КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе Тема: «СЮРПРИЗЫ ЛЕСНОЙ ТРОПИНКИ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Конспект непосредственной образовательной деятельности участвовал в районном конкурсе методических разработок
"Моё лучшее занятие"
в номинации "Тропинками здоровья" (1-е место)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6» г.Емвы
КОНСПЕКТ НОД
по ознакомлению с окружающим
в подготовительной к школе группе
Тема: «СЮРПРИЗЫ ЛЕСНОЙ ТРОПИНКИ»
Автор: воспитатель
МАДОУ «Детский сад №6» г.Емвы
Кутькина Татьяна Борисовна
Емва, 2018
Описание материала: конспект непосредственной интегрированной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Сюрпризы лесной тропинки». Это конспект познавательного характера, где систематизируются знания детей о растениях, цветах, животных леса.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - расширение кругозора, представлений о полезном и вредном для здоровья, формирование представлений о растительном мире.
«Социально-коммуникативная» – игровая деятельность, коммуникативные навыки и умения.
«Речевое развитие» – расширение словарного запаса, чтение стихов, называние народных примет.
«Художественное творчество» - музыкально – ритмические движения: танец, создание поделок своими руками.
«Физическое развитие» – ходьба, бег, пальчиковая гимнастика
Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия: занятие-путешествие.
Цель: расширение и уточнение представлений детей о значении лекарственных растений и растений в целом в жизни человека и животных, обобщение знаний об их характерных признаках, совершенствование связной речи, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
образовательные:
- развить представление о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни;
- расширять представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь названия растений, лекарственных растений, ягод, грибов.
- закрепить умения правильно строить предложения разных конструкций, выразительно читать стихи;
- закрепить знания детей о временах года.
развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь детей;
- продолжать развивать знания о растительном мире;
- активизировать знания детей о правилах поведения в лесу;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать вкусовые, тактильные ощущения.
воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе и бережное к ней отношение;
- воспитывать любознательность, мышление и речь детей, доброжелательность, чувства сопричастности к окружающей природе;
- прививать навыки правильного поведения на природе;
Методические приемы:
- словесные – дидактические игры экологической направленности, беседа, рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, динамическая пауза, рефлексия.
- практические - малоподвижные игры, изготовление знаков.
- наглядные – иллюстрации с изображением различных растений, демонстрация слайдов.
Предполагаемый результат: дети могут называть растения и лекарственные растения, ягоды, грибы, могут рассказать о значимости лекарственных растений для человека, о том, как человек может использовать их для укрепления своего здоровья и о том, какую опасность могут нести ядовитые растения.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации совместной деятельности: дидактические игры, малоподвижная игра, беседа, обсуждение, работа по составлению знаков.
Материалы и оборудование:
- оформление зала: дерево (берёза), бумажный ручеёк, лепестки в корзине, дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы», волшебная палочка;
- музыкальное оформление: костюмы Мальвины, Бабы Яги, Феи цветов, доктора Айболита, сарафаны для танца;
- маски зверей, цветов, птиц; конверт Карабаса Барабаса с загадками; картины цветов, деревьев, кустарников, насекомых, растений, трав, ягод, птиц, грибов; запрещающие знаки;
- на тарелках - ягоды морошки, брусники, черники, клюквы, фиточай;
- использование ИКТ
Предварительная работа:
- изготовление запрещающих знаков совместно с родителями;
- изучение и заучивание народных примет;
- рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»
- чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- беседы о животных, растениях, ягодах, грибах;
- рассматривание фотографий и иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- разучивание песен, стихов и музыкально-ритмических движений.
Ход НОД:
Воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровье будет много лет.
- А сейчас, ребята, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: - Ребята, скажите, какое время года сейчас на улице? Почему вы так думаете?
- А любите ли вы путешествовать?
- Не подскажете, на чём можно отправиться в путешествие? (рассуждения детей)
- Хотели бы вы попробовать отправиться путешествовать в лето, да ещё и пешком?
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в одно увлекательное путешествие.
Я люблю побродить по Зеленой стране
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берет.
В этой стране - благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с Зеленой страной навсегда подружись!
Воспитатель: Ну, как, догадались, куда мы отправляемся?
- Сегодня мы окунёмся в таинства родной природы, повстречаемся с растениями, животными, цветами, героями сказок, заглянем в лесную аптечку и весело отдохнём.
Звучит музыка, дети отправляются по Зелёной стране.
1 остановка «Лесная опушка».
(на земле лежит конверт, дети самостоятельно читают, чьё это послание)
- Ребята, да, вы правы. Карабас со своим другом Дуремаром прислал нам загадки природы. Если мы сумеем отгадать, пойдём дальше.
(Детям предлагается расположиться на ковриках цветочных, пенёчках. Ответы детям подсказывают картинки с мультимедий ного экрана)
А) Какие цветы любят расти на опушке леса? (ромашки, колокольчики, калужница, папоротник, одуванчик, иван-чай (кипрей), клевер).
Б) Какие птицы встречаются на опушке леса? (сороки, вороны, дятел, кукушка, сова).
В) Какие ядовитые растения (ягоды, грибы, цветы) следует обходить в лесу и на опушке? (ландыши, поганки, мухомор, волчье лыко).
Г) По каким цветкам, птицам, насекомым можно определить погоду?
Конкурс народных примет
(варианты примет)
1. Цветы сильно пахнут – к дождю.
2. Одуванчик сжимается – к дождю.
3. Божья коровка села на ладонь и быстро улетела – к хорошей погоде, а если улетать не торопится – к дождю.
4. Цветы раскрыли свои глазки широко – к ветру.
5. Птицы поют, стрекозы и кузнечики стрекочут – к погожему дню.
6. Если утром роса блестит на траве – к хорошей погоде.
7. Если головка клевера закрывается – приближается дождь.
8. Цветы утром хорошо раскрылись – к ясной погоде, запаздывают – к дождю.
Д) Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (Бабочка).
Из-за дерева появляется Мальвина (под музыку)
- Здравствуйте, ребята. Отгадайте и мою загадку:
В белом сарафане встала на опушке,
Летели синицы, сели на косицы (Берёза). (Хвалит детей)
Воспитатель: Мальвина, а наши девочки подготовили сюрприз для твоей берёзки.
Танец «Во поле берёза стояла» (4 девочки)
Берёза шепчет девочкам «Спасибо»
Вновь появляется Мальвина и рассказывает детям, что произошло на опушке леса…
- Ребята, как думаете, кто здесь вредил природе? (Ответы детей) Да, наверное, побывали туристы, быть может отдыхающие… Посмотрите, раскидали грязные банки, мусор кинули прямо под корни берёзки, поломали ветки, ранили дерево…Смогли бы вы помочь мне составить письмо об их неправильном поведении в лесу и расставить знаки: чего нельзя делать в лесу?
Дети составляют письмо и расставляют знаки на пути, заранее сделанные вместе с родителями:
- нельзя трогать яйца птиц, разрушать гнёзда;
- нельзя рвать паутину;
- нельзя рвать и топтать цветы;
- нельзя наступать на грибы и пинать их;
- нельзя ловить насекомых: бабочек, пауков, жуков;
- нельзя разрушать муравейники;
- нельзя разжигать костёр;
- нельзя деревья ломать и рубить;
- нельзя сорить.
Мальвина: Вот спасибо, ребята, теперь туристы будут знать, чего нельзя делать в лесу, будут вести себя правильно. А вы-то сами знаете, как надо себя вести в лесу? Ответы детей
Динамическая пауза.
Музыкальная игра «Плетень».
Звучит музыка, дети продолжают путь, навстречу им Баба Яга.
Баба Яга: Что это вы тут делаете?
Дети: Мы отправились путешествовать!
Баба Яга: Никакого вам путешествия, пока не отгадаете мои загадки. А если отгадаете, получите волшебный клубок, который укажет вам путь дальше.
Дети отгадывают загадки, если ответ правильный – на экране появляется изображение.
- Я хожу, а он остаётся (след)
- Кто на ветке шишки грыз и бросал их сверху вниз (белка)
- Много рук, а нога одна (дерево)
- Зимой и летом одним цветом (ель)
- Я красна и кисла, на болоте я росла,
Дозреваю под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква).
Баба Яга с жалостью отдаёт свой клубок, звучит музыка, дети продолжают путь.
Пальчиковая гимнастика » Паучок »
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель: Что же нас ждёт на следующей остановке? Почему здесь тихо?
Дети: Потому что листва деревьев не пропускает шума, поэтому тихо.
2 остановка «Встреча с тайнами лесной тропинки».
(детей встречают звери и птицы: волк, медведь, заяц, лисёнок, дятел, здороваются с детьми и предлагают поиграть)
Игра «Угадай и назови» (на мультимедийном экране по очереди появляются изображения берёзы, земляники, гусеницы, муравья, кукушки, дятла)
Игра «Узнай по вкусу» (дети с закрытыми глазами узнают на вкус ягоды морошки, брусники, малины, черники, клюквы)
Звери: Ребята, что происходит с нами зимой? (медведь и ёж в спячке, заяц меняет серую шубку на белую).
- А ещё мы перепутали все грибы, не знаем теперь, где съедобные, а где несъедобные. Помогите нам разобраться, а то может случится беда…
Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
(дети собирают в разные корзинки муляжи грибов, отмечают, что несъедобные грибы нельзя трогать, можно отравиться).
Звери хвалят детей, дети продолжают путь.
Перед детьми ручей, слышен крик: Помогите, выручите!
(дети-цветы взывают о помощи, ручей засорен. Чтобы пройти через него, нужно очистить от мусора, дети очищают и проходят через ручей)
3 остановка «Цветик-семицветик».
(Появляется Фея цветов, в руках корзинка с лепестками цветов)
Фея: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я Фея цветов, загадаю вам загадки о цветах. На правильный ответ загорится огонёк волшебной палочки, кроме того, вы получите в награду лепесток.
Варианты загадок
- Хороша трава – красная головка: и медку подарит, и чайку заварит (иван-чай (кипрей));
- Что цветёт без цвета? (папоротник).
- Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет (колокольчики).
- Кувшинки и блюдца не тонут и не бьются (кувшинки).
- Какой цветочек маленький знаем мы с тобой,
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой?
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь (незабудка).
6. Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел (одуванчик).
7. Стоят в лугах сестрички золотой глазок, белые реснички (ромашки).
Дети отправляются на следующую станцию, приглашая с собой Фею цветов.
4 станция «Лесная аптечка».
Детей встречает доктор Айболит.
Доктор Айболит: Ребята, а какие лекарственные растения, ягоды и травы вы знаете?
(дети называют: ромашка, шиповник, черника, брусника, зверобой, смородина, малина, крапива, клюква)
Доктор Айболит: А теперь расскажите об этих растениях, ягодах или травах.
Дети читают стихи, рассказывают, что можно приготовить из всего этого, чем они полезны.
Стихотворение «Одуванчик»
Носит одуванчик, желтый сарафанчик,
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Стихотворение »Ромашка»
Я – Ромашка полевая,
Про меня все дети знают
У ромашки, белой пташки,
На зеленом, на лугу
Солнце прячется в кармашке,
Выгнув лучики в дугу.
Что можно сделать из брусники? (Соки, сиропы, варенье, карамельные начинки, морс).
Если брусничку добавить в корм домашней птице, она снесёт много яичек.
Её листья лечат желчный пузырь, желудок, почки.
Свежие ягоды голубики понижают температуру.
За что клюкву назвали чудо – ягодкой? (Она питательная и лечит, много витаминов). Свежие ягоды очищают почки и выводят вредные вещества. Когда на Руси не было чая, по утрам пили клюкву, заваренную водой. Особенно полезна клюква детям. Клюквенный сок с медом лечит кашель и ангину.
Доктор Айболит: Да, лес это наше богатство. Ягоды смотрят на нас крупными своими глазами и умоляют: «Съешь нас, но маму – кустарник не рви с корнем, не топчи её».
(дарит детям полезный фиточай из лесных даров природы)
5 остановка «Полянка отдыха».
Воспитатель: Вот, ребята, здесь собрались все звери лесные, птицы, насекомые. А какие песни вы знаете о них? Ответы детей
Звучит песня «Про муравья»
Релаксация. Дети располагаются на полянке, ложатся на траву и вдыхают её ароматы.
Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, жалуются звери на людей. Помогите людям запомнить правила поведения в лесу.
Дети перечисляют правила друзей природы
А) не срывай цветов
Б) не ломай ветки
В) не убивай лягушек
Г) не лови насекомых
Д) не лови диких животных
Рефлексия. Воспитатель предлагает выбрать разноцветных бабочек:
- красная, если мероприятие понравилось и запомнилось;
- жёлтая, если затруднялись с ответами;
- синяя, если было не интересно и не узнали ничего нового.
Звучит песня «Наш край».
Воспитатель: Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу
А теперь пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
Дети, надо попрощаться:
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
- Увлекательное путешествие подошло к концу. Давайте, ребята, будем беречь лес, полный сказок и чудес!!!
Герои интересного путешествия Мальвина, Фея цветов, Баба Яга, Доктор Айболит и звери дарят детям ватрушки с лесной ягодой брусникой, дети прощаются и возвращаются в детский сад, отражают свои впечатления в рисунках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «Мир доброты и вежливости».
Дети знакомятся с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: «Путешествие в мир мягкой игрушки» Цель занятия: познакомить детей с игрушками и и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)
Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: "Путешествие в Африку"
Знакомство детей с природными зонами Африки. Закрепление знаний детей о животных жарких стран....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему: «Минин и Пожарский – защитники земли русской»
Конспект занятия с возможностью применения интерактивной доски....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы " история обыкновенных вещей"
расширить представления детей о знакомых, предметах,историй их происхождения,разнообразием.продолжать учить детей отгадывать загадки.развивать мышление,любознательность...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Виды ткани".
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Виды ткани"....