стихами. На кухне – про еду и обжор, в ванной (лист предварительно заламинировать!) – про грязнуль и купание, около дивана – про зарядку и силачей, в спальне – «засыпальные» и «вставальные» стихи и т.д.

Месяцев в 10 уже можно давать в руки первые книжки со стихами. Причём не удивляйтесь, когда ребёнок выберет две любимые, которые за день будут перечитываться, каждая по 25-30 раз.

   Если вы видите, что ребенок устал, «поиграйте в книжки». Пусть ребенок покажет, как «идёт бычок, качается». А как Таня заплакала? А как мячик скачет.  После игры продолжайте читать дальше.

Введите обязательный ритуал чтения книг на ночь.

Не отказываете детям в покупке книг. Возьмите за правило ходить в книжный магазин вместе с ребенком. Пусть это станет для него знаменательным событием.

Помогают привить любовь к чтению диафильмы.

Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно там, где маленькие наклеечки нужно вставлять в текст. Получается чтение совместно с активным занятием. Причём, если позволяют средства, можно купить книжку с многоразовыми наклейками, и тогда можно будет читать-играть почти бесконечно.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…

Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.

Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр.

И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка.

Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок.

Как начать семейное чтение

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.

Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Несколько практических советов:

  • Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше.
  • Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни.
  • Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней.
  • Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать.
  • Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой
  • Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;
  • Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям
  • Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий.
  • После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.
  • Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше — запишитесь в библиотеку всей семьей.
  • При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря.

Читайте, рассказывайте сказки

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям, а если они  выросли — внукам.

         Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно — у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.

А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

 Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

 Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

 Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

 Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

 Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

  Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге.

Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие 3года обучения. Тема. Сказочное королевство Корнея Чуковского.

Цели:1 Выявить знания детей по разделам программы    2Развивать внимание, тактильно двигательное восприятие, логическое мышление, речь. 3Воспитывать интерес к миру сказок, желание ...

Конспект НОД в средней группе "Сказочная страна Корнея Чуковского"

Занятие по развитию речи в средней группе "Сказочная страна Корнея Чуковского"...

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «Сказочный мир Корнея Чуковского» поможет спланировать работу воспитателя на неделю. Карта составлена в соответсвии с ФГОС...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Цель занятия:- закрепление знаний детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского; речевое развитие.Задачи:- вспомнить названия и содержание сказок К. И. Чуковского;- упражнять детей в чтении ст...

ПРОЕКТ по ознакомлению с художественной литературой «Сказочная страна Корнея Чуковского»(средняя группа)

Проект способствует формированию у детей  представлений о творчестве К. Чуковского:  дети узнают и называют автора и названия его сказок по иллюстрациям, по строкам из текста, драматизируют ...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Сказочная страна Корнея Чуковского»

Занятие может использоваться для  формирования у детей интереса к творчеству  К. Чуковского...

Презентация проекта "Сказочный мир Корнея Чуковского"

Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые педагогические...