Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух и его удивительные свойства».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания воспитанников о свойствах воздуха. Сформировать представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для животного мира и здоровья человека.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
Обогащать словарь, развивать умение давать полные ответы на вопросы. Развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Формировать целостную картину мира.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать природу, от загрязнения воздуха. Формировать доброжелательность и навыки сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_svoystva_vozduha.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно – исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Воздух и его удивительные свойства».
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с воздухом.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания воспитанников о свойствах воздуха. Сформировать представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для животного мира и здоровья человека.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
Обогащать словарь, развивать умение давать полные ответы на вопросы. Развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Формировать целостную картину мира.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать природу, от загрязнения воздуха. Формировать доброжелательность и навыки сотрудничества.
Методы и приемы:
-Наглядные;
-Словесные;
- Практические;
- ИКТ.
Предварительная работа: Беседы «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому». Просмотр мультфильмов
«Что такое воздух?». «Энциклопедия для детей». «Логопед Для Вас».
https://rutube.ru/video/350421c74d165936acfbe5c5b7f13b02/
«Что такое Воздух?». «Энциклопедия для детей». «Развивающий мультик для детей». «Знакомство с воздухом»
https://yandex.ru/video/preview/6503800690677174740
Загадывание загадок про явления природы. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, пословиц познавательного характера. Наблюдение за ветром, снегопадом.
Вид детской деятельности: экспериментальная деятельность.
Форма организации детей: совместная деятельность.
Форма организации обучения: подгрупповая.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация, лаборатория, водолаз, космонавт, свечка, фарфоровое блюдце, воздушный шар, панно «Чистый воздух вокруг нас».
Раздаточный материал: музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки), капсулы от киндеров с разным запахом, миски с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканы, знаки кружочки (зеленые и красные), бумажные салфетки.
Планируемый результат: Дети умеют экспериментировать с воздухом, знают о свойствах воздуха, источниках его загрязнения, делают выводы и умозаключения, отвечают на поставленные вопросы.
Ход занятия:
- Организационный момент. Введение в тему.
Воспитатель: Здравствуйте мои друзья! Я принесла вам загадку, хотите послушать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Ответы детей: воздух.
Воспитатель; Молодцы! Правильно, а как вы думаете, что такое воздух?
Ответы детей: воздух — это то чем мы с вами дышим.
Воспитатель: Да, ребята.
СЛАЙД 1.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит узнать:
- какими свойствами воздух обладает.
- как его обнаружить.
- везде ли есть воздух.
Воспитатель: Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и отправимся в лабораторию.
- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей: лаборатория — это место где ученые проводят свои опыты.
СЛАЙД 2.
Воспитатель: Молодцы! Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты, совершают научные открытия.
Воспитатель: Кто работает в лаборатории?
Ответы детей: ученые, профессора, лаборанты.
Воспитатель: - В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
-Соблюдать тишину
-Не мешать друг другу
-Не толкать соседа во время работы
-Сначала посмотри, а потом повтори
-Выполнил и положи на место.
Дети повторяют правила.
- Воспитатель: в лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем специальную одежду.
Дети надевают фартуки, шапочки, нарукавники.
Ответ детей: - Готовы!
Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух.
Воспитатель: Наш лозунг:
-Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Дети проходят к столам, где расставлено необходимое оборудование для опытов.
2 Основная часть. Поисково-исследовательская деятельность.
Опыт 1. «Поймаем воздух».
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Ответы детей: Нет, не видим. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: - Да.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Ответы детей: в пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Ответы детей: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Ответ детей: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Ответ детей: в нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
Ответ детей: воздухом.
Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
Дети делают вдох и выдох.
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Ответы детей: мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух и он легче воды.
Воспитатель: а сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Ответ детей: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Не везде есть воздух? Как дышат в воде, в космосе?
Дети берут баллоны с воздухом.
Воспитатель: Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах.
Слайд 3.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод делают дети: человек не может жить без воздуха.
Опыт 3. «Воздух можно услышать».
Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Я надуваю шарик, где сейчас воздух? Чтобы услышать воздух, спускаю шарик. Что происходит?
Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?
Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод делают дети: - звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 4. «Ветер – это движение воздуха».
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
Ответ детей: можно подуть.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом.
Ответ детей: веер движется и как бы подгоняет воздух.
Вывод делают вместе с педагогом: Когда воздух движется, получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети машут веерами над салфетками-снежинками.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Ответы детей: Ветер заставляет двигаться нашу снежинку.
Воспитатель: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Слайд 4.
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?
Ответы детей: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Вывод. Ответы детей: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Воздух»
Мы сидели, мы устали,
Воздух дружно изучали,
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись
Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей
Раз и два, раз и два – закружилась голова
1, 2, 3, 4, 5, ноги надо нам размять (прыжки)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
Опыт 5. «Воздух не имеет запаха».
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Чем может пахнуть воздух?
Ответы детей: если воздух чистый, он не имеет запаха. Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Ответы детей: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами, у меня кофе и т.д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод. Ответы детей: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Слайд 5.
Опыт 6. «Воздух занимает место».
Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в контейнер с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.
- Она намокла или нет?
- Почему бумага осталась сухой?
Воспитатель: Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Воспитатель ведет диалог, вовлекает в совместное обсуждение, обобщает высказывания. Задает вопросы. Дети слушают. Выражают собственные мысли.
Воспитатель: а теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?
Ответ детей: Мокрая.
Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Слайд 6,7.
Опыт 7. «Воздух может двигать предметы».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем обратный отсчёт 5,4,3,2,1 старт.
Воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому.
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты? Почему она полетела?
Ответы детей: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Вывод. Ответы детей: Воздух может двигать предметы.
Опыт 8. «Пламя загрязняет воздух».
Воспитатель: Зажигаю свечу. Горит пламя.
Ребята, может ли маленькое пламя этой свечи загрязнить воздух?
Ответ детей: нет.
Держу над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
Дети делятся впечатлениями.
Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.
Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, машины.
Слайд 8.
Воспитатель: Предложите варианты очистки воздуха.
Слайд 9.
Ответы детей: На заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы.
Воспитатель: Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам закончить панно «Чистый воздух вокруг нас».
Дети на готовом панно зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.
3 часть. Итоговая. Анализ и обобщение результатов экспериментирования.
Воспитатель: Ребята, а что нового вы узнали сегодня?
Что было сложно и трудно?
А что было самым-самым интересным? (ответы детей). Что вы расскажите своим мамам и папам вечером? (ответы детей).
Вывод. Ответы детей: Воздух невидимый, прозрачный, легче воды, его можно услышать. чистый воздух не имеет запаха, но способен передавать запах окружающих веществ.
Воспитатель: Ребята, теперь помогите убрать приборы со столов в нашей лаборатории. Вы, молодцы! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»
Данный вид деятельности был представлен вниманию жюри на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса действие проходило на базе "чужого...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»
Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи: -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».
Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...