Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский групповой проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительный водоем»
Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т. е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» удивительный мир рыб.
Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений, социальных норм и правил.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ;
- развивать способность эмоционально реагировать на негативные проявления, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Развивающие:
- развивать воображение и творчество;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира;
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Коррекционные:
- развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Участники проекта: дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский с элементами творчества.
Информация, знания, впечатления, полученные детьми в совместной деятельности и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат:
- получение детьми первоначальных представлений о традиционных нормах морально-нравственного поведения;
- сформированность у воспитанников детского сада представлений о разнообразии обитателей водоемов;
- получение знаний о внешнем виде рыб, способах их передвижения и способах защиты от врагов.
Планирование видов деятельности для реализации проекта по пяти образовательным областям
Речевое развитие.
•Беседы с детьми: «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Свободное общение.
•Рассказы из личного опыта: «Как я с папой был на рыбалке».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.
• Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использование в речи прилагательных (хищная, глубоководная, изумительная, быстрая, ловкая и т. д., глаголов-действий (ныряет, прыгает, плавает, извивается, заглатывает и т. д.)
• Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».
• Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?», «Как рыбка плавает и дышит?», «Зачем рыбке глаза?».
•Чтение художественной литературы:
Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по теме.
Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке», И. Крылов «Лебедь, щука и рак»,
Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка»,
• Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.
• Словарная работа по теме.
Познавательное развитие.
• Обобщающая беседа о рыбах. Объяснение пословиц и поговорок о рыбах.
•Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.
• Д/И «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?»
Социально-коммуникативное развитие.
•Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Рыбный рынок», «Рыбалка» Определить место, где будет разыгрываться сюжет игры.
• Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.
•Ручной труд: изготовление альбома «Рыбы»,
• Беседы о трудовых действиях рыбаков.
• Беседа о способах ухаживания за аквариумными рыбками. Уход за рыбками, аквариумом.
Безопасность.
•Беседа с детьми: «Правила безопасного поведения на водоёме», «Уход за аквариумными рыбками».
Художественно-эстетическое развитие.
Продуктивная деятельность
• Рисование «Аквариум с рыбками», игровое упражнение «Узнай и дорисуй рыбку»
• Аппликация «Обитатели водоема»
• Лепка
• Отгадывание и составление загадок по теме.
• Конструирование из бумаги в технике оригами «Летучие рыбы»
Музыка.
По плану музыкального руководителя.
Физическое развитие
•Подвижные игры: «Удочка», «Весёлая рыбка», «Караси и щука», «Кто больше поймает рыбок?»
• Пальчиковая игра «Рыбка».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
•Книжный уголок: чтение рассказов и стихов о разнообразии обитателей водоёмов. Подбор иллюстраций с изображением различных рыб.
•Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
•Центр продуктивной деятельности: картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т. д. (подборка материалов для коллективной работы по теме)
Взаимодействие с семьёй
• Оформление группы работами детского творчества по теме.
• Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм.
• Выставка рисунков по теме.
• Создание с родителями альбома «Наша семья на рыбалке»
Итоги проекта
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.
Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
В процессе работы над проектом дети изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.
Дети имеют первоначальные представления (на возрастном уровне) о традиционных нормах морально-нравственного поведения.
Оформление выставки «Удивительный мир рыб»
Книжка-малышка "Правила поведения на воде"
Театрализованная постановка отрывка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
Список использованной литературы
1. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб.: КАРО, 2010
2. Голуб В. Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
3. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «2-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.: цв. Вкл.
5. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
7. Интернет-ресуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»
Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста Эта удивительная соль
Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возмо...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Удивительное превращение мыла»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла/...
ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные часы»
ООД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные часы» ...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух и его удивительные свойства».
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с воздухом. Задачи:Образовательные:Расширять знания воспитанников о свойствах воздуха. Сформировать представления об ...
- Мне нравится (1)