Образовательная программа "Удивительное рядом" по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pid_dou52_kansk.docx87.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

«    »  ______________ 2018г.

Проток №__________

Председатель Педагогического совета

О.В.Справникова_________________

 УТВЕРЖДЕНО

Заведующий Муниципального бюджетного      дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

№ 52 «Веселый дельфин»

Приказ №  _____

от «    »  _________2018г.

 _____________ О.В.Справникова

Парциальная образовательная программа

 по познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 «Удивительное рядом»

г. Канск

2018 г.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Ребенок в дошкольном возрасте – это исследователь, который проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ними, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.  Также от него требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи поисково-познавательной, поисково-исследовательской деятельности детей отмечают, что «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта».

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Следовательно основной задачей нашего детского сада стала необходимость в создании оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

 А так как приоритетное направление нашего ДОУ направлено на познавательно - речевое развитие мы активно работаем над проблемой организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Коллективом ДОУ организованны в микро и макро среде уголки экспериментирования, «Метеоплощадка», «Экологическая тропа» и разработана программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом» (далее-программа), которая является частью ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273 (от 29.12.12г);

- Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Уставом МБДОУ.

Программа определяет содержание и организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Программа разработана на основе Программы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Ребенок в мире поиска» Дыбиной О.В., Щетининой В.В., Поддьякова Н.Н. с учетом технологии «Проектная деятельность старших дошкольников» авт.-сост. В.Н. Журавлева, программы  «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Цель: развитие познавательного интереса дошкольников в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

 Задачи:

- расширять представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами);

- развивать у дошкольников умения планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применять результаты познания в разных видах детской деятельности;

- развивать  любознательность, инициативность и самостоятельность детей.

Принципы и подходы:

принцип «развивающейся интриги»:

- предполагает, что процесс воспитания и обучения должен содержать в себе пружину развивающейся интриги. Страстно желая открывать всё новые знания по интересующему вопросу, ребенок не ждет разъяснений взрослого, он сам активно прогнозирует, строит догадки, предположения, мысленные и реальные эксперименты.

принцип развивающего обучения:

- целью, которого является развитие ребенка;

-предполагает подкрепление всех средств познания научно обоснованными и практически апробированными методиками.

принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития познавательно-экспериментальной деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

принцип «проблематизации» детской жизни: 

- заключается в противоречивости в содержании имеющихся у детей и вновь получаемых знаний, как основе саморазвития и развития

принцип активизации и стимулирования исследовательского опыта дошкольников: - заключается в создании условий для решения исследовательских задач, преобразования полученных знаний и вариативного применения сформированных умений.

принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников:

 - предполагает, что взрослый может участвовать в этом процессе только косвенно, создавая благоприятные условия для развития всех видов экспериментирования дошкольников. Большое значение в этом процессе имеет создание развивающей среды.

принцип взаимодействия с семьей:

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 

принцип сочетания индивидуальных, групповых и  коллективных форм организации познавательно-исследовательской деятельности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.

При построении содержания программы предусмотрены подходы:

- деятельностный – ребенок овладевает деятельностью постепенно: сначала обучается вместе со взрослым, потом пользуется деятельностью во взаимодействии со сверстниками, затем действует самостоятельно.

- личностно-ориентированный – педагог в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!”.  Педагог,  не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Тактика общения — сотрудничество.

  - проблемно - диалогический - организация активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно поставленным содержанием. Стержневым понятием проблемного образования является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Проблемные ситуации обусловливают порождение познавательной мотивации и мышления детей, направленных на поиск, «открытие» нового.

- средовой – моделирование специально организованной макро и микро среды  ДОУ. Среда рассматривается нами как совокупность взаимодополняющих компонентов: образовательно - развивающий (образовательные ситуации), предметный (развивающие игры, игрушки), психологический (различные виды коммуникаций в группе и ДОУ в условиях меняющейся среды).

  - системный подход к интеграции отдельных образовательных областей, подбору содержания, формулированию задач ПИД. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. (см. ООП ДО п. 1.1.3)

Программа «Удивительное  рядом» рассчитана для детей от 5 до 7 лет (старшие и подготовительные группы).

Кадровый состав МБДОУ: в реализации программы принимают участие воспитатели групп старшего дошкольного возраста, педагоги «Станции юных натуралистов» и «Дома детского и юношеского туризма и экскурсий».

Педагогами ДОУ пройдены курсы повышения квалификации по темам «Введение в исследовательскую деятельность», «Специфика реализации программы «Развитие» по познавательно-речевому развитию детей», семинар «Разработка образовательных модулей познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в МБДОУ. Реализация программы предполагает активное участие родителей, направляя их на формирование партнерства и сотрудничества в процессе воспитания активного, любознательного ребенка

Приоритетная деятельность по познавательному развитию дошкольников в нашем ДОУ осуществляется через различные виды и формы организации детской деятельности: непосредственно образовательную, экспериментально - опытническую деятельность, игровую, проектную деятельность, экскурсии, систему наблюдений в природе и работу с календарем природы  по программе  «Юный эколог» С.Н. Николаевой, кружковую деятельность «Эколошкин чемодан»,  «Краеведение: мой город».

Для организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда. В группах оборудованы «Уголки экспериментирования», в холле детского сада создана «Лаборатория», на территории учреждения находятся «Метеостанция» и «Экологическая тропа», что позволяет дошкольникам постигать все многообразие окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами.

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

Результатами освоения содержания программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры конкретизированы планируемыми результатами освоения ООП ДО.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

5-6 лет

- имеет представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- проявляет интерес к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира;

- умеет наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами;

- умеет планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применяет результаты познания в разных видах детской деятельности;

- проявляет любознательность, инициативность и самостоятельность.

6-7 лет

- сформированы представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- активно проявляет интерес к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира;

- умеет самостоятельно наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами;

- умеет самостоятельно планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применяет результаты познания в разных видах детской деятельности;

- проявляет любознательность, инициативность и самостоятельность.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка, представленного в образовательной области «Познавательное развитие»

Познавательное развитие направлено на:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания, развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей, развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

Образовательный процесс в рамках реализации Программы условно подразделен на:

-совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей в рамках реализации Программы.

Распределение образовательной деятельности в режиме дня

Образовательная деятельность

Время проведения

НОД по поисково-исследовательской деятельности (по  плану)

- Старшая группа

- Подготовительная группа

1 раз в 2 недели (не более 25 минут)

1 раз в 2 недели (не более 30 минут)

Элементарное экспериментирование, игры - эксперименты  в старших и подготовительных группах

1 раз в неделю во 2 половине дня

Познавательные беседы

1 раз в неделю или по запросу детей

Наблюдения за природой

ежедневно

Труд в уголке природы, огород на окне

ежедневно

Проектная деятельность

По интересам детей

Экскурсии, походы

1 раз в квартал

Познавательные игры

Ежедневно

Перспективное планирование по программе «Удивительное рядом» для старшей и подготовительной групп (Приложение № 1)

2.2. Описание вариативных форм, способов,  методов

Направление развития

Формы

Методы, приемы,

Средства

Познавательное

• познавательные беседы по изучаемой теме

• экскурсии

• прогулки-походы в природу

• наблюдения

• опытно-экспериментальная деятельность

• игровая деятельность

• творческие задания

  • поисково-исследовательская лаборатория
  • решение проблемных ситуаций
  • экспериментирование
  • коллекционирование
  • моделирование
  • проектная деятельность
  • клуб математических игр, праздников, турниров и забав
  • игры (сюжетные, с правилами)
  • игры  и развлечения  интеллектуального

Методы сообщения детям познавательной информации: •использование разнообразных знаков и символов, наглядных моделей,  образно-символических изображений;

• демонстрация наглядного материала.

• проведение познавательных бесед по изучаемой теме с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих заданий и упражнений;

•использование вербальных и образно-двигательных инструкций

Методы осуществления детьми познавательной деятельности:

•обследование детьми различных предметов, используемых на занятии и в развивающих играх;

• практические манипуляции и игры-экспериментирования детей с разнообразными материалами, используемыми на занятии и в развивающих играх;

• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира, трудом взрослых и т.д.;

  • использование разнообразных знаков и символов, наглядных моделей,  образно-символических изображений;

• опытное экспериментирование с природным материалом;

• составление картин из заготовок (на заданную тему);

• составление коллажей  (на заданную тему);

• динамические игры познавательного содержания.

Методы повышения познавательной активности детей:

• вопросы воспитателя;

• сравнительный анализ;

• классификация и обобщение игрового материала;

• создание проблемных ситуаций;

• размещение игрового материала и оборудования в разных

частях пространства групповой комнаты.

Наглядные методы и приемы:

  • обследование предметов, образцов,
  • подробный показ всех этапов изготовления поделки;
  • показ отдельных этапов выполнения поделки в сочетании с речевой инструкцией и опорой на рисунки-схемы этапов;
  • рассматривание картинок, иллюстраций к теме.
  • Словесные методы и приемы:
  • беседа по вопросам (наводящим, уточняющим, обобщающим);
  • художественное слово (стихотворение, загадка);
  • речевая инструкция воспитателя.

Практические  методы и приемы:

  • воспроизведение поделки с опорой только на схемы, чертежи этапов изготовления;
  • анализ и синтез;
  • проблемная ситуация;
  • упражнение;
  • анализ и обыгрывание готовых детских работ;

Игровые приемы:

  • пояснения от лица кукольных персонажей, советы, подсказки, оценка детских работ;
  • сюрпризные моменты и др.

• наглядно-демонстрационный и раздаточный материал

• предметные и сюжетные картинки; модели, схемы, планы;

•условно-схематические изображения,  знаки и символы;

• литературный материал (считалки; стихи и загадки,   наглядно иллюстрирующие многообразие математических отношений, существующих в окружающем мире);

• музыкальный материал (музыкальные произведения с четко выраженной ритмической структурой).

«Сенсорные свойства объектов»:

• игры-экспериментирования

• сенсорное обследование

• анализ и сравнение сенсорных свойств, качеств, признаков объектов;

• вербализация результатов практических действий (обследование, анализ, сравнение);

• игры, развивающие ориентировку в трехмерном пространстве на основе его чувственного отражения (по сенсорным ориентирам – звуку, запаху, цвету и т.д.);

• игры на развитие ассоциативности восприятия и мышления, визуально-образного восприятия.

 «Количественно-числовые и другие математические отношения»:

• анализ и сравнение сенсорных свойств объектов

• игровые действия с предметами и материалами, направленные на установление количественно-числовых и других математических отношений, существующих между объектами окружающего мира

• знаково-символическое моделирование количественно-числовых и других математических отношений с использованием моделей

Пространственные отношения:

• знаково-символическое моделирование пространственных отношений

• игры на ориентировку в трехмерном пространстве на основе его чувственного отражения

• игры на ориентировку в двухмерном пространстве

  • схемы, чертежи
  • трафареты
  • иллюстрации, картинки, фотографии по теме (для обогащения визуального опыта и расширения ориентировочной основы);

        Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. Основной единицей образовательного процесса выступает непосредственно образовательная деятельность, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.  Непосредственно образовательная деятельность протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью этой деятельности  является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает, по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная  деятельность детей

Беседа

Рассматривание

Наблюдение

Чтение

Развивающая игра

Экспериментирование

Проектная деятельность

Экскурсия

Игры – эксперименты

Создание коллекций, выставок

Проблемная ситуация

Просмотр фильмов, слайдов

Досуги, развлечения

Целевые прогулки

Рассматривание иллюстраций с использованием мультимедийного оборудования

Игровые задания

Ребусы

Интегрированная деятельность

Познавательная игротека

Исследовательская деятельность

Работа на прогулочных площадках

Экологическая тропа

Игры - путешествия

Наблюдения

Рассматривание

Чтение

Игры- экспериментирование

Ситуативный разговор с детьми

Экскурсии

Интегрированная  деятельность

Исследовательская деятельность

Общение по интересам

Беседа

Создание коллекций

Проектная деятельность

Экспериментирование

Проблемные ситуации

Игровые обучающие ситуации

Моделирование

Игры с природным материалом, дидактические

Опыты и эксперименты

Наблюдения

Дневник наблюдений

Составление алгоритмов действий

Фиксация результатов деятельности

Выбор темы

Подбор материала

Изготовление поделок, игрушек

Культурные практики

В дошкольном учреждении организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (игры-эксперименты, опыты, игровые задания и др.) направлена на обогащение содержания познавательных игр, освоение детьми умений, необходимых для организации самостоятельных игр-экспериментов, опытов и др.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.).

Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.  Организация досугов в соответствии с интересами по познавательно-исследовательской деятельности детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок «Эколошкин чемодан», «Краеведение».

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, в экспериментальном и природном уголке групп, в «Лаборатории».

Ситуации общения и накопления положительного эмоционального опыта при общении с природой, реализуется через  систему наблюдений  по  С.Н.Николаевой и работу с календарем природы. Содержание деятельности направлено на  формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.  Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Формирование у дошкольников экологической культуры реализуется посредством совместных и самостоятельных наблюдений в природе, работы с календарем природы пиктограммно-символического типа (недельная методика), проведением опытов, стремлением рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (в игре, продуктивной деятельности, ухаживать за растениями и т.д). В группах и помещениях ДОУ организована  и оборудована зоны природы - экологической среда в группах, экологической тропинка детского сада, ландшафтное оформление территории.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Задача педагога – помочь дошкольнику определиться, направить и увлечь его этой деятельностью, в которой, с одной стороны, ребенок в большей степени может удовлетворить свои познавательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, с другой педагог может решить педагогические задачи.

Ребенок дошкольного возраста уникален, включаясь в разные виды деятельности, он стремится познать, преобразовать мир самостоятельно, за счет возникающих инициатив. Познавательно-исследовательская деятельность также может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности и педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Возраст: 5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  2. уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  3. поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
  4. создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  5. при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  6. привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  7. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

Возраст: 6-7 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  6. создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

В ДОУ создана образовательная среда, которая побуждает ребенка к действию, может спровоцировать попытки действовать по-новому и поддержать детскую инициативу.

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Система взаимодействия с родителями включает:

- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на познавательное развитие ребенка;

-  обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах- практикумах, мастер-классах и открытых занятиях.

Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников

Интерактивная форма

Традиционная форма

      Просветительская форма

- Анкетирование.

- «Круглые столы».

- Дискуссии.

- Вечера вопросов и ответов.

- Консультационный центр  

- Проектно-исследовательская  деятельность

- Участие родителей в методических

мероприятиях ДОУ.

- Фестивали, акции

- Помощь в создании предметно-развивающей среды.

- Родительские собрания.

- Совместные мероприятия с детьми.

- Выставки

- Семинары-практикумы.

- Открытые занятия

- Информационные уголки для родителей.

- Слайд - презентации специалистов ДОУ по направлениям деятельности.

- Педагогические консультации, беседы.

- Выпуск бюллетеней, информационных листовок, папок-передвижек.

- Дни открытых дверей.

Примерное планирование  работы с родителями

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

-Анкетирование.

-Родительское собрание: «Знакомство с программой «Юные исследователи». Проблемы и перспективы реализации Программы

-Консультация: «Влияние познавательно – исследовательской деятельности на развитие ребенка. Особенности поисковой деятельности детей 5-6 летнего возраста».

октябрь

2.

-Буклет «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом».

-Совместное занятие (дети, родители) «Экспериментируем вместе»

ноябрь

3.

-Мастер-класс для родителей «Опыты в домашних условиях»

-Мастер-класс для родителей: «Творим, измеряем, преобразуем»

декабрь

4.

-Выставка совместных новогодних поделок (родители/дети) из бросового материала

-Выставка совместных поделок (родители/дети)

«Вторая жизнь предмету»

январь

5.

-Консультация «Как увлечь ребенка? Занимательная физика и химия»

-Экскурсия для детей в «Центр детского технического творчества»

февраль

6.

-Родительская конференция «Исследуем и познаем новое»

- «Вечер вопросов и ответов»

март

7.

-Родительское собрание: «Проекты в детском саду. Как помочь ребенку в исследовании».

апрель

8.

-Консультация «Как увлечь ребенка? Игры-эксперименты летом»

май

9.

- Помощь в создании предметно-развивающей среды

- Участие в совместной проектной деятельности с детьми

- Индивидуальное консультирование

- Участие в выставках, помощь в составлении коллекций, мини-музеев

в течение года

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Большая роль в эффективности образовательного процесса детского сада отводится материально - техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В детском саду созданы условия для полноценного развития детей.

Материально-техническое обеспечение ДОУ выстроено в соответствии с принципами:

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающей возможность изменения развивающей предметно- пространственной  среды.

В детском саду созданы следующие материально-технические условия:

- групповые ячейки;

- холлы

- прогулочные участки.

В составе групповой ячейки находится:

1.   Приемная    -  предназначена  для  приема  детей. Приемные информационными стендами для  родителей, где педагоги размещают консультации, буклеты, памятки и др. по познавательно-исследовательской деятельности.

2.   Групповая  -  предназначена  для  проведения  игр,  занятий  и  приема  пищи. Для познавательно-исследовательской деятельности в группе организованы уголки природы и экспериментирования, где дети могут проводить элементарные опыты с водой, песком, почвой и др.

         В холле оборудована «Лаборатория»,  где детям предоставляется большая возможность овладеть средствами познавательно-исследовательской деятельности, способами действий исследования объектов неживой природы (свет, магнит, звук и др.) для расширения познавательного опыта. Она оборудована: материалами для ознакомления с их свойствами, оборудованием для экспериментирования, приборами, моделями/иллюстрациями, наглядными демонстрационными материалами и др.

ДОУ располагает 12 прогулочными участками для всех групп, где имеются веранды, песочницы, малые игровые формы. Имеется оборудованная спортивная площадка для проведения физкультурных занятий, гимнастики в тёплый период года, праздников, развлечений, самостоятельной двигательной активности детей. А т. ж. для организации наблюдений, опытов и экспериментов педагогами созданы «Метеостанция» и «Экологическая тропа».

Методическое обеспечение

«Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.

«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Рахманова Н.П., Дыбина О.В., Щетинина В.В.

«Развитие». Программа нового поколения для ДОУ. Изд. 2, испр. и доп. /Под ред. О.М. Дъяченко.

Жукова О.Г Предметная среда. Сенсорика. Экология: Сборник практических материалов для ДОУ к  программе «Развитие».

Кайе В.А. Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие.

Николаева С.Н. «Юный эколог». Система  работы в младшей (средней, старшей, подготовительной к школе) группе.

Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для   воспитателей дошкольных  учреждений.

Проектная деятельность старших дошкольников \авт.-сост. В.Н. Журавлева.

«Я узнаю мир. Рабочая тетрадь для детей» (5-6, 6-7 лет) О.В. Дыбина

Серия «Мир животных», 1996г. «Белфаксиздатгрупп», русская версия.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой  младшей группе детского сада. Конспекты занятий.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  Для работы с детьми 2-4 лет.  

Хюндлингс А. «Вода и воздух. Советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет». Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования, 2015 г.

                                           

Методическое обеспечение кружка «Эколошкин чемодан»

        Востребованность у родителей, заинтересованность педагогов,  позволила организовать кружковую деятельность, позволяющую максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные  способности, проявить творческий потенциал. Кружковую работу ведет специалист Станции юных натуралистов.

Название

Реализуемая программа, методическая литература

Цель деятельности

«Эко

лошкин чемодан»

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997 
  2. Гелетон А.  Жизнь зеленого растения. – М., 1985.
  3. Гризик Т. И. Познаю мир. – М.: просвещение, 2000.
  4. Дворошовский М.С.  Экология растений. – М., 1989.
  5. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
  6. Литвинов Л.С., Жиренко О.Е.  Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 200
  7. Лопатина А. Скребкова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях. – М.: Сфера, 1998.
  8. Лопатина А. Скребкова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО Книжный Дом Локус, 2002.
  9. Ляшова Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1 – 4 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  10. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Аркти, 2004.
  11. Минин А.А. Живи дерево / Методическое пособие по изучению и охране деревьев. - М.: Пасьва, 2002.
  12. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.
  13. Плешаков А. А. Зеленый дом. - : просвещение, 1999.
  14.  Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника
  15. Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. – СПб.: ИКФ МиМ-Экспресс, 1997.
  16. Энциклопедия для детей: Биология. – М.: Росмэн, 1997.
  17. Мир и человек. Поурочные планы, 1 класс. / Авт.-сост. В.И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2005.

создание психологически-комфортные условия для развития познавательного интереса обучающихся дошкольного возраста к окружающей природе, ее явлениям и объектам.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

В рамках реализации проекта «Тропинка в мир природы» для проведения образовательной деятельности с дошкольниками по экологическому воспитанию на территории детского сада создана экологическая тропа как специально оборудованный маршрут в природу (альпинарий, огород, водоем и т.д.), оборудована, оснащенная необходимым оборудованием для организации опытно – исследовательской деятельности дошкольников.

    Название центра

Образовательная задача

Примерное оснащение

Предполагаемая деятельность

Уголок природы и экспериментирования в групповых комнатах

Расширять познавательно-исследовательский опыт, использование его в трудовой деятельности

Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудование для ухода за цветами в группе, дневники наблюдения, создание «Огород круглый год», материалы для ознакомления с их свойствами (вода, песок и др.), оборудование для экспериментирования (ложки, стаканы, воронки и др), алгоритмы, схемы.

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, трудовая деятельность: уход за растениями

«Лаборатория» в холле детского сада

 

Овладеть средствами познавательно-исследовательской деятельности, способами действий исследования объекта. Расширение познавательного опыта.

Материалы для исследования: света, электричества, звука, веса, притяжения.

Оборудование для экспериментирования: разнообразные емкости, ложки, палочки, тарелки, воронки и т.п.

Приборы: микроскопы, лупы, весы, виды часов

Модели/иллюстрации для демонстрации предметов, явлений, свойств, календари, макеты разной тематики

Наглядные демонстрационные материалы: круги Лурия, алгоритмы, схемы

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования (разнообразный бросовый материал)

Проведение опытов, экспериментов, исследований

«Экологическая тропа»

Развивать познавательное отношение детей к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Экологическая тропа -  специально оборудованный маршрут в природу (альпинарий, огород, водоем и т.д), оснащенная необходимым оборудованием для организации опытно – исследовательской деятельности дошкольников.

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, трудовая деятельность: уход за растениями

«Метеоплощадка»

Обеспечить условия для проведения детьми исследований,  самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов в зависимости от времени года.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр используется для измерения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер - служит для измерения количества осадков.

Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова

Компас - прибор для определения сторон света (ориентированию на местности)

Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу

Результаты наблюдений фиксируются детьми в групповых календарях природы и погоды.

 Проведение наблюдений, практических работ,  систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  Парциальная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом» разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273 (от 29.12.12г);

- Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Уставом МБДОУ.

Программа определяет содержание и организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.

Программа разработана на основе Программы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Ребенок в мире поиска» Дыбиной О.В., Щетининой В.В., Поддьякова Н.Н. с учетом технологии «Проектная деятельность старших дошкольников» авт.-сост. В.Н. Журавлева, программы  «Юный эколог» С.Н. Николаевой, парциальной программы «Любознайка».

        Цель: развитие познавательного интереса дошкольников в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

       Для организации ПИД созданы условия (уголки экспериментирования в группах, лаборатория в холле детского сада, метеостанция и экологическая тропа на территории ДОУ). ПИД дошкольников организуется в НОД (1 раз в 2 недели не более 25-30 мин) и в самостоятельной деятельности.

       Основные планируемые результаты освоения содержания программы:

- сформированы представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,     размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

    - активно проявляет интерес к совместному со взрослым и самостоятельному познанию окружающего мира;

    - умеет самостоятельно наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами;

- умеет самостоятельно планировать свою деятельность, делать выводы, фиксировать полученные результаты с помощью наглядных средств, применяет результаты познания в разных видах детской деятельности;

- проявляет любознательность, инициативность и самостоятельность.

Приложение № 1

Старший дошкольный возраст(5-6 лет)

Количество: 1 раз в 2 недели

Время проведения: 2-ая половина дня

Литература: 1. Дыбина. О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников».

  1. Хюндлингс А. «Вода и воздух. Советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет.

Месяц

Тема

Задачи

Примерные опыты и эксперименты

октябрь

«Воздух»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

обнаружить атмосферное давление.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

№1«Где теплее?»

№2 «Живая змейка»

№3«Подводная лодка»

№4 «Упрямый воздух»

№ 5 «Салфетка в стакане»

№ 6 «Что быстрее?»

№ 7 «Почему не выливается?»

№ 8 «Самодельный термометр»

(1, стр. 84 – 88)

№ 1 «Воздух в банке закончился?»

(2, стр. 17)

№ 2 «Воздушное тесто» (2, стр. 36)

ноябрь

«Вода»

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Познакомить с процессом конденсации.

Познакомить с силой воды.

№1«Помощница вода»

№2 «Умная галка»

№3«Какие свойства?»

№4 «Куда делась вода?»

№ 5 «Откуда берется вода?»

№ 6 «Водяная мельница» (стр. 82 – 84)

№ 7 «Дырочки» в тряпке (2,  стр. 88)

декабрь

«Песок, глина, камни»

 Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Закреплять свойства объектов неживой природы (песка, глины, камней).

 «Могут ли животные жить в земле?»

«Наверх!»

«Посмотри, потрогай  и расскажи про…(песок, глину, камни) (стр. 89)

январь

«Свет и цвет»

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Познакомить с понятием – свет и как можно увидеть луч света.

Выявить особенности зеркального отражения.

№1 «Уличные тени»

№2 «Изготовление солнечных часов»

№3 «Световой луч»

№4 «Теневой театр»

№ 5 «Живые тени»

№ 6 «Разные отражения»

№ 7 «Двойное отражение»

№ 8 «Солнечные зайчики»

(стр. 90-94)

февраль

«Магниты. Магнетизм»

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами и материалы, не притягивающие к магниту.

Познакомить со свойствами магнита – прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, притяжение, отталкивание.

Познакомить с магнитным полем.

№1 «Мы фокусники!»

№2 «Притягиваются - не притягиваются»

№ 3 «Магнитные силы»

№ 4 «Необычная скрепка»

№ 5 «Два магнита»

№ 6 «Как увидеть магнитные силы?»

(стр. 94-97)

март

«Электричество»

Установить причину возникновения статического электричества.

Познакомить с проявление статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. 

№ 1 «Волшебный шарик»

№ 2 «Волшебники»

№ 3 «Чудо-прическа»

№ 4 «Как увидеть и услышать электричество?»

№ 5 «Волшебные шары»

№ 6 «Вертушка»

(стр. 98-100)

апрель

«Вес, притяжение»

Познакомить с тем, что Земля обладает силой притяжения.

Выяснить, как действует сила притяжения.

№ 1 «Почему все падает на землю?»

№ 2 «Две пробки»

(стр. 101)

май

«Звук»

Познакомить с понятием – звуковые волны, как они распространяются.

подвести к пониманию возникновения эха.

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Выявить причины усиления и ослабления звука.

№ 1 «Как распространяется звук?»»

№ 2 «Где живет эхо?»

№ 3 «Почему Мишутка пищал?»

№ 4 «Как появляется песенка?»

№ 5 «Как сделать звук громче?»

№ 6 «Коробочка с секретом»

№ 7 «Почему не слышно?»

(стр. 102-106)

Подготовительный возраст(6-7 лет)

Количество: 1 раз в 2 недели

Время проведения: 2-ая половина дня

Месяц

Тема

Задачи

Примерные опыты и эксперименты

октябрь

«Вода»

Познакомить детей различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания  различных жидкостей.

Выявить изменение объема жидкости при замерзании, как замерзшая вода двигает камни.

познакомить с круговоротом воды в природе.

познакомить с процессами очистки воды разными способами

№1 «Замерзание жидкостей»

№2 «Изменение объема жидкости»

№3 «Вода двигает камни»

№4 «Круговорот воды»

№5 «Фильтрование воды»  (1, стр. 141-143)

ноябрь

«Воздух»

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород.

Выявить особенности воздушного вихря, определить упругость воздуха.

Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.

№1 «Вертушка»

№2 «Реактивный шарик»

№3 «Соломенный буравчик»

№4 «Парашют»

№ 5 «Как задуть свечу из воронки»

№ 6 «Крепкий спичечный коробок»

№ 7 «Большие - маленькие»

№ 8 «Почемучкины вопросы»

(1, стр. 143-149)

№ 1 «Колпачок для гашения свечи»

 (2, стр. 20)

№ 2 «Что это за газ?» (2, стр. 33)

декабрь

«Свет и цвет»

Показать детям, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.

Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Показать, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра.

№1 «Передача солнечного «зайчика»

№2 «Разведчики»

№3 «Разноцветные огоньки»

№4 «Радуга на стене»

№5 «Волшебный круг» (1,2)

№ 6 «Излучение»

(стр. 149-152)

январь

«Магниты. Магнетизм»

Выявить действия магнитных сил Земли.

Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Объяснить действия магнитных сил, использовать знания для создания картины.

№1 «Земля-магнит»

№2 «Полярное сияние»

№ 3 «Необычная картина»

(стр. 152-154)

февраль

«Электричество»

Выявить, что гроза – проявление электричества в природе.

Понимать принцип работы электроприбора.

 №1 «Как увидеть молнию?»

№2 «Почему лампочка светит?»

(стр. 154)

март

«Вес, притяжение»

Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Представить, как выглядит вода в условиях невесомости.

№1 «Как увидеть притяжение?»

№2 «Выбери»

№3 «Почему легче?» (1,2,3)

№4 «Как дождинки»

(стр. 154-157)

апрель

«Звук»

Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

№1 «Кто быстрее?»

№2 «Передай секрет»

№3 «Звуки в воде»

№4 «Спичечный телефон»

№5 «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

№ 6 «Поющая струна»

№ 7 «Почему мышонок не слышал щуку?»

№ 8 «Как видят летучие мыши?»

(стр. 157-161)

май

«Теплота»

Объяснить изменение объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры.

Объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости то изменений температуры (твердые-жидкие - газообразные).

Выявить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

№1 «Горячо-холодно»

№2 «Волшебные превращения» (1, 2)

№3 «Как не обжечься?» (1, 2, 3)

 (стр. 161-166)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...