Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух и его удивительные свойства».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с воздухом.

 Задачи:

Образовательные:

Расширять знания воспитанников о свойствах воздуха.  Сформировать представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для животного мира и здоровья человека.

Развивающие:

Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

Обогащать словарь, развивать умение давать полные ответы на вопросы. Развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Формировать целостную картину мира.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать природу, от загрязнения воздуха.  Формировать доброжелательность и навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   познавательно – исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Воздух и его удивительные свойства».

Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с воздухом.

 Задачи:

Образовательные:

Расширять знания воспитанников о свойствах воздуха.  Сформировать представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для животного мира и здоровья человека.

Развивающие:

Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

Обогащать словарь, развивать умение давать полные ответы на вопросы. Развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Формировать целостную картину мира.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать природу, от загрязнения воздуха.  Формировать доброжелательность и навыки сотрудничества.

Методы и приемы:

-Наглядные;

-Словесные;

- Практические;

- ИКТ.

Предварительная работа: Беседы «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому».  Просмотр мультфильмов

«Что такое воздух?».  «Энциклопедия для детей». «Логопед Для Вас».

https://rutube.ru/video/350421c74d165936acfbe5c5b7f13b02/

«Что такое Воздух?». «Энциклопедия для детей».  «Развивающий мультик для детей». «Знакомство с воздухом»

https://yandex.ru/video/preview/6503800690677174740

Загадывание загадок про явления природы.  Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, пословиц познавательного характера. Наблюдение за ветром, снегопадом.

Вид детской деятельности: экспериментальная деятельность.

Форма организации детей: совместная деятельность.

Форма организации обучения: подгрупповая.

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал: презентация, лаборатория, водолаз, космонавт, свечка, фарфоровое блюдце, воздушный шар, панно «Чистый воздух вокруг нас».

Раздаточный материал: музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки), капсулы от киндеров с разным запахом, миски с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканы, знаки кружочки (зеленые и красные), бумажные салфетки.

Планируемый результат: Дети умеют экспериментировать с воздухом, знают о свойствах воздуха, источниках его загрязнения, делают выводы и умозаключения, отвечают на поставленные вопросы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  Введение в тему.

Воспитатель: Здравствуйте мои друзья! Я принесла вам загадку, хотите послушать.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Ответы детей: воздух.

Воспитатель; Молодцы! Правильно, а как вы думаете, что такое воздух?

Ответы детей: воздух — это то чем мы с вами дышим.

Воспитатель: Да, ребята.

СЛАЙД 1.

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

 Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Сегодня нам предстоит узнать:

  • какими свойствами воздух обладает.
  • как его обнаружить.
  • везде ли есть воздух.

Воспитатель: Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и отправимся в лабораторию.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей: лаборатория — это место где ученые проводят свои опыты.

СЛАЙД 2.

Воспитатель: Молодцы!  Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты, совершают научные открытия.

Воспитатель: Кто работает в лаборатории?

Ответы детей: ученые, профессора, лаборанты.

Воспитатель: - В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

-Соблюдать тишину

-Не мешать друг другу

-Не толкать соседа во время работы

-Сначала посмотри, а потом повтори

-Выполнил и положи на место.

 Дети повторяют правила.

- Воспитатель: в лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем специальную одежду.

Дети надевают фартуки, шапочки, нарукавники.

Ответ детей: - Готовы!

Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух.

Воспитатель: Наш лозунг:

-Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!

Дети проходят к столам, где расставлено необходимое оборудование для опытов.

2 Основная часть. Поисково-исследовательская деятельность.

Опыт 1. «Поймаем воздух».

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Ответы детей: Нет, не видим. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе!  Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

 Дети: - Да.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Ответы детей: в пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Ответы детей: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?

Ответ детей: Из пакета выходит воздух.

Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Ответ детей: в нём нет воздуха, он весь вышел.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

Ответ детей: воздухом.

Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

Дети делают вдох и выдох.

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?

Ответы детей: мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух и он легче воды.

Воспитатель: а сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Ответ детей: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Не везде есть воздух? Как дышат в воде, в космосе?

Дети берут баллоны с воздухом.

Воспитатель: Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах.

Слайд 3.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод делают дети: человек не может жить без воздуха.

Опыт 3. «Воздух можно услышать».

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Я надуваю шарик, где сейчас воздух? Чтобы услышать воздух, спускаю шарик.  Что происходит?

Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?

Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод делают дети: -  звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4. «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Ответ детей: можно подуть.

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом.

Ответ детей: веер движется и как бы подгоняет воздух.

Вывод делают вместе с педагогом: Когда воздух движется, получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети машут веерами над салфетками-снежинками.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Ответы детей: Ветер заставляет двигаться нашу снежинку.

Воспитатель: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Слайд 4.

Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?

Ответы детей: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Вывод. Ответы детей: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Воздух»

Мы сидели, мы устали,

Воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей

Раз и два, раз и два – закружилась голова

1, 2, 3, 4, 5, ноги надо нам размять (прыжки)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

Опыт 5. «Воздух не имеет запаха».

Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Чем может пахнуть воздух?

Ответы детей: если воздух чистый, он не имеет запаха. Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Ответы детей: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами, у меня кофе и т.д.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод. Ответы детей: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Слайд 5.

Опыт 6. «Воздух занимает место».

Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в контейнер с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.

- Она намокла или нет?

-  Почему бумага осталась сухой?

Воспитатель: Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

Воспитатель ведет диалог, вовлекает в совместное обсуждение, обобщает высказывания. Задает вопросы. Дети слушают. Выражают собственные мысли.

Воспитатель: а теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?

Ответ детей: Мокрая.

Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Слайд 6,7.

Опыт 7. «Воздух может двигать предметы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем обратный отсчёт 5,4,3,2,1 старт.

Воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому.

Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты? Почему она полетела?

Ответы детей: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?

Вывод. Ответы детей: Воздух может двигать предметы.

Опыт 8. «Пламя загрязняет воздух».

Воспитатель: Зажигаю свечу. Горит пламя.

Ребята, может ли маленькое пламя этой свечи загрязнить воздух?

Ответ детей: нет.

Держу над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.

Дети делятся впечатлениями.

Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.

Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, машины.

Слайд 8.

Воспитатель: Предложите варианты очистки воздуха.

Слайд 9.

Ответы детей: На заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы.

Воспитатель: Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам закончить панно «Чистый воздух вокруг нас». 

Дети на готовом панно зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.

3 часть. Итоговая. Анализ и обобщение результатов экспериментирования.

Воспитатель: Ребята, а что нового вы узнали сегодня?

Что было сложно и трудно?

А что было самым-самым интересным? (ответы детей). Что вы расскажите своим мамам и папам вечером? (ответы детей).

Вывод. Ответы детей: Воздух невидимый, прозрачный, легче воды, его можно услышать. чистый воздух не имеет запаха, но способен передавать запах окружающих веществ.

Воспитатель: Ребята, теперь помогите убрать приборы со столов в нашей лаборатории. Вы, молодцы!  Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»

Конспект познавательно-исследовательской  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: ««Чудо-соль. Поможем Незнайке»Цель: формировать представления о природных объ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи:  -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...