ООД по ознакомлению с окружающим, тема: "Квест-игра "По лесным тропинкам"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Маляренко Елена Андреевна

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx161.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 «Теремок»

http://arte1.ru/images/detailed/2/14230.jpg

Организованная образовательная деятельность

по образовательной области

«Познавательное развитие».

Направление «Ознакомление с окружающим»

Тема: квест-игра «По лесным тропинкам»

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Маляренко Елена Андреевна

п. Красногорняцкий, ноябрь 2020

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры.

Задачи: 

  1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса.
  2. Развивать устойчивый интерес к природе, развивать внимание, логическое мышление, умение работать в группах.
  3. Воспитывать у детей желание беречь природу, нести ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.

Методы и приемы: наглядные, игровые, словесные, познавательные.

Оборудование: спортивный инвентарь: «таблетки», костюм осени, макеты деревьев (дуб и каштан), природный материал (желуди, каштаны), картинки с изображением диких животных, игра «Собери мусор», экологические знаки поведения в природе, фонограмма пения птиц.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, отгадывание загадок, составление рассказов о птицах и животных, д/и «Кого не стало», «Четвертый лишний». «Кто что ест», «Животные и их детёныши» и др.

Ход ООД:

Организационный момент

Осень: Здравствуйте, ребята! Вы знаете - кто я?

На берёзках и на клёнах
Был когда-то лист зелёный,
А сегодня – золотится,
Тихо под ноги ложится.
Кто его сорвал и бросил?
Угадали? Кто я ? - ... (осень).

Осень: Давайте поприветствуем друг друга!

(Дети становятся в круг)

Осень: Вы – дружные ребята,

Возьмёмся за ладошки,

Подарим мы друг другу

Любви, тепла немножко.

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)

Осень: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете.

(Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Введение в ОД: мотивация детей.

Осень: Какой прекрасный сегодня день! На улице тихо падает листва, солнце, хоть и не так греет, но всё же светит ярко. Осень - удивительная пора. Вы согласны со мной? (ответы детей)

Осень: Мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы знаете осенние приметы. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы? (ответы детей)

Осенью растут грибы? (ответы детей)

Тучки солнце закрывают? (ответы детей)

Колючий ветер прилетает? (ответы детей)

Туманы осенью плывут? (ответы детей)

Ну а птицы гнезда вьют? (ответы детей)

А букашки прилетают? (ответы детей)

Урожай все собирают? (ответы детей)

Птичьи стаи улетают? (ответы детей)

Часто- часто льют дожди? (ответы детей)

Достаем ли сапоги? (ответы детей)

Солнце светит очень жарко? (ответы детей)

Можно детям загорать? (ответы детей)

Ну а что же надо делать? (ответы детей)

Куртки, шапки надевать? (ответы детей)

 

Совместная постановка детской цели

Осень: Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени. Это очень хорошо. Ребята, а ведь я пришла сегодня к вам не просто так, у меня случилась беда. Дело в том, что пока я одевала природу в осенний наряд, кто – то утащил мою корзинку с приметами. Её обязательно нужно найти. Вы мне поможете? (Ответы детей)

Осень: Хорошо. Тогда я предлагаю нам с вами отправиться в небольшое путешествие - на поиски моей корзинки.

— Как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей)

— Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.

Возьмитесь за руки, чтобы никто не потерялся…

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

 

Актуализация знаний детей

 

Осень: Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, пожалуйста, куда мы с вами попали? Как называется место, где растёт много деревьев? (Лес) Правильно. Сегодня мы снова в гостях у леса. Мы снова повстречаемся с его жителями и узнаем, что нового происходит в лесу.

Обратите своё внимание на деревья. Почему на них листва пожелтела? И много листьев лежит на земле? (Листья желтые, потому что наступила осень). Как называется явление в природе, когда листья опадают с деревьев? (Листопад) 

Осень: Правильно.  Посмотрите, лес какой -то грустный, деревья без листочков, давайте оживим наши деревья и найдем каждому дереву свой листочек.

Игра «Найди листочек своему дереву» (дети развешивают на деревья листочки и проговаривают " это дубовый листочек, он с дерева луб и т.д)

Осень: Вот и  повеселели наши деревья.

Осень: Ребята, злой, колючий осенний ветер разбросал плоды деревьев. Давайте разложим семена около своего дерева. Игра «Разложи семена»

(Дети раскладывают еловые шишки к ели, сосновые к сосне, жёлуди к дубу, каштаны должны остаться.)

Осень: Молодцы, ребята, помогли разложить все семена правильно. А что лишнее осталось, какие семена?

Дети: Семена каштана.

Осень: А почему?

Дети: Каштаны растут в городе.

Осень: А чтобы ветер подобрел, давайте с вами вспомним песню про ветер. (исп. Песня «Дует, дует ветер»)

Осень: Покажите, как дует ветер (Дыхательная гимнастика «Ветер»: вдох через нос, выдох через рот, громко произнося звук у)

Осень: Ребята, вы слышите музыку леса? Лес очень музыкален: он поет, шелестит листьями под ногами, шуршит ветвями, стучит каплями осеннего дождя, наполнен звуками лесных обитателей.

Осень: Ой, ребята, кто это прячется под ёлочкой?

Отгадайте загадку:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

(Осень достаёт из - за ёлочки зайчика )

Осень: Ребята, а что зайчик делает осенью? (Зайчик осенью меняет серую шубку на белую)

Осень: Зачем зайчику белая шубка? (Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.)

Осень: Давайте попрыгаем, как зайчики. ( Игра «Зайка беленький сидит»).

Осень: Кого же ещё мы встретим в лесу?

 

- Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

(Осень достаёт из - за ёлочки медведя)

Осень: - А вы знаете, что медведь делает осенью? (Всё лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Осень: Давайте поиграем с медведем. Игра «У медведя во бору»

Осень: Ребята, пойдёмте дальше по нашему лесу. Может, мы ещё кого-нибудь встретим.

Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

(Осень показывает белку).

Осень: Что делает белка осенью? (Белочка собирает грибы, орешки, шишки.)

Осень: А белочка меняет шубку? (да)

Осень: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

Осень: Почему серая? (потому что деревья серые)

Осень: Правильно. Молодцы!

Осень: Ой, ребята, а это что за зверёк? (Осень показывает ёжика).

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Осень: Правильно, ребята. Это ёжик. А вы знаете, что ёжик делает осенью? (нет)

Осень: Я вам сейчас расскажу:

Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест червей, лягушек, мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды, грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.

Осень: Ребята, кто-то насорил в нашем лесу, и ежик не может найти свою нору, чтобы лечь спать. Что же делать? (убрать мусор) (Игра «Сортируй мусор»)

Осень: Ребята, а какие ещё животные живут в лесу? (Ответы детей)

Осень: В лесу, помимо животных , ещё много жителей. А кто это, вы догадаетесь, отгадав мои загадки:

  1. Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел) (Дети находят на дереве дятла)

 

  1. Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня … (синичка). (Дети находят на дереве синичку)

 

  1. Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь) (Дети находят на дереве снегиря)

Осень: Все эти птицы остаются в наших краях зимовать, поэтому их называют зимующими. Ребята, а как называют птиц, которые перед приходом зимы улетают от нас в тёплые края? (Перелётные).

Игра «Распредели птиц». На рябину, переместим птиц, которые зимуют, а на березу, тех птиц, которые улетают на юг.

(Дети выполняют задание.)

Осень: Молодцы!

Осень: Ребята, посмотрите, а вот и моя корзинка нашлась. Ой, кто – то положил в неё приметы других времён года и перепутал их. Нам обязательно нужно с вами всё исправить, а иначе в природе всё перепутается. Вы согласны? (Ответы детей)

Осень: Хорошо. Тогда сейчас я разложу картинки, а вы должны будете отобрать и положить ко мне в корзину только те из них, которые относятся к осенней поре.

(Дети выполняют задание, при этом поясняя свой выбор).

Осень: Молодцы! Замечательно справились с заданием!

Осень: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу. Сегодня мы узнали, что звери и птицы по-разному готовятся к зиме. А нам пора возвращаться в детский сад, где я угощу вас своими вкусными, сочными яблочками.

Осень: Давайте скажем волшебные слова: "Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились!"

 

Подведение итогов.

 

Осень: - Дети, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей)

А зачем мы отправились сегодня в лес? (Ответы детей)

О каком времени года мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Кого мы сегодня видели? (Ответы детей)

Что нового и интересного узнали? (Ответы детей)

Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Осень: Мир природы разнообразен. Животные бывают разные. Мы должны бережно относиться к окружающей нас природе.

Осень: Спасибо Вам большое! Чтобы я без Вас делала!? Помогли мне столько дел сделать! Мне с вами было очень интересно! Ну все, мне пора.

Мне жалко с вами расставаться,

Но близится зимы черед

Я к вам опять приду, ребята

Вы ждите Осень через год.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа" Программные задачи: Закреплять знания детей о лекарственных растениях.Учить распознавать и называть лека...

КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «СЮРПРИЗЫ ЛЕСНОЙ ТРОПИНКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКАКонспект непосредственной образовательной деятельности участвовал в районном конкурсе методических разработок"Моё лучшее занятие"в номинации "Тропинками здоровья&q...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста средней группы при ознакомлении с окружающим миром на тему: "Лесные дары".

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром  на тему: "Лесные дары".Технологическая карта для детей ...

Конспект итогового занятия во 2 младшей группе по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром на тему «Лесная полянка»

Программное содержание:- Закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник);- Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?»- ...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром природы с элементами художественного экспериментирования в старшей группе на тему: «По лесным тропинкам, в наш волшебный лес»

Предлагается путешествие по лесной тропинке, составляется карта. На пути встречаются лесные жители... Где дети с удовольствием проходят испытания Интегрированное занятие с инструктором по физкультуре ...

НОД по ознакомлению с окружающем миром на тему: «Безопасная тропа» для детей старшего дошкольного возраста

Материал подходит для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружаюшим миром....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Как спасаются лесные жители от зимней стужи"

Задачи:Образовательная: Связная речь: учить детей отвечать на вопросы предложениями.Грамматический строй: учить образовывать уменьшительно – ласкательные названия детенышей животных, соотно...